Счастливый автор с только что полученными «корочками» у здания Департамента регистрации автотранспортных средств. Фото Ивана Колона
Когда мне исполнилось 16 лет, я пошел заниматься в одну из лучших московских автошкол, чтобы получить водительские права. Ее когда-то окончила мама, водитель с 35-летним стажем. Признаюсь, чтобы быть в нее зачисленным, пришлось прибегнуть к помощи друга семьи, уважаемого «гаишника».
После окончания учебы в числе первых – и по времени сдачи экзамена по теории вождения, и по количеству верных ответов – сдал так называемый внутренний экзамен, а вот к следующему экзамену, основному, по практике вождения, меня не допустили. Дело в том, что для этого надо было получить справку в поликлинике. Такую справку мне не дали, сославшись на перечень медицинских противопоказаний – помимо проблемы со слухом, у меня ограниченная подвижность шеи. Было очень обидно – водить машину я уже умел.
Но я узнал, что за границей подобные физические ограничения не являются препятствием для получения прав. Поэтому когда я приехал учиться в Университет Галлодэт в Вашингтоне, мысль сдать на права снова у меня возникла. И летом 2016 года я начал серьезно к этому готовиться. Для начала распечатал вашингтонские правила дорожного движения, скачал приложение, имитирующее реальную сдачу экзамена, и стал заниматься.
Учил правила все летние каникулы и осенью сразу же пошел в местное ГАИ – Департамент регистрации автотранспортных средств. Заполнил анкету и сдал необходимые документы – российский паспорт с действительной студенческой визой, номер социального страхования, выписку из мэрии Вашингтона с моим адресом и письмо из канцелярии университета, подтверждающее, что я действительно учусь и проживаю на территории кампуса университета. Здесь очень строго к этому относятся: если ты не представил сразу полный пакет требуемых документов, то их не примут ни при каких обстоятельствах. Потом оплатил экзамен на знание теории вождения. Меня пригласили сесть за компьютер. У меня было 25 вопросов, и можно было сделать не более пяти ошибок. Я сделал четыре и экзамен сдал. С первого раза.
Кстати, теорию можно было сдать на 15 языках, включая мандаринский и кантонский варианты китайского. Был в перечне и русский, но я решил себя испытать и выбрал английский.
Через несколько дней по почте мне прислали так называемые временные ученические права в виде пластиковой карточки и инструкцию. В инструкции было сказано, что я могу водить машину только в присутствии другого человека, которому больше 21 года и у которого есть действующие водительские права. Теперь надо было набираться практики. Я нашел нескольких ребят старше 21 года с действующими правами, они пускали меня за руль своих машин. Если надо было, я платил им за бензин. В результате получалось водить машину раза три в неделю часа по полтора. Правда, в основном вечером, после занятий. Кроме того, у меня были знакомые, живущие в трех-четырех часах езды от столицы. Если я ехал к ним погостить на выходные, они иногда пускали меня за руль, и это очень помогало сосредотачиваться на долгое время на довольно однообразном действии – езде по скоростной автостраде.
Передвигаться автотраспортом по столице США – занятие не из самых легких. Фото Reuters |
Следующий этап – экзамен по вождению. Записываться на него пришлось за два месяца, потому что в Вашингтоне один-единственный офис, где его можно сдать. Первую попытку я провалил – сделал две ошибки. Первая: не остановился, чтобы пропустить пешехода, который ступил на проезжую часть в самый последний момент. Это серьезная ошибка, в США за непропуск пешехода грозит серьезный штраф. Другое дело, что, видя, что я сдаю экзамен, этот человек сам помахал мне рукой, – типа давай проезжай! Я и поехал, а надо было остановиться и показать: нет, после вас! Ну, такое общение приходит с практикой езды.
Вторая ошибка – я слишком близко проехал мимо велосипедиста. Тут я не согласен: оценка расстояния на глаз – дело субъективное, мне показалось, что расстояние даже превышало требуемые правилами три фута – 90 сантиметров. Но с инструктором не поспоришь, пришлось записываться на вторую попытку.
Опять попал к тому же экзаменатору и опять не сдал. Вот тут все, с кем я обсуждал этот вопрос, вставали на мою сторону. Дело в том, что мне надо было повернуть налево на регулируемом перекрестке. Я сделал, как меня учили, – выехал на середину перекрестка и ждал момента, когда не будет встречного потока. Но часто бывает, что к этому моменту свет переключается с зеленого на желтый и даже красный. Тогда водитель обязан завершить маневр и освободить перекресток, – то есть ты поворачиваешь уже на красный, что я и сделал. А в правилах дорожного движения округа Колумбия сказано, что перед поворотом налево надо встать на стоп-линии и только потом можно повернуть, когда не будет встречного потока. Позже я выяснил, что в каждом штате есть свои правила по поводу поворота налево на регулируемом перекрестке. Ребята, которые давали мне водить их машины, родом из разных штатов и не обратили на это мое внимание. Вот это уже было по-настоящему обидно!
И тогда я не просто записался на третий экзамен, а для перестраховки попросил другого экзаменатора, и правильно сделал, – третья попытка оказалась удачной. Впрочем, может быть, я просто, наконец, как следует выучил правила дорожного движения города Вашингтона? А может быть, потому, что я посмотрел кучу видео про вождение? С другой стороны, второй экзаменатор все-таки мне немножко помогал, а не старался подловить на ошибках.
Мне выдали бумагу, в которой не было отмечено ни одной ошибки, и временные права. Потом я заполнил анкету, в которой указал, что пользуюсь слуховыми аппаратами, – ношение их при вождении было внесено в мои постоянные водительские права как обязательное условие. И вот у меня в руках долгожданная пластиковая карточка!
Читателю может быть интересно, сколько в итоге я заплатил за права. Итак: 10 долларов за теорию, 20 – за временные ученические права, по 10 – за каждую попытку сдать практику, наконец, 47 – за оформление удостоверения, итого – 107 долларов.
Пока длилась эпопея со сдачей экзамена в Вашингтоне, я не раз вспоминал, как врачи не допустили меня к сдаче экзамена в московском ГАИ, ссылаясь на приказ Минздрава СССР 1989 года, в котором в качестве противопоказания к вождению были упомянуты «резко выраженные ограничения подвижности шеи». Однако с тех пор ситуация изменилась: 29 декабря 2014 года вышло постановление правительства РФ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», в котором отсутствует пункт, касающийся ограничений по отношению к людям с ограниченной подвижностью шеи.
Хорошо, что в нормы нашего законодательства, регулирующие допуск к вождению лиц с ограниченными возможностями, были внесены некоторые изменения. Однако никакими законами нельзя снять препятствия, так сказать, психологического характера, – далеко не все врачи готовы дать необходимую справку, видя перед собой прежде всего пациента с физическими проблемами, а не человека, стремящегося жить полноценной жизнью. Хотя очевидно, что аккуратность вождения никак не связана с наличием или отсутствием физических ограничений.
Когда я сдавал экзамен по практике в Вашингтоне, у меня сложилось впечатление, что как первому, так и второму экзаменатору было не слишком важно, насколько трудно мне крутить головой, то есть они сосредотачивались не на физической проблеме, а на том, насколько я смогу ее компенсировать хорошим знанием правил и навыками безопасного вождения. Правда, сотрудники автоинспекции настоятельно рекомендовали: машина, за рулем которой я нахожусь, должна быть оборудована дополнительными зеркалами бокового и заднего обзора. Иными словами, мне не препятствовали в получении прав, но стремились сделать так, чтобы я мог безопасно водить машину.
И самое смешное – когда мне выдали права, там было написано, что, находясь за рулем, я непременно должен носить... очки! Кто-то перепутал слуховые аппараты с очками! К счастью, это оказалось технической ошибкой, и все было тут же исправлено.