0
8936
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.04.2017 00:01:00

Американские боги кассовых сборов

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – корреспондент «НГ-религий».

Тэги: marvel, dc, vertigo, кинематограф, телевидение, сериал, комикс, американские боги, песочный человек, нил гейман, мифология, философия, фантастика, фэнтези, сша


marvel, dc, vertigo, кинематограф, телевидение, сериал, комикс, американские боги, песочный человек, нил гейман, мифология, философия, фантастика, фэнтези, сша Славянского Чернобога американцы переодели в майку и отправили работать на скотобойню. Кадр из телесериала «Американские боги»

В телеэфир 30 мая с.г. выйдет сериал «Американские боги» – экранизация знакового романа Нила Геймана. Его главный герой, человек по имени Тень (играет Рикки Уиттл), выходит из тюрьмы – только для того, чтобы узнать, что его жена Лора (Эмили Браунинг) погибла в автокатастрофе. В самолете, на котором он летит домой, чтобы предать ее тело земле, Тень встречает загадочного незнакомца, знающего о нем все – мистера Среду (Иэн Макшейн), который предлагает ему стать своим телохранителем. Договор скрепляют, испив хмельного меда, – и Тень отправляется в путешествие по Соединенным Штатам в компании сварливого верховного бога викингов Одина.

Городское фэнтези – а именно к этому жанру можно отнести «Американских богов» – не впервые появляется на экранах. В прошлом году телеканал AMC (ответственный за сверхпопулярный сериал «Во все тяжкие» и самую успешную из телевизионных экранизаций комиксов «Ходячие мертвецы») запустил в прокат «Проповедника» – адаптацию комикса Гарта Энниса и Стива Диллона. В сторону религиозных образов и мифологии медленно, но верно разворачиваются и кинокомиксы от мастодонтов блокбастерного фронта. Успех фильма «Доктор Стрэйндж» от Marvel Entertainment открыл для магии и мифологии дорогу в эту кинематографическую вселенную, которая до недавнего времени сторонилась подобных коннотаций, изо всех сил стараясь казаться научной фантастикой: даже давно прописавшиеся в ней Тор, Локи и Один были скорее посланниками высокоразвитой внеземной цивилизации, а не богами. А дуэт DC Comics и Warner Brothers Entertainment никогда особенно и не скрывал христианских образов и тем в собственной кинематографической вселенной. Начиная с вышедшего в 2013 году «Человека из стали», экранное воплощение Супермена в котором режиссер Зак Снайдер наполнил аллюзиями на земной путь Христа до краев, они были визитной карточкой кинофраншизы, став одним из главных элементов, отличающих ее от вселенной конкурентов из Disney и Marvel.

Подобное визуальное пиршество появилось в киновселенной Marvel вместе с мифологическими сюжетами.	Кадр из фильма «Доктор Стрэндж»
Подобное визуальное пиршество появилось в киновселенной Marvel вместе с мифологическими сюжетами. Кадр из фильма «Доктор Стрэндж»

Удивительно, но Нил Гейман – не только писатель, но и фигура, в которой пересекаются и мифические истории в исполнении гигантов кинорынка, и сами пути, которыми эти истории попадают в массовую культуру. Он – британец, однако славу ему принесли размышления над американской культурой и работа в крупнейших издательствах комиксов Северной Америки. Скандинавская мифология, в любви к которой он неоднократно признавался, стала одним из китов, на которых стоит многомиллионная киноадаптация вселенной комиксов Marvel. Но наибольшую часть своего вклада в жанр комикса он внес, работая на издательство Vertigo – импринт, принадлежащий DC Comics, главному конкуренту Marvel в последние полвека. Над сериалом «Песочный человек», комиксом об антропоморфном воплощении человеческих снов Морфее, он начал работать в 1989 году. Этот персонаж, созданный легендами индустрии Джеком Кирби и Джо Саймоном, не заслужил большой популярности при своем появлении на свет в 1974 году. Славу (а еще Всемирную премию фэнтези, премию Хьюго и целый ворох других наград) ему принесло переосмысление Геймана, его фирменный подход к переносу божеств в современный мир.

Один, скитающийся по Соединенным Штатам в «Американских богах», объявился в новом свете не по своей воле – его привезли с собой высадившиеся на незнакомых берегах викинги. Первый повешенный в его честь пленник скандинавских воинов вызвал его к жизни в стране, в которой никто и никогда не слышал его имени. Позже эмигранты заселили Северную Америку несметным количеством существ, привозя с собой суеверия и обряды со всех уголков земного шара. Американские боги Нила Геймана существуют там, где в них верят, и до тех пор, пока вера в них жива. Писатель вместе с Терри Пратчеттом успел поработать над романом «Добрые предзнаменования», и последний, очевидно, разделял его взгляды на сущность божественного. Так, сюжет романа «Санта-Хрякус» из цикла о Плоском мире вращается вокруг попытки убить местного аналога Санта-Клауса, заставив всех детей в мире поверить в то, что его не существует. Теперь за философией британца Геймана (успевшего, к слову, поработать и в жанре классической супергероики: его история о Бэтмене «Что случилось с крестоносцем в плаще?» регулярно появляется в списках лучших историй о персонаже) стоит один из самых популярных кабельных каналов Америки, слухи об экранизации «Песочного человека» упорно продолжают появляться, а высокобюджетные кинокомиксы, кажется, окончательно перестали стесняться своих мифологических корней.

Сезон 2017 года обещает столкнуть в битве за кошельки телезрителей уже не просто супергероев, а богов. DC и Warner Brothers выведут на большие экраны дочь Ипполиты и внучку Ареса Чудо-Женщину и короля Атлантиды Аквамена. Marvel выпустит третий фильм, посвященный Тору – и в нем, судя по перечню актеров, найдется место не только скандинавским божествам, но и тибетским мотивам из «Доктора Стрэйнджа». И, надо признать, выходящее на передний план наследие древних мифов, которыми вдохновлялись создатели персонажей, идет миллиардным франшизам куда больше, чем попытки задним числом списать расположившееся в комиксах еще в 30-х годах прошлого века сверхъестественное на третий закон Кларка – о том, что развитая технология неотличима от магии. Смешно сказать – в первом «Торе» это проговаривал, рассказывая об Асгарде, сам бог грома! Взгляд на персонажей супергероики «большой двойки» Marvel и DC как на героев американского эпоса давно стал общепринятым, а эпосам разных народов свойственно самое причудливое родство – так же как и их персонажам. Героям ли страны эмигрантов стесняться своих корней, если даже Супермен, чей героический псевдоним дал название жанру – отпрыск литовских и украинских евреев, осевших в Торонто и Кливленде?

Именно поэтому телеверсия «Американских богов» – это не просто очередное городское фэнтези вроде непонятого зрителями «Константина» от CW (к оригинальному комиксу от Vertigo, кстати, Гейман тоже приложил руку) или продленного на 13-й (!) сезон «Сверхъестественного». Способ, которым Гейман заставляет богов существовать в своих вселенных, – это способ, который на наших глазах сделал американских богов лидерами мирового кинопроката. Это – персонажи эпоса, которые, казалось бы, существовали всегда; но старожилы помнят мир без них. Их, родившихся на тысячи лет позже своих собратьев и обитающих в несравнимых с ними медиа, скоро, кажется, будут перечислять через запятую с пращурами. И то, что они избавляются наконец от напускного пренебрежения своей сказочной родословной, кажется, привлекает к ним зрителей по всему миру еще больше.

А вот прошлогодние «Бен Гур», в котором главному герою подает кувшин воды плотник из Назарета с неотразимой улыбкой, и непохожие на самих себя «Боги Египта» даже не окупили затрат на собственные съемки. С искренностью долларовых миллиардеров тяжело тягаться – она бывает восхитительно подкупающей.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1534
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
960
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
684
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
945

Другие новости