Бриджит Джонс встречает 43-й день рождения в одиночестве, но это ненадолго. Кадр из фильма «Бриджит Джонс-3». 2016
Недавно я, как и многие российские женщины, посмотрела третью часть комедии «Бриджит Джонс». Ее съемки затянулись: с момента выхода второй части прошло 12 лет. В 2001 году после выхода первого фильма история Бриджит, одинокой женщины, которая в 32 года ни разу не состояла в браке и не имела детей, казалась аховой, особенно для российских реалий.
Фильм стал манифестом для всех молодых незамужних женщин, декларирующим то, что они не должны чувствовать себя несчастными и обязаны от души наслаждаться маленькими радостями и приключениями. Для многих героиня Рене Зеллвегер превратилась в собирательный образ европейских женщин начала 2000-х годов. В первом фильме фраза мистера Дарси «ты мне нравишься такой, какая ты есть» вообще звучала как магическое заклинание.
В новой истории, далекой от литературного первоисточника, Бриджит уже не та неловкая корреспондентка, что съезжала по пожарному шесту и приземлялась на голову оператору своей пятой точкой. Она выросла до продюсера серьезного утреннего шоу. Но фильм начинается все с той же интонацией. «Я живу с постоянным напоминанием угасания своей детородной функции, – делится со зрителями Бриджит. – По правде говоря, я думала, что к этому времени у меня уже будет ребенок от моего суженого с квадратной челюстью. Но пока приходится довольствоваться малым: я наконец-то достигла идеального веса». Однако спустя 12 лет эта история воспринимается гораздо спокойней. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что это реальность каждой четвертой, если не каждой третьей современной женщины. Бриджит уже за 40, но этот критерий не делает ее «менее женщиной» по сравнению со всеми остальными и не лишает права на личное счастье.
Похоже, общество начинает отказываться от средневековых стандартов – понятие возраста сдвинулось. Дело не в цифре, а в восприятии этой цифры.
Мне было интересно почитать комментарии в социальных сетях о фильме и сравнить со своим восприятием. Встречались разные мнения, в большинстве своем положительные. Но говорили также, что это «конец эпохи» и «Бриджит уже не та» – в первую очередь активно осуждалась внешность Рене Зеллвегер, которую обвиняют в неудачной пластике лица. При этом в новом фильме мы видим все ту же Бриджит с мягкими и округлыми чертами, полными щеками, тяжелыми веками, которые всегда придавали Рене своеобразную экзотичность.
Моника Беллуччи стала одной из девушек Бонда
в 50-летнем возрасте. Кадр из фильма «007: Спектр». 2015 |
О возрасте женщины в кино рассуждаем не только мы, простые обыватели. Предвзятое отношение к внешности беспокоит в первую очередь самих голливудских актрис. В их киношном мире вечной молодости и новизны конкуренция высока и в любой момент на пьедестал может взойти юная звезда. Безусловно, на одной красоте не удержаться. Помимо таланта надо обладать волевыми качествами, чтобы устоять в постоянной борьбе за роли.
Однако еще недавно было актуально понятие «возрастные роли». Когда актриса подходила к порогу 40 лет, ее редко делали героиней, свободной в поиске личного счастья и счастливой наедине с собой. Теперь же 47-летняя Рене Зеллвегер играет 43-летнюю женщину, и все ее крупные планы на экране смотрятся превосходно. Да, это во многом работа визажистов и ретушеров, но они не стремятся сделать героиню идеальной, без изъянов. Наоборот, мы видим на лице актрисы отражение той жизни, которую она проживает день за днем. Возможно, Голливуд, наконец дает шанс всем женщинам, чей возраст приближается к 50?
Кажется, проходят те времена, когда все понимали бьющуюся в истерике героиню Глен Клоуз из фильма «Роковое влечение» 1987 года: ей 36, и главный герой – ее последний шанс. Сейчас мы видим в роли роскошной девушки Джеймса Бонда 50-летнюю Монику Беллуччи. 57-летняя героиня Дайан Китон в фильме «Любовь по правилам и без», уже имея взрослых детей и мужа-изменщика, принимает ухаживания молодого доктора. Дженнифер Энистон не стесняется экспериментировать с ролями и в свои 47 играет агрессивного и гротескного в своей сексуальности стоматолога в комедии «Несносные боссы».
Вне категорий оказывается Гвен Стефани, которая после долгих лет брака пережила измену мужа и тяжелый развод, однако это ей не помешало встретить новую любовь. И да, удивленное и немного злорадное «бабе почти 50, а она все как девочка» – это про нее. Так же можно сказать про Дженнифер Лопес, Еву Лонгорию, Ким Кэтрал, Фамке Янссен, Вайнону Райдер, Милен Фармер, Камерон Диаз, Сандру Буллок, Шарлиз Терон. Все они звезды Голливуда, и их обязанность – выглядеть соответствующе с каждодневной, рутинной и тяжелой работой над собой. Но именно они формируют наше восприятие возраста и меняют стереотипы общества по отношению к женским образам.
Кажется, сегодняшний Голливуд, как никогда прежде, показывает нам, что возраст – расплывчатая и мнимая категория, придуманная, чтобы уравнять индивидуальности. По большому счету сколько бы человеку ни было лет, важны душевное здоровье и равновесие, счастье быть собой. Посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться своей жизни, разнообразный опыт которой отразился на лице, просто необходимо. И в принципе уже стоит перестать говорить о возрасте не потому, что это стыдно, а потому, что не имеет значения.