Погуляв часок-другой по развалинам храма, люди начинают грезить. Фото автора
Слухи о том, что вокруг Ангкор-Вата существует аномальная зона, ходили и раньше. В старых буклетах, да и в научной литературе, вы найдете немало ссылок на то, что внутри самого храма и за его пределами наблюдаются странные явления. Люди якобы теряют ориентацию, входят в транс, начинают грезить, мир кажется ирреальным. Не говоря уже о фантастике. Немецкий писатель Эрих фон Деникен, а по некоторым данным, и братья Стругацкие использовали этот феномен в своих рассказах. Мне самому не раз приходилось испытывать нечто подобное после того, как часок-другой погуляешь по развалинам древнего Ангкора под лучами жаркого солнца.
Бывает, слухи улягутся, но «зону» поминают всякий раз, когда чего-то найдут, и разговор идет по кругу. Очередной виток наблюдался совсем недавно, когда профессор Дамиан Эванс из Сиднейского университета и Жан-Батист Шеванс из Лондона объявили, что в окрестностях Ангкор-Вата нашли целый город. Новость попала в сети и моментально опрокинула былые представления не только о храмовом комплексе, но и всей кхмерской цивилизации. Появились свежие доклады, гипотезы, в корне меняющие картину этой части Индокитая и Кхмерской империи.
На технической стороне проекта хочу остановиться отдельно. Идея сканировать местность с помощью лазера пришла Эвансу еще в 2009 году, когда стали известны результаты первой такой экспедиции в Белизе. Там отыскали следы древнего поселения майя в Караколе. В 2012 году правительство Австралии выделило 1 млн долл. на реставрацию и исследования. Координацию взяла на себя фирма по охране культурных памятников Apsara в Пномпене, которая сотрудничает с Французской школой Дальнего Востока в Париже.
Индонезийская компания PT McElhanney обещала сделать съемку с вертолета, используя лазерный сканер Leica LiDAR ALS60 и цифровую камеру Leica RCD105. Принцип действия такой: луч лазера, пронзая густую листву, дает изображение земной поверхности в формате 3D. Плотность аэросъемки – 16 пикселей на 1 м кв. Данные радара загружаются в GPS-устройство, которое, собственно, и нашло в Ангкор-Вате таинственные подземелья. А в джунглях Пном Кулена, что в 40 км на север, «благословенный мир».
Что тут началось! Пном Кулен потребовали внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Ангкор-Ват и Преавихеа. Директор ЮНЕСКО в Камбодже Энн Лемистре заявила, что найденный город является колыбелью Ангкора. Дело за малым – нужно копать. Но в этих местах полно мин еще со времен Пол Пота и войны, которую вели США в Индокитае. Для начала работ нужно найти 500 тыс. долл. Кто даст?
А тут появились и скептики. Дэвид Чандлер, например, профессор Калифорнийского университета им. Беркли, известный историк Камбоджи, утверждает, что все эти открытия не что иное, как результат галлюцинаций. Доброжелатели обвиняют Эванса и его команду в афере. Признаться, я тоже не разделяю энтузиазма копателей и скорее соглашусь с Чандлером. Мне тоже кажется, в этом что-то есть от лукавого. Ведь и раньше мы знали, что вокруг Ангкор-Вата на сотню верст лежали обжитые пространства. Все это видно с самолета или воздушного шара, на котором катают туристов. Правда, самолетам сейчас летать запрещено. Тем более на малой высоте. Звуковые волны разрушают храм, и без того пострадавший от назойливой цивилизации.
Тем не менее по итогам 2016 года турпоток в Камбоджу вырос. По данным Всемирной туристической организации при ООН, год стал рекордным. Одних только россиян более 50 тыс. Ехали они главным образом из соседнего Таиланда и Вьетнама, где отдыхали на пляжах. Прямого рейса на Пномпень до сих пор нет. Но желание увидеть чудеса брало верх. Как там будет дальше, трудно сказать.
Одно ясно: Ангкор-Ват как вечная ценность и подлинная реликвия всегда будет манить к себе паломников со всего света. Описание Анри Муо, в 1861 году открывшим Ангкор-Ват широкой европейской публике, стало классикой. «Вид храма подавляет. Восхищенный и преисполненный глубокого уважения, ты хранишь молчание. Велик же был гений того Микеланджело Востока, который задумал подобное творение».
Святилище манит паломников со всего света. Фото Reuters |
Да, чувство онемелого восторга испытывает каждый, когда расступаются джунгли и в зеленом проеме на фоне лазурного неба возникает иззубренный силуэт древнего святилища. Пятью резными башнями он вырастает на глазах и, поднимаясь все выше, достигает небес. Поистине неизгладимое впечатление. Знаю по себе, врезается в память навсегда. Все это много раз описано в популярной литературе. Сентенции других авторов отличаются друг от друга разве что экспрессией, силой внушения и гипноза.
Но справедливости ради надо сказать: первым, кто описал храмы Ангкора, был не Анри Муо, похороненный, кстати, в соседнем Лаосе, где он умер от малярии в том же 1861 году. Пионерами, если на то пошло, лучше считать португальских монахов-капуцинов Диогу ду Коуту и Антониу да Мадалена, которые еще в середине XVI века посетили эти места. Были и другие – иезуит Марсело Рибандейро из Испании, оранжист Шарль-Эмиль Буево, Александр де Род из Франции… Все они несли слово Божье и христианскую веру в туземные массы и оставили свои, не менее эмоциональные впечатления.
А что касается аэрофотосъемки, то первым ее сделал русский ученый, хорошо известный на Западе ориенталист Виктор Голубев, который с 1928 по 1945 год жил в Ханое и был профессором Французской школы Дальнего Востока. Дружил с Николаем Рерихом, они вместе учились в Санкт-Петербургском университете. У нас его мало знают, хотя по его книгам и учебникам учатся студенты многих стран Европы и США. Виктор Викторович не только снял с воздуха окрестности Ангкор-Вата, но и составил карту дорог, каналов и крупных поселений в бассейне реки Сиемреап, на обширной территории к востоку от озера Тонлесап, в том числе и Пном Кулена.
Окинуть взором эти края можно и сейчас на воздушном шаре. Даже сквозь густые заросли можно разглядеть геометрию заброшенных дамб и гидротехнических сооружений. С небес Ангкор-Ват кажется еще более величественным. Но на кого рассчитывали строители, возводившие его восемь веков назад? Кто мог любоваться им сверху?
Бун Нарит, директор фирмы Apsara, назидательно говорил мне в Пномпене: «Расчет делался на жителей неба. Ангкор-Ват строился как обитель богов. Люди в нем никогда не селились. Место простого смертного в обычном доме, а каменные прасаты – для небожителей».
Легенда гласит, что прототипом Ангкор-Вата был храм бога Индры – властителя неба, повелителя грома и молнии. Случилось так, что однажды Индра, сидя в своих хоромах на вершине горы Меру – «центре Вселенной», – заприметил на земле одного красивого принца. Это был Кет Меалеа. Индра показал ему свои покои, принц был потрясен роскошью и убранством. Решили и ему построить такой же у подножья холма Пномбакхенг. И пока возводился Ангкор-Ват, Индра сверху наблюдал за ходом работ.
Строительством руководил принявший человеческий облик буйвол Пушнукар – сын апсары по имени Типсодачан, что в переводе означает «Божественная дочь Луны». Он отобрал 500 бригадиров, каждый из которых имел в своем подчинении по 100 рабочих. Каменотесы хорошо знали свое дело. Серый песчаник брали в карьерах Пном Кулена и Сиемреапа. По насыпным дорогам на слонах, по каналам на плотах блоки свозили к месту «стройки века». Эпизоды из этой эпопеи можно видеть на барельефах Ангкор-Вата.
Находясь внутри храма, задаешься еще вопросом: зачем это нагромождение серого камня, к чему это явное несоответствие размеров и утилитарного смысла? Объемы нависающих глыб действительно подавляют. Чувствуешь себя жалким и беспомощным. А может, в этом и есть ответ. Ведь своим видом Ангкор-Ват должен был воздействовать на сознание человека. Общая длина его стен – 12 км. Большая их часть украшена резьбой. Весь комплекс занимает площадь – 200 га. Ни до него, ни после в мире не было построено ничего подобного.
По различным оценкам, храм строился от 50 до 300 лет. Но основная его часть была готова при жизни короля Сурьявармана II (1113–1145). Стремясь увековечить свое пребывание на земле, он вложил всю казну и буквально себя самого в строительство. Не случайно храм стал усыпальницей Сурьявармана. А главные ворота обращены не на восток, как у других храмов Ангкора, а на запад, куда уходят души умерших.