После 1 января на австрийских улицах можно встретить людей в разноцветных восточных одеждах, которые собирают пожертвования. Фото автора
На главной улице, которая так и называется – Главная улица (Hauptstrasse), в тирольской деревушке Майрхофен, где мне довелось провести новогодние праздники, сразу после 1 января можно встретить ребятню, одетую в странные, разноцветные восточные одежды. Они бродят от дома к дому и распевают религиозные песни. В руках у них большие корзинки, куда добродетельные католики складывают свои пожертвования. Майрхофен считается католической деревней, хотя это было не всегда. Летопись указывает, что когда-то в этой деревне проживали в основном протестанты, нашедшие там приют в период Реформации. Но история протестантов в Тироле является во многом трагичной. Их жестоко преследовали при герцоге Фердинанде Втором, который получил Тироль в 1564 году после очередного раздела габсбургских земель и пригласил для подавления лютеранского и кальвинистского инакомыслия иезуитов. В конечном счете к зиме 1684 года всех инакомыслящих (кого не сожгли на кострах инквизиции) выслали в нынешнюю Силезию, которая тогда принадлежала пруссакам, являвшимся, как известно, лютеранами. В то время Европа инакомыслия не терпела.
Сегодня в Майрхофене празднуется давняя христианская традиция по католическому обряду. Эта история упоминается в Евангелии от Матфея, и она гласит, что когда Христос родился в Вифлееме, то три предсказателя судеб по звездам явились в Иерусалим и спросили относительно новорожденного, который должен был стать царем Иудеи. Они шли за звездой, получившей название Вифлеемской. Предполагается, что это было загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, предсказатели, или волхвы, назвали «звездой». Увидев эту «звезду» на востоке (более точный перевод: на восходе) и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя новорожденного, они отправились за звездой, которая взошла над ними и привела их к месту рождения Христа в Вифлеем, где они увидели младенца с Марией, матерью его. Над этим местом и остановилась. Они поклонились младенцу и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну.
Майрхофен – типичная католическая деревушка. |
В Католической церкви эти три волшебника именуются тремя королями, и они носят имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Один из них по традиции считается мавром. Говорят, что имена «королей» происходят из начальных букв C+M+B, латинского изречения Christus mansionem benedicat («Христос, благослови этот дом»). Католики полагают, что они святые и праздник в их честь называется праздником явления Господа. Кстати, их мощи, если верить немецкому государственному агентству Deutsche Welle, хранятся в Кельнском соборе в Германии. Другими словами, они тоже, возможно, реально существовавшие личности. «Праздник трех королей» или «Явления Господа» приходится на 6 января. В православной церкви этот праздник отмечается вместе с Рождеством. А со 2 до 6 января проходит сбор пожертвований в католической Европе. Однако в Германии, например, «Встреча трех королей» является не только чисто религиозным праздником – ведущие политические партии, в названии которых присутствует имя Христа (Христианско-демократическая партия и Баварский христианско-социальный союз), проводят важную политическую встречу, на которой обсуждают задачи начавшегося года.
Ряженые дети и взрослые-добровольцы, которые им помогают, называются «звездными певцами», поскольку событие связано со «звездой Вифлеема», а хоровое пение на улицах объясняет и слово «певцы». Они, как правило, все являются прихожанами местной католической общины и действуют под лозунгом «Принести благословение и стать благословенным». Собираются в основном, конечно, денежные подаяния, и предназначены они нуждающимся детям во всем мире. Все собранное передается местной церкви и уже оттуда поступает в папский фонд «Звездные певцы». Эта традиция сбора подаяний уходит корнями в XVI век.
В православии в рождественские дни принято было колядовать – ряженые с песнями обходили дома, получая от хозяев еду, деньги или сладости. При этом официально обычай колядования в Российской империи был запрещен.
Дело в том, что изначально эта традиция была связана с языческими богами. Раньше колядовать ходили в день зимнего солнцестояния. У славян именно этот день являлся рождеством божества – Солнца. Колядующие ходили по улицам, пели обрядовые песни и возвещали всех о рождении Солнца. Позже, с проникновением христианства, колядование было приурочено к Рождеству Христову. Так в колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.
Конечно, сейчас ученые спорят о том, существовала ли такая историческая личность, как Христос, и как он выглядел. Британские ученые, если верить Би-би-си, утверждают, что он был небольшого роста, с вьющимися черными волосами, с карими глазами – как выглядели тогда все жители этого региона. Казнен он был, утверждает немецкое агентство n-tv, на андреевском кресте, что было в те времена традиционным способом казни, применяемом римлянами. И в этом плане традиционное изображение распятого Христа исторически неверно. И наконец, являлась ли людям Вифлеемская звезда на самом деле и что это было за космическое явление? Здесь важно другое, что этот традиционный праздник уже веками несет помощь нуждающимся, и прежде всего детям. Ведь только в 2015 году в Австрии (в состав которой входит и земля Тироль) во время проведения 61-й акции «звездных певцов» послевоенного времени было собрано более 16 млн евро, которые пошли на финансирование порядка 500 проектов в 20 странах Африки, Азии и Латинской Америки.