Вряд ли такой интерьер делает человека добрее. Фото Зураба Джавахадзе/ТАСС
Каждый, кто был подростком, обязательно видел травлю. А с высокой вероятностью участвовал в ней или был ее жертвой. Возможно, спрашивал себя: «Зачем? Почему это происходит? Почему людям так нужно кого-то гнобить, унижать, избивать? Почему без этого жизнь не в жизнь?»
Этой осенью телеканал «Евроньюс» рассказал историю очень красивой итальянской девушки. Ей изменил партнер, она рассталась с ним, потом завела нового. И, чтобы потравить душу первому, отправила ему по Интернету видео, где она страстно занимается любовью со вторым. Ее бывший решил, в свою очередь, насолить ей – и стал распространять в Интернете это видео. Оно получило популярность, девушку стали обзывать проституткой, она несколько лет подвергалась массовой травле, пока со второго раза не покончила с собой. Конечно, она поступила опрометчиво, отправив другому человеку столь личное видео, но что за удовольствие было доводить ее до самоубийства?..
А что это за эпидемия расстрелов подростками одноклассников и учителей в американских школах? Что это за новая мода, народная забава? В том же духе поступил в Москве и сотрудник аптечной сети «Ригла» Дмитрий Виноградов, убивший 7 ноября 2012 года сразу шесть своих коллег и ранивший одного.
А уличное насилие в стиле «Заводного апельсина»? Кстати, автор этого романа, английский писатель XX века Энтони Бёрджесс знал эту тему не понаслышке. Вот как он описывает свои отношения с ровесниками в детстве: «На меня или набрасывались с кулаками, или не замечали совсем. Меня просто презирали. Оборванцы, сбившиеся в шайки, обычно избивали аккуратно одетых детей вроде меня». А во время Второй мировой войны, когда в Британии была светомаскировка, будущая жена писателя, Луелла Ишервуд Джонс была изнасилована и избита четырьмя американскими дезертирами-неграми. Можно понять, что подвигло Бёрджесса написать свою самую известную книгу.
А пандемия терактов-самоубийств во всем мире, особенно на Ближнем Востоке, уход множества людей, включая рок-звезд, в наркоманию и алкоголизм, массовые издевательства над животными?..
На первый взгляд кажется, что эту тупую и бессмысленную жестокость к другим и к себе невозможно объяснить. Пессимисты даже говорят: мир абсурден (отсюда и европейская драма абсурда), человек по своей природе зол – в этом все и дело.
Но есть более глубокое и, на мой взгляд, более верное объяснение. Его предлагает в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» всемирно известный философ, психолог и социолог XX века Эрих Фромм.
Он пишет, что в человеке от природы заложены два противоположных базовых инстинкта – эрос и танатос. Конечно, это говорил еще Зигмунд Фрейд, но тот понимал это слишком узко и буквально, особенно эрос. Фромм же толкует эрос более широко, как инстинкт творчества, созидания, любви. Танатос – инстинкт разрушения и саморазрушения.
И суть в том, что когда человек или общество не может следовать эросу, не видит для себя какой-то позитивной программы созидания, самореализации, то у него автоматически включается танатос: природа не терпит пустоты.
Так подросток, страдающий комплексом неполноценности, начинает обычно с такими же дружками травить того, кто не может дать ответа. Не имея смысла жизни, не видя способов позитивного самоутверждения, он бессознательно приходит к негативному самоутверждению через унижение других.
Нет, это не палата лордов... Кадр из фильма «Заводной апельсин». 1971 |
Подростком я ездил на чемпионаты России по шахматам среди юношеских сборных, на международные турниры. Одним из самых сильных шахматистов был у нас парень с ужасным характером. В незнакомом городе он считал верхом остроумия подойти к незнакомому взрослому человеку и спросить у него: «А где тут интернат для покалеченных?» После этого он долго смеялся. Он был зачинателем любой травли.
Но вот однажды мы застали его в гостиничном номере, где он провел с некой девушкой пару часов. Я увидел то, чего ждал меньше всего. Они лежали на разных кроватях, абсолютно одетые. Было ясно, что все это время они только говорили по душам. Не в силах остановиться даже после нашего появления, он медленно и очень искренне продолжал: «И так думаешь: зачем это все? Зачем я живу? Не лучше ли взять и с этим покончить?» Ему смело можно было повесить на шею медаль «За блестящую иллюстрацию идеи Эриха Фромма».
Так аутист Виноградов, отвергнутый девушкой, утратил смысл жизни и решил покончить с собой, заодно убив и коллег по работе. (В действительности он выжил и отбывает пожизненное заключение.)
Так радикальные исламисты, не в силах тягаться с развитыми странами во всевозможных достижениях, не в силах созидать, стремятся к убийству и смерти. Палестинские террористы, например, так и говорят Израилю и Западу: «Вы любите жизнь, а мы любим смерть. Поэтому мы вас победим».
Так иные рок-звезды, пережив проблемное детство, не в силах совладать с бушующим хаосом в душе даже на пике своих достижений, уходят в саморазрушительный алкоголизм и наркоманию. Душевный разлад служит мотивом для творчества у многих людей искусства, но он же их часто и убивает. Музыкант британской группы Led Zeppelin Джон Бонэм, которого многие считают лучшим барабанщиком в истории рок-музыки, умер от алкоголизма в 32 года.
Более того, есть даже целый «Клуб 27» – длинный перечень звезд рока, умерших в 27 лет на почве алкоголя и наркотиков. Брайан Джонс, основатель Rolling Stones; Джими Хендрикс, который считается лучшим гитаристом в истории рока; Дженис Джоплин, одна из величайших белых блюз-певиц; Джим Моррисон, основатель легендарной группы Doors; Курт Кобейн, лидер культовой группы Nirvana – вот лишь наиболее видные имена. На самом деле «Клуб 27» гораздо обширнее.
Так иные пользователи Интернета, несчастные в любви, будучи не в силах наладить свою личную жизнь, начинают травить красавицу, у которой личная жизнь бьет ключом. Ну надо же хоть куда-то выплеснуть свои злость и отчаяние?
Так нищие дети-оборванцы, страдая от комплекса социальной неполноценности, а может быть, и от насилия в своих семьях, не видя, как построить свою жизнь, презирают и бьют детей из хороших семей вроде Энтони Бёрджесса.
Так иные подростки, которых гнобят родители, учителя или сверстники, стремясь хоть как-то вернуть миру свое унижение и агрессию, надувают лягушек, чтобы те лопнули, вешают котят, наслаждаясь их агонией. Ну, или расстреливают одноклассников.
Иллюстрируя свою теорию, Эрих Фромм описывает случаи откровенно бредового поведения. Один подросток бросал камень на покатую крышу одноэтажного дома, чтобы тот обратно падал ему на голову. Эти удары по голове стали для него единственным способом хоть что-то пережить, «хоть что-то почувствовать». Другой подросток с той же целью бросался с ножом на случайных прохожих. Все это происходило от ужасающей пустоты и бессмысленности их жизни.
Потому единственный способ выключить танатос – это включить эрос, найти позитивный смысл жизни. Любовь, семья, творчество, дружба, работа, помощь больным и нуждающимся – что угодно. Видимо, интуитивно это чувствовали и раннесоветские педагоги типа Антона Макаренко, которые перевоспитывали трудных и даже отмороженных подростков тем, что приучали их к созидательному труду. В итоге те начинали гордиться своими достижениями в этой сфере, и тяга к разрушению и саморазрушению у них пропадала сама собой.