Вязаные вещи, мед и домашнее варенье на небольших рынках Приэльбрусья стоят дешевле, чем в городах.
Приэльбрусье. Поляна Азау. Здесь заканчивается дорога и начинается восхождение на самую высокую гору в Европе – Эльбрус (5642 м). До вершины добираются единицы, зато у подножия отдыхают все, даже те, кто ни разу не вставал на лыжи.
Поляна Азау считается самым тусовочным местом курорта. Здесь расположены не только отели, но и множество кафе, шашлычных. Жизнь кипит уже с утра. На открытом огне готовят знаменитый шашлык из баранины, запах которого разносится по всей округе, в магазинах на розлив продаются коньяки и вина местного производства. Здесь же можно попробовать чинахи, манты, хинкали и шурпу… А если не лень, то можно, выстояв длинную очередь, подняться по канатной дороге вверх – до станции «Мир». Там, на высоте 3500 м, в любом из кафе можно согреться глинтвейном, попить чай с облепихой и поесть знаменитые хычины. И внизу, на земле, и вверху, под самыми облаками, царит спокойная и уютная атмосфера. К тому же вблизи круглосуточно дежурят полицейские, а также установлена сеть камер видеонаблюдения.
Местной достопримечательностью считаются и рынки, мимо которых, как и мимо мангалов с шашлыком, нельзя пройти. Здесь можно купить домашнее варенье с орехами и еловыми шишками, сушеные травы, мед, овечьи шкуры, папахи, вязаные носки, кофты, платки, шали и многое другое. Все то, что еще долго будет напоминать о поездке в горы. И все это стоит намного дешевле, чем в магазинах больших городов.
После печальных событий 2011 года – подрыва канатки и расстрела боевиками туристов – поток отдыхающих в Приэльбрусье замер. Однако сейчас ситуация меняется, и туристы снова едут в этот район. Постепенно из состояния безработицы выходит и часть трудоспособного населения с окрестных селений – Верхнего Баксана, Эльбруса, Терскола, ближайшего города Тырныауз. Невольно бросается в глаза, что среди работающих немало женщин, и даже у мангалов.
«Не мужское дело стоять за прилавком, а тем более торговать на вещевом рынке, – говорит водитель Валерий из поселка Терскол, махнув рукой в сторону торговых рядов. – Кто вяжет, тот пусть и продает». От поляны Азау до Терскола – рукой подать. Можно туда прогуляться за полчаса, а можно доехать на такси за считаные минуты, заплатив при этом 200 руб. Желающих подвезти туристов немало, среди них и Валера. В то время как мужчина крутит баранку, его жена в паузах между домашним хозяйством вяжет свитера и носки, чтобы потом все это продать приезжим.
«Шерстяным бизнесом» в Приэльбрусье население занимается испокон веков. Мужчины выделывают шкуры и шьют из них теплую обувь, женщины вяжут. Свои изделия стараются продать на местных рынках. «Сегодня торговля на поляне Азау идет вяло, – говорит 50-летняя Назифат. – Ближе к новогодним праздникам от покупателей отбоя не будет». У Назифат свой небольшой павильон, благо за аренду не надо платить. В продаже широкий ассортимент вязаных вещей – шали, носки, свитера, жилетки… Все это вяжет она со своими двумя дочерями. Часть дохода от проданных изделий уходит на закупку пряжи, другая – на семейные нужды. «Состояния не сделаешь, но жить можно, основная масса торгующих кормится с этого рынка, – говорит Назифат. – Другого выхода просто нет».
У 70-летней Фатимы вяжут не только дочери, невестки, но и внучки. Сама она занимается вязанием с раннего детства. Говорит, сколько себя помнит, без дела не сидела и минуты. Вот и сейчас, в ожидании покупателей, женщина вяжет спицами. Связать за день пару носков для нее не составляет труда. Вещи на рынке относительно дешевые, практически в цене они не поднимаются годами. Пара теплых носков стоит 200 руб., свитер с оленем или словом «Эльбрус» – под 800, роскошная шаль – не дороже 700 руб. Фатима считает, что ей повезло, пряжу покупать не приходится – свои овцы и козы. Но о том, сколько труда приходится тратить на это хозяйство, пожилая женщина с натруженными руками старается не вспоминать. А еще ко всему этому из шерсти надо выпрясть нитки – мягкие и пушистые. «Мы держим только скот, – говорит Фатима. – Кроме овец и коз есть корова. Плохо, что птицу держать нельзя – хищники таскают».
Марьяна, женщина средних лет, торгует своим вязанием чуть в стороне от рынка: цветные шали, свитера и носки. «Я покупаю несколько килограммов пряжи и между домашними делами по вечерам вяжу, выношу к туристам и продаю. Правда, иногда приходится сидеть целый день. А как выжить по-другому? У нас в поселке другой работы просто нет: есть только частные ларьки и отели, – рассказывает женщина. – Для многих это единственный источник дохода».
Иногда покупателей приходится ждать на холоде целый день. Фото автора |
Марьяна не скрывает, что ее больше всего беспокоит будущее дочерей: старшей – 20 лет, средней – 17, младшей – 12. Она их растит одна, муж умер пять лет назад. «По обычаю, выдавая дочь замуж, надо обеспечить ее всем необходимым – мебелью, посудой, постельным бельем, а также одеждой на все сезоны. Причем все должно быть новым, – рассказывает горянка. – По содержимому этого сундука родственники жениха в какой-то степени оценивают и невесту, и ее семью – насколько состоятельные это люди». По словам Марьяны, дочери, как и она сама, умеют прясть, шить, вязать, вышивать, но даже при этом они не смогут заработать на большое приданое. Одно успокаивает, что попадется парень, для которого сама невеста будет дороже, чем содержимое ее сундука.
Как подметили этнографы, старинный национальный обычай отправлять девушку в другую семью, снабдив ее всем необходимым хотя бы на ближайший год, не просто сохранился, а в последние годы вновь приобрел актуальность. Согласно традициям, в приданое также обязательно должны входить и различные вещи, предназначенные для родственников жениха в виде подарков.
В старину приданое складывали в огромный сундук, больше похожий на комод, поскольку в нем были и полочки, и ящички. В конце XX века сундуки сменили чемоданы, потом вошли в моду маленькие комоды, затем снова были чемоданы. Причем модные невесты чемоданы специально заказывали мастерам, чтобы сделали их из хорошей кожи. Сейчас вновь вернулись сундуки, причем в магазине такой сундук не купишь, его заказывают у мастеров, которых в республике немало.
20-летняя Анжела из Тырныауза считает, что кроме приданого горянка должна «идти со временем в ногу: иметь высшее образование, модно одеваться, хорошо зарабатывать. Замуж выйти за «своего», чтобы меньше было разногласий в вопросах обычаев и быта. При этом чтобы и мужчина, и женщина знали свое место в жизни. Мужчина должен быть добытчиком, а женщина – хранительницей семейного очага».
«Это кому как повезет, – резонно заметила Назифат. – Я тоже хотела бы находиться в тепле, а не торговать целый день на холоде. Бывает, придешь домой уставшая и продрогшая, а надо корову подоить да еду приготовить на весь день. Ведь утром снова на рынок, а мужа дома не оставишь голодным, он ведь в доме хозяин».
По мнению Магомеда, работника одного из местных отелей, в Приэльбрусье, как и во всей Кабардино-Балкарии, сегодня немало женщин вынуждены содержать семьи. Потому что мужчинам из-за сокращения предприятий просто негде стало работать. Между тем женщины уверенно берутся за любую работу, и у них неплохо получается, проявляют они себя и в малом бизнесе – сами вяжут и сами продают. А сколько лечебных трав собирают – это тоже охотно покупают туристы.
«Нашим горянкам скучать не приходится: посмотрите на их обветренные лица и натруженные руки, вот уж действительно трудяги, – говорит Магомед. – Иной мужчина на их месте согнулся бы, а они – никогда. Они торгуют вязаными вещами даже на высоте 3500 м, на станции «Мир», в надежде на лучшую жизнь».