Шутка позволяет сбросить с религиозного экстремизма благообразную личину поборников чистоты догмы. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В сфере антитеррористической пропаганды существует множество направлений – и плакаты, и социальная реклама, и шествия, и конференции. Вот только главной целевой аудиторией контртеррористов является молодежь, а на нее все вышеперечисленное действует не очень эффективно – и книжки умные о вреде запрещенного в России «Исламского государства» читать она не рвется, и на конференциях спит, и следовать плакатной мудрости не спешит. Потому как все это очень скучно в своей правильности и совсем не прикольно.
Большинство молодых людей и безо всякой антитеррористической пропаганды останутся законопослушными людьми, а вот для меньшинства приготовлены десятки тысяч единиц рекламной продукции самого широкого спектра – от фашистской до ваххабитской. Вся эта продукция делается по одной схеме, ибо у вербовки нет национальности и вероисповедания. Данная схема обязательно предполагает романтизацию моджахедов, бойцов скин-бригад или нацболов. Все они рисуются героическими борцами с проклятой Системой, новыми Шакалами и Че Геварами, примкнуть к которым обязан каждый свободолюбивый житель Земли. Вокруг экстремистских и террористических организаций формируются свои субкультуры, которые прямо-таки пронизаны пафосом. И в этом их слабое место.
Привычные способы борьбы с терроризмом или экстремизмом всегда демонизируют эти явления, что правильно, но лишь отчасти. Немало людей, особенно с психическими проблемами, пополнили ряды деструктивных организаций только ради того, чтобы почувствовать себя частью страшной силы, наводящей ужас на человечество. У подавляющего большинства людей сцены массовых казней и кровавых терактов вызывают лишь отвращение, но террористам и не нужны симпатии большинства. Им нужно агрессивное и деятельное меньшинство, которое гораздо эффективнее пассивного большинства меняет ход истории. Такое меньшинство очень горделиво и чувствует себя избранной группой, в чем его следует деятельно разубеждать.
История пропаганды и контрпропаганды хорошо показывает, что мощнейшим инструментом нападения и защиты является сатира. В российской политической сфере это давно поняли – издевательства над оппонентами в форме анекдотов, стишков, карикатур, сетевого троллинга или видеопародий стали целой индустрией, в которой заняты тысячи, если не десятки тысяч людей. А вот издеваться над террористами и экстремистами пока рискуют немногие. И это зря.
Пафосной романтизации «борцов с Системой» лучше всего противопоставлять деромантизацию посредством сатиры, в том числе и достаточно грубой. Стремящемуся в Сирию неуравновешенному подростку не стоит рассказывать о преимуществах высшего образования, службы в армии или честной работы на заводе. Хлесткий лозунг типа «Сегодня ты вступил в ИГИЛ, а завтра – мертвый уж, дебил!» подействует на него гораздо лучше, особенно если уточнить, как конкретно он перейдет в такое незавидное состояние. Аналогичные стишки вообще могут служить многим целям – например, повышать культуру сетевого общения («Сегодня лайкнул ты ИГ, а завтра – пытки в КГБ!»), призывать к бдительности («Сегодня в скайпе ты ля-ля, а завтра – рекрут Дауля!»), увещевать паникеров («Сегодня ты кричал «НамКрыш!», а завтра выехал в ДАИШ!»), предупреждать о необходимости соблюдения техники безопасности на курортах («Сегодня ты кричал: «Тагил!», а завтра – кяфир для ИГИЛ!») и чистоты в туалетах («Сегодня за собой не смыл, а завтра смылся сам в ИГИЛ!»).
В самые тяжелые годы Великой Отечественной войны у нас хватало сил снимать антифашистские комедии и рисовать отличные карикатуры, а вот сейчас, в мирное время, мы об этом забыли. Да, действовал когда-то сайт «Гав-гав-центр», пародировавший одиозный рупор кавказских террористов «Кавказ-центр», который и без того отличался поучительным накалом идиотии. Есть пара десятков карикатур и несколько роликов в Сети – типа «Террористы ИГИЛ поют частушки» или «Эрдоган в бункере Гитлера». Но ведь этого мало – те же англичане сняли искрометную черную комедию «Четыре льва», а египтяне – не менее смешной местами документальный фильм «Имам». Да, есть опасения, что если заказать «Нашей Раше» или «Камеди клабу» репризы о незадачливых террористах, то критики поднимут шум – мол, терроризм пропагандируете. Но иных вариантов нет. Без грамотной сатиры нельзя нейтрализовать деструктивную пропаганду.
Возьмем, к примеру, длящийся уже не первый год спор – как правильно называть «Исламское государство»? Мусульмане, естественно, обижаются, когда крупнейшую террористическую организацию именуют именно так. Взамен они предлагают называть ее «Иблисским», то есть сатанинским, государством, однако сразу возникает проблема – «Иблисское государство» слышится как «и близкое государство», что создает путаницу. То же самое касается и аббревиатур. Согласно решению Верховного суда РФ, в отношении «Исламского государства» правомерны только два сокращения – ИГ и ИГИЛ, после которых крайне рекомендуется уточнять «про запрещенную в России террористическую организацию». Но ИГ созвучно с ЕГЭ, а аббревиатура ИГИЛ оскорбляет новосибирских ученых из Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева (ИГИЛ СО РАН), которые неожиданно оказались в незавидном положении коллег из Пензенского инженерно-строительного института (ПЕНИСИ) и Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ). Более того, по слухам, бдительные правоохранители уже несколько раз пресекали попытки молодых ученых выехать на стажировку в академический ИГИЛ, где, как оказалось, можно приобрести специальность взрывотехника.
Межрелигиозный совет России предлагает именовать «Исламское государство» аббревиатурами ДАИШ и ДАЕШ, за употребление которых в его пределах положено наказание по всей строгости местного шариата. Но и тут есть проблема: ДАЕШ созвучно с глаголом «доешь», а на ДАИШ обижается малоизвестная, но уважаемая Дальневосточная ассоциация инженеров шиномонтажа. Но есть выход – зловредную «Даулю» («государство» по-арабски, так сокращенно называют ИГ) можно именовать словосочетанием «Да уж», как бы выражая печаль и недоумение от самого факта ее существования.
Игиловцы выступают за высокую мораль, кивая на распущенную Европу? Европу защищать тут не нужно, а вот поведать широким народным массам о нравах, царящих в среде спонсирующих эти организации шейхов, очень даже стоит. Про их повальную бисексуальность и тягу к иным извращениям, массовые паломничества в Бахрейн за разрешенным там алкоголем, покрытые золотом машины и номерные таблички за миллионы долларов, личные самолеты с тоннами наркотиков «для личного пользования» и загулы в Диснейлендах. Рассказать про полностью «плановую» экономику ратующего за трезвый образ жизни движения «Талибан», попутно раскрыв суть понятия «бача» (детская проституция). Особо отметить ваххабитских богословов, которые то Землю плоской и неподвижной объявят, то геноцид космических эльфов и орков католической инквизиции инкриминируют, то подробно разъяснят, как правильно запихивать взрывчатку в одно место и почему помощь собрата-моджахеда в этом деле совсем не харам. Вообще там масса убойных сюжетов – только руку протяни.