Жить, любить, молиться - в настоящем мире Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Нашу встречу с Ниной мы планировали так долго, будто примадонны Большого театра, у которых все выступления расписаны на годы вперед. Вроде бы уже договорились – в четверг, вечером, на Пушкинской, в кафе. «Не могу, давай перенесем!» – пришла эсэмэска от Нины. Потом не смогла я.
Наконец встретились. Не виделись так давно, что и не сразу признали друг друга. А ведь дружим лет 20 с хвостиком, со студенческих времен, и в походы ходили, и на свадьбах друг у друга были, потом радовались рождению детей, ездили друг к другу в гости…
Обнялись, заказали кофе, сели друг напротив друга… и Нина достала планшет, потом айпад:
– Пусть будут, вдруг что пропущу! Поздравь меня…
Она не успела договорить, уткнулась в айпад, прочитала сообщение, засмеялась, ответила, потом жестом попросила меня подождать, начала листать что-то в планшете…
– С чем поздравить-то?
– Я… – опять все внимание айпаду. – С чем поздравить? Я замуж вышла!
Я поперхнулась кофе. Вообще-то Нина замужем, мужа я ее хорошо знаю, неужели что-то произошло в их семейной жизни? Конечно, мы долго не встречались, но частенько созванивались и переписывались в чате Facebook.
– С Серегой все в порядке! А если откровенно – живем, что называется, вместе. Иногда видимся, утром или вечером, ты же знаешь, мы все время на работе, что я, что он… А замуж я вышла за Антона, помнишь, тебе говорила – он живет в Германии, русский немец, из Омска?
Я вспомнила – да, Нина как-то говорила про какого-то Антона из Германии, Нина с ним познакомилась в соцсети, но при чем здесь замужество?
– Ты отстала от жизни, Ира! Нет, неправильно сказала – отстала от жизни в Интернете!
– Но у меня же есть страничка в Facebook, тысячи три фейсбучных друзей…
– Я тебе сейчас все объясню. Муж – это муж. Видимся редко, даже дома – поужинали быстро-быстро, и каждый за свой компьютер, у него свои друзья в Интернете, у меня свои. Знаешь, как мы теперь общаемся? В соцсети – он мои посты комментирует и лайки ставит, а я – его.
Недавно чуть не поругались. Я поставила важный для меня текст, получаю множество лайков, комментов, смотрю – а Серега никак не отреагировал. Я разозлилась, пошла в соседнюю комнату, а он, оказывается, заснул возле компьютера, пока футбол смотрел… Вот и делись с ним сокровенным…
Антон – это другое. Мы с ним сначала в Skype переписывались, теперь болтаем по Viber. Иногда по три-четыре раза в день. Всегда меня выслушает, расспросит, даже что-то толковое посоветует.
Дело дошло до того, что мы стали обсуждать совместную жизнь – не в Интернете, а здесь, в реале.
Мол, давай вместе жить, если мы так хорошо друг друга понимаем. Обсуждали, обсуждали, а потом до нас дошло, что ничего толкового не получится.
Зачем менять свою устоявшуюся жизнь, жен и мужей, кому-то из нас переезжать в другой город или страну, ведь у нас все хорошо тут, в реале?
А вот в виртуале – совсем другое дело! В виртуале делай что хочешь! Знакомься, общайся, женись, разводись…
– Вот только детей не заведешь…
– Скоро и детей можно будет завести, – засмеялась Нина.
– То есть вы муж и жена в Интернете? – Я начала понимать, к чему она клонит.
– Ну да. Думаю, что в жизни он на моего Серегу похож – такой же основательный, бизнесом занимается, любит футбол смотреть. Зачем менять шило на мыло?
Да и с Серегой мы давно живем, сколько сил угробили, чтобы заработать себе на жизнь… Но от Сереги попробуй добейся, чтобы он выслушал, поговорил, я уж не говорю про комплименты!
Антон же мне каждое утро присылает эсэмэску: «Доброе утро, солнышко Нина». Знаешь, как приятно!
... и в выдуманном. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
– И как же ты за Антона замуж вышла при живом муже?
– Запросто! В Зазеркалье все есть, и загсы тоже. Отправили заявку, нам прислали пароль доступа к регистрации, мы позвали своих френдов на свадьбу – виртуальных, конечно. Дали клятву друг другу, и все!
Нам и свидетельство о заключении брака прислали. Теперь не пококетничаешь в Сети и не заведешь роман на стороне, если не хочешь, чтобы тебе ответили тем же. У меня же замужний статус! Жена женой, а никакого быта и других забот! И юридических обязательств это никаких не влечет за собой…
Я улыбнулась, Нина, как профессиональный юрист, не забыла и про эту сторону дела.
– А если твой муж узнает?
– Серега? А пароли для чего? Можно, конечно, взломать, да вряд ли он будет. И никакой измены – это же все виртуальное.
И потом, кто знает, может, и у него есть интернет-подружка, фанатка футбола?
Эта встреча с подругой меня озадачила.
Я вспомнила свой недавний день рождения, когда с самого утра начала получать поздравления на своей странице в соцсети. Поздравления от тех, кого я знаю, а в большей степени – с кем знакома лишь виртуально.
Отрываясь от семейного застолья, заходила к себе на страницу и улыбалась, читая замечательные пожелания виртуальных френдов, которые знали, что мне пожелать, и порой были гораздо душевнее давних друзей. Еще бы – ведь в соцсеть я захожу несколько раз в день, и всегда в курсе всех их новостей, переживаний даже больше, чем друзей реальных, с которыми лишь изредка созваниваемся, а видимся и вовсе редко.
Помните о таком раритете, как письмо? Нет, не электронном, а о том, которое надо писать ручкой на бумаге?
Недавно зашла на почту получить уведомление о налоге. А пока стояла в очереди, присмотрелась – посетители почтового отделения оплачивали коммунальные счета, отправляли офисные документы… и лишь одна бабушка передо мной купила пять почтовых конвертов. Пока ждала своей очереди, еще раз вслух посчитала:
– Дочке в Смоленск, сватье в Калугу, подруге в Германию, брату в Минск… ой, еще ж надо племяннице и ее деткам в Новгород!
Значит, будет писать письмо «как в старину», как сказала бы моя 24-летняя дочь, которая считает письма и телеграммы музейной редкостью: достанет тетрадку, ручку, сначала напишет «Здравствуйте, мои дорогие…», потом спросит, как дела, расскажет про себя… Письмо выйдет большим, она сложит его в конверт, примется писать адрес…
Я бы тоже купила почтовые конверты, а к ним – красивые новогодние открытки, написала бы в них поздравления с Новым годом, пожелания.
Но зачем? С родственниками и друзьями мы давно не переписываемся. Есть Skype, WhatsApp, Viber, электронные сервисы позволяют увидеть друзей и родных в другом уголке земного шара, это удобно и позволяет экономить время. А электронные письма доходят быстрее, чем бумажные.
Решишь сделать подарок к семейному торжеству – и тут поможет Интернет: делаешь заказ, и курьер привезет адресату цветы, кофеварку… все что угодно.
В число нынешних раритетов, музейных экспонатов попали вещи, которые были в нашем обиходе еще пару десятилетий назад: пищущие машинки, видеоплееры, DVD-проигрыватели, пейджеры… (вы сами легко можете продолжить список). Конечно же, личная почтовая переписка.
И что самое поразительное – раритетом вот-вот станет живое общение, личная коммуникация.
Мы больше общаемся в Сети, чем лицом к лицу.
А если получается выкроить время и встретиться («пересечься» – модное нынче словечко), то не отрываемся от планшетов, айпадов, мобильных, ускользая в виртуальную реальность, в которой невозможно дотронуться до руки другого человека, обнять его и ощутить всю полноту настоящей жизни.