Главная площадь Надыма тесно связана с «Газпромом» и ненецкой юртой, стоявшей на месте нынешних буровых. Фото автора
Попасть в Надым, маленький городок на Крайнем Севере мне помог его величество случай. Собственно говоря, я подготовился к этому визиту и в качестве путеводителя взял телесериал «Адаптация», который некоторое время тому назад крутили по ТНТ. Для тех, кто не видел этой кинокомедии, коротко расскажу сюжет. Американское ЦРУ решает провести секретную операцию «Розильда», целью которой является сбор информации о новейшей российской технологии дешевой добычи газа. По мнению американцев, применение данной технологии может привести к бурному экономическому росту России. Для того чтобы предотвратить это и узнать обо всех подробностях этой разработки, в компанию «Газпром добыча ЯНАО» в городе Ноябрьске решено внедрить под видом русского инженера Олега Меньшова американского нелегала – лучшего агента ЦРУ Эштона Айви. По пути в Ноябрьск Эштон знакомится с парикмахером Мариной и эфэсбэшником Валерой, дальнейшие взаимоотношения с которыми существенно осложняют проведение возложенной на него миссии, но позволяют цэрэушнику ближе познакомиться с Россией и стилем жизни людей на Крайнем Севере.
Конечно, у киношного Ноябрьска много общего с реальным Надымом. Я даже подозреваю, что если ЦРУ и интересовалось Крайним Севером, то это должен был быть, конечно, Надым. Ведь согласно документам, опубликованным Wikileaks, Надымский газопроводный узел назван американскими дипломатами «самым критически важным газовым сооружением в мире» (англ. the most critical gas facility in the world). На градообразующее предприятие «Газпром добыча Надым» приходится около 11% добываемого в России газа. Поэтому практически все жители городка – газовики, так или иначе связанные с добычей и транспортировкой газа, добываемого в находящемся в часе лета от Надыма Бованенкове, куда надымчане (а также тюменцы) приезжают работать вахтовым методом.
Прежде всего в городе все крутится вокруг газпромовского филиала, или «дочки». Да и выглядит филиал почти как московская газпромовская башня, только поменьше размером. Это и понятно, поскольку это предприятие является градообразующим – совсем как в сериальном Ноябрьске. Есть информация, что жители города Ноябрьска (а это тоже реальный город в тамошнем крае), не дожидаясь премьеры сериала в эфире ТНТ, заявили о том, что проект задел их патриотические чувства и исказил облик их ямальского города. В социальные сети ноябрянами даже был запущен хештег «ЯмалЛучшеЧемВКино», по которому публикуются фото из Ноябрьска и других городов ЯНАО. Миссия ЦРУ по сюжету фильма провалилась. Но, познакомившись с надымчанами (они себя сами так называют), я подумал, что иначе и быть не должно. Прежде всего народ на Крайнем Севере неимоверно гостеприимен. И даже, когда администратор в гостинице «Айсберг» (три с половиной звезды – лучше просто нет) пожелал мне возвращения в эти края, мне вспомнилась из фильма «Бриллиантовая рука» сцена выпивки с гражданином с Колымы, который приглашал героев к себе, а те испуганно отбивались: «Нет уж лучше вы к нам». Но я приехал бы в Надым еще раз. Более того, я знаю случай, когда федеральный чиновник поехал на несколько месяцев в командировку в один из городов Крайнего Севера, да так там и остался. И дело даже не в зарплате – хотя в 40-тысячном Надыме на семью приходится две автомашины. Дело в атмосфере – все друг друг друга знают (население 40 тыс. человек) и главное все друг с другом дружны – наверное, на Крайнем Севере без дружбы и взаимного доверия не выжить.
Национальная гордость надымчан, связанная с определением Великая Россия, мне лично понятна. Говорят, что упоминания о городе появляются в конце XVI века. На русских картах слово «Надым» встречается с конца XVII века, а река Надым была отмечена в изданной на рубеже XVII–XVIII веков «Чертежной книге Сибири» Семена Ремезова. На карте Тобольской губернии за 1802 год Надым отмечен уже как значительный населенный пункт на левом берегу низовья реки Надым. Сегодня это место, находящееся в 32 км от устья, называется Надымским городищем. Местный экскурсовод рассказал, что поселение было основано пришедшими в эти края казаками. Да, это была империя, которая расширялась с когда-то небольшого Московского княжества при Иване Калите (известном как Иван Первый) до границ Северного Ледовитого и Тихого океанов. Кому как, а у надымчан это вызывает душевный трепет, и мне он понятен. Поэтому казачий хор на торжественном вечере в гостинице «Айсберг» по случаю проведения круглого стола Комитетом по энергетике Госдумы не казался ряженым, а логично вписывался в атмосферу города.
Найти ведущую газовую провинцию России на карте было трудно даже для ЦРУ. Кадр из сериала «Адаптация». 2017 |
Излишне говорить, что и хор, и выступавшие на этом вечере певицы с прекрасными голосами – заслуга основного городского спонсора – «дочки» российского газового монополиста, и в этом плане роль вымышленного персонажа в фильме «Адаптация» руководителя тамошнего газпромовского филиала Нагорняка не кажется такой уж киношной. В «Адаптации» все было как в заправдашней жизни небольшого сибирского городка, такого же как Надым. И местный клуб, куда ребятишки ходят в секции и кружки, напоминающие дома пионеров в нашем уже малореальном советском прошлом, и даже два ночных клуба и три ресторана из новой рыночной российской реальности – все это заслуга надымских газовиков, среди которых можно найти людей разных национальностей со всей обширной России: и русских, и татар, и башкир. Наверное, поэтому в городке рядом с православным храмом высится и мечеть.
А главный местный памятник напоминает ненецкий чум, поскольку полуостров Ямал, где живут надымчане, это край ненцев – оленеводов и кочевников. Да и само название «Надым» – в переводе с ненецкого «не идем» – означает топи и болота. Поэтому и городок стоит на сваях, а местные асфальтированные дороги строятся по специальной технологии, имея в основе в качестве подложки тканые материалы. Благодаря таким дорогам и недавно построенному мосту Надым не изолирован от Большой земли и связь с ним поддерживается не только по воздуху.