Американский киноактер воплотил давнюю мечту оказаться поближе к традиционным ценностям Евразии. Фото Reuters
Известный американский актер и мастер боевых искусств Стивен Сигал стал гражданином России: паспорт он получил лично из рук Владимира Путина. Зачастую знаменитости рассказывают о своих предпочтениях не только в еде и одежде, но и в религии, некоторые из них вполне открыто «рекламируют» какую-либо религиозную организацию. Если поискать сведения о Стивене Сигале, то можно найти информацию о том, что он является одновременно буддистом и священником религиозного движения Оомото-кё.
Что же это за Оомото-кё, японская новая религия, адепта которой Россия получила в свои сыновья? Оомото-кё (или омото, «учение великой основы») возникло в конце XIX века в Японии и часто обозначается как «синтоистская секта». Ее вероучение и культовая практика включают в себя идеи синтоизма, буддизма, традиционных японских народных верований, также для нее характерны идеи религиозного целительства и священной одержимости как способа общения с богами.
В Японию, увлекшись айкидо, Стивен Сигал в 17 лет уехал изучать боевые искусства. В интервью, опубликованном в бюллетене Off The Matt за 1990–1991 годы, актер рассказал, что изучение айкидо привело его к постижению идей Оомото-кё. Когда он перестал видеть прогресс в своей технике айкидо, то начал тратить больше времени на мистические аспекты этого вида единоборств, в частности учение Оомото-кё. О-сэнсэем – «великим учителем» называют основателя айкидо Морихея Уэсибу, вложившего немало эзотерического в айкидо и знакомого с одним из основателей Оомото-кё, Онисабуро Дэгути. Первые ученики Морихея Уэсибу были последователями Оомото-кё. В том же интервью Сигал заявил, что думает, что является единственным белым человеком, пошедшим по стопам О-сэнсэя в его мистической подготовке, став священником в Оомото-кё.
О связи техники айкидо Стивена Сигала с идеями Оомото-кё поведала первая жена актера, Мияко Фудзитани в интервью журналу Aikido Today. Она рассказала, что, в частности, церемонию открытия додзё (место для медитаций и тренировок) Стивена Сигала провели люди из Оомото-кё, додзё получил свое имя – Тэнсин от тогдашнего главы Оомото-кё. Также Фудзитани сообщила, что ее бывший муж увлекся Оомото-кё, прочитав книгу об этой религии. Она же задала Стивену Сигалу вопрос о реакции его родителей на смену религии (он вырос в христианской семье), и муж ей ответил, что это не проблема.
Больше информации о какой-либо связи Стивена Сигала с Оомото-кё в печатных изданиях не найти. О том, что он является священником Оомото-кё, чаще всего пишут на различных форумах, посвященных айкидо, в биографических справках о нем. Интервью с самим Сигалом довольно старое – 1990–1991 годов. Оно скорее указывает на то, что он когда-то был приверженцем Оомото-кё (во время проживания в Японии), чем на то, что является им сегодня.
Гораздо больше свидетельств можно найти о буддийском мировоззрении Стивена Сигала. Сигал занял третье место среди знаменитостей по количеству новостных статей, содержащих их имена и слово «буддизм» или «буддийский». Сообщения о том, что Сигал исповедует буддизм, стали активно появляться после того, как, по информации газеты Guardian, актер получил особый статус в одной из буддийских школ. В 1997 году Пенор Ринпоче, 11-й держатель линии Палъюл школы Ньингма тибетского буддизма, признал в Стивене Сигале реинкарнацию знаменитого тибетского учителя Чордена Дордже, жившего в XVII веке. Ньингма (также Ньингмама) является наиболее ранней традицией, ее название означает «школа старых переводов». Последователи школы опираются на то учение, которое принес гуру Падмасамбхава в VIII веке н.э. в Тибет, и не берут в расчет новые переводы канонов, также ритуалы Ньингма содержат в себе много небуддийских элементов. Интересно и то, что в один из видов передачи учения в школе Ньингма – это тэрма, или линия тайных сокровищ, то есть учений, сокрытых на благо учеников. В нужное время учения открывают люди, которые обладают и нужными качествами, таких личностей именуют тертонами. Именно тулку (духовным учителем, принявшим решение перевоплотиться) одного из вышеупомянутых тертонов, был признан Сигал.
Некоторые СМИ утверждали, что Сигал был обвинен в подкупе Пенора Ринпоче и других буддийских лидеров, так как некоторые недоумевали, почему человек, снимающийся в боевиках, признан тулку. Пенор Ринпоче ответил на эти обвинения в своем послании о признании Сигала тулку, заявив, что его решение основывалось на собственных чувствах, он не искал пожертвований от знаменитости. Также он указал на то, что тот факт, что Стивен Сигал снимался в «фильмах о насилии», не делает его неистинным буддистом, так как такие фильмы предназначены лишь для временного развлечения и не имеют отношения к важным вещам. Впрочем, после признания Сигала тулку тот отказался от участия в съемках в нескольких боевиках.
По словам самого Сигала в интервью, данном им при посещении Калмыкии в 2007 году, он еще в детстве чувствовал, что он не христианин, что ему нужно попасть в Азию. По переезде в Японию он заинтересовался японским дзен-буддизмом, в то же время в Японию стали приезжать ламы из Тибета. Большинство лам, с которыми Стивена Сигала «сводили кармические пути», принадлежали к школе Ньингма. Впрочем, он знаком и с представителями других школ, так, по информации Daily Beast, он опекал дочь 10-го Панчен-ламы (Чокьи Гьялцен).
По сообщениям Shambala Sun, Стивен Сигал выполняет буддийские обряды примерно по несколько часов в день: медитирует, совершает поклоны, которые очень любит, а также выполняет тайные практики, которые он уполномочен совершать. Согласно Independent, актер активно жертвует деньги буддийским организациям, например на восстановление калмыцкого хурула в Белграде.
Таким образом, вряд ли на сегодняшний день Стивена Сигала можно назвать двоеверцем. Скорее всего изучение Оомото-кё стало лишь частью его религиозного опыта, полученного в Японии, некоего духовного поиска. Теперь он «истинный буддист», а буддизм признается одной из традиционных религий России, так что Сигал прекрасно впишется в российское общество и даже, если захочет, обеспечит его прочными духовными скрепами собственного «изготовления».