0
5478
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.05.2017 00:01:00

Музыка победила холод на Дворцовой

Владимир Дудин

Об авторе: Владимир Владимирович Дудин – журналист, музыкальный критик.

Тэги: классическая музыка, концерт, дворцовая площадь, петербург, екатерина галанова, дмитрий хворостовский, марсело альварес


классическая музыка, концерт, дворцовая площадь, петербург, екатерина галанова, дмитрий хворостовский, марсело альварес «Классика на Дворцовой» – пышный имиджевый проект. Фото Руслана Шамукова

Проект гала-концерта классики существует в Санкт-Петербурге уже пять лет, а с 2014 года он получил престижную прописку на Дворцовой площади. Именно там, у стен Эрмитажа, в день своего рождения город демонстрирует, что является «местом силы», притягивающим лучших оперных певцов страны и мира. На этот раз в «Классике на Дворцовой» наряду со звездной молодежью выступили и два всемирно знаменитых друга-ровесника – русский баритон Дмитрий Хворостовский и аргентинский тенор Марсело Альварес.

Петербург напоминает о себе и как о городе со своенравным и даже суровым климатом, который под силу лишь выносливым и терпеливым. На сей раз в девять вечера столбик термометра едва держался на плюс 10. Спустя два часа похолодало еще на пару градусов. Дождь начинал накрапывать, но как будто решил, что испытания холодом участникам и слушателям достаточно, и отступил.

Разителен был контраст между сидевшим в партере меньшинством и стоявшим за оградой многотысячным большинством слушателей, одетых по-осеннему, в теплых шапках и платках, и обнаженными декольте оперных див. Можно было догадаться, как завидовали им закутанные VIP-дамы – явные любительницы светских тусовок, вынужденные прятать свои фэшн-прелести под пальто и куртки. Как ни парадоксально, но после концерта даже такие теплолюбивые сопрано, как болгарка Соня Йончева и урожденная австралийка Даниэлль де Низ, ныне живущая в Лондоне, на вопрос, как им такая погодка, легкомысленно отвечали: «Нормально!»

После этого оставалось лишь развести руками и убедиться в азартности див, великой и могучей согревающей силе оперного искусства. А платья они, роскошные оперные жрицы, меняли в течение вечера по нескольку раз. У традиционных розового и желтого выигрывал цвет морской волны, глубокий бирюзовый, без сомнения, вызывавший ассоциации с неминуемым летним отдыхом. Солисты же, одетые в традиционные смокинги, были в более выигрышном положении. Лишь Марсело Альварес благоразумно утеплил свой голос, позволив себе выйти в шарфике и элегантной синей курточке.

Главному инициатору и исполнителю грандиозной идеи этого концерта Екатерине Галановой который год подряд виртуозно удается укреплять статус Санкт-Петербурга как главной российской оперной Мекки. Причем делает она это с не меньшей разборчивостью и увлеченностью, чем собирает актуальное балетное искусство на весеннем фестивале Dance Open, куда слетаются наиболее искушенные ценители балета, включая отряд самых грозных балетных критикесс.

Впрочем, гала-концерт «Классика на Дворцовой» создан все же не для критики, а для доступного «удовольствия класса люкс». Подобные концерты, которые ежегодно случаются на Елисейских Полях в Париже в День взятия Бастилии, в венском Шенбрунне или на берлинской Вальдбюне – пышные имиджевые проекты, поддерживающие идею состоятельности в жанре «имперских празднеств для народа». Если что и можно подвергать в них критике, то в первую очередь техническую готовность мероприятия, оформление сцены, характеристики звука, 

Петербургским меломанам вернули Дмитрия Хворостовского.	Фото Руслана Шамукова
Петербургским меломанам вернули Дмитрия Хворостовского. Фото Руслана Шамукова

идущего через динамики, и качество картинки на экране. Ведь даже привилегированные слушатели партера на Дворцовой большую часть времени смотрели не на маленьких человечков на сцене, а на  изображение на больших мониторах по бокам, не говоря о тысячах телезрителей, наблюдавших концерт по трансляции. Критиковать же певцов, согласившихся на выступление пусть даже на такой исторически прославленной площади с выходящим на нее фасадом Зимнего дворца, но в условиях акустически заведомо сложных, да еще и при недопустимом холоде, представляется делом не совсем благородным.

После прошлогоднего бенефиса Анны Нетребко на Дворцовой, в котором драматургия развивалась по принципу нарастающей волны, в этом году в силу разных причин, включая и холод, темпоритм концерта несколько снизился. Особой миссией дворцового гала-2017 было вернуть петербургским меломанам Дмитрия Хворостовского, показать, как этот еще недавно не ведавший проблем, излучавший благополучие всенародный любимец мужественно борется за жизнь со страшным недугом. Но странная партерная публика в силу неосведомленности или порочной привычки потребления «на халяву» выказала полное равнодушие, даже не попытавшись встать, чтобы поприветствовать певца, которому каждый выход на сцену, кажется, давался с немалым трудом. А ведь совсем недавно на праздновании 50-летия нового здания Метрополитен-оперы» в Линкольн-центре в Нью-Йорке заокеанская публика устроила Хворостовскому оглушительный шквал оваций, словно призванный уничтожить своей созидательной энергией болезнь-гадину.

Его первый выход в арии разъяренного шута Риголетто «Куртизаны, исчадье порока» из одноименной оперы Верди заставил сердце сжаться, особенно в разделе со словами «Я плачу, синьоры». К этому моменту разогрелся и встрепенулся даже оркестр Михайловского театра под руководством Михаила Татарникова. На волне противостояния судьбе, как символ братства и надежды, прозвучала клятва дружбы Дон Карлоса и Родриго из «Дон Карлоса» Верди в исполнении Дмитрия Хворостовского и Марсело Альвареса.

Народный концерт показал, о чем мечтала его публика, лишь когда Хворостовский запел «Очи черные» – по площади, наконец, прокатилась горячая волна сладостной конвульсии. До этого она встречала большинство выступавших более или менее вежливой овацией. Беспроигрышно были встречены и неаполитанские хиты, поставленные в последней трети программы. Пригодились и «Весенние голоса» Штрауса, поделенные на трех петербургских солисток, запевалой среди которых была восхитительная, звонкоголосая и киногеничная Маргарита Иванова из Мариинского театра. Фаворитка публики «Классики на Дворцовой» Вероника Джиоева чувствовала себя хозяйкой положения, уверенно и полнокровно демонстрируя в шедеврах Верди сильную русскую школу итальянского бельканто.

Волноваться пришлось за колоритную темнокожую дебютантку в Петербурге Даниэлль де Низ с огромными, широко открытыми глазами и широкой белоснежной улыбкой. В каватине Розины ее спасал от холода лишь белый лисий воротник, превращающийся, кажется, в символ «Классики на Дворцовой». Этим воротником она кокетливо поигрывала во время пения, обнажая то, ради чего спонсоры любят ходить не только на балет, где разглядывают ноги, но и на концерты молодых оперных примадонн, где рассматривают все остальное плюс опьяняются вокалом. Ее моцартовско-барочный голос поначалу дрожал на ветру. Но когда дело дошло до задорного дуэта из «Марицы» Кальмана, в котором она вышла вместе с блистательным лирическим тенором Алексеем Татаринцевым, в чьем тембре чувствовалась изумрудная огранка, публика поставила ей «отлично с плюсом» за стильное зажигательно пение на немецком.

В опереточном хите из «Джудитты» Легара – том самом, на оркестровом проигрыше которого Нетребко много лет назад вертела свои фуэте перед седовласой европейской публикой, прицельно бросая розочки в сердца, от де Низ тоже ждали чего-то подобного, но она аристократично сохранила дистанцию, сорвав при этом солидные овации.

Главной же розой в сверкающем звездном гала-букете была Соня Йончева. На эту чувственную болгарку, живущую в темпе высокого служения опере, заменившую в прошлом году нашу Анну в партии Нормы в лондонском Ковент-Гардене, сделали ставку все ведущие оперные сцены мира. В проникновенном вибрато, богатом тембре и безусловном эротизме ее лирического сопрано, сочетающем силу и мягкость, видят еще одно яркое отражение образа великой Каллас, и Соня от такого сравнения не отказывается. Она даже «речь-то говорит, словно реченька журчит». Когда Йончева запела молитву Нормы «Casta diva» из оперы Беллини, не идущей ни в Мариинском, ни в Большом театрах, вся Дворцовая молчаливо, затаив дыхание, словно бы взмыла ввысь – навстречу заслушавшемуся ангелу Александрийского столпа.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1297
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3435
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1947
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2241

Другие новости