Капризная прибалтийская погода – не преграда для истинных меломанов. Фото автора
За четверть века, что прошли с момента выхода Латвии из состава СССР, она успела стать частью единой Европы и круто развернуться в сторону России, к которой на Западе нынче принято относиться если не с опаской, то уж точно прохладно.
Пожалуй, важнейшую роль в сохранении связей с Россией сыграл нынешний мэр Риги Нил Ушаков, который превратил латвийскую столицу в настоящий мост дружбы между народами. По крайней мере именно такое впечатление сложилось у меня, стоило оказаться на музыкальном фестивале Kubana в этом году.
По меткому замечанию команданте фестиваля Ильи Островского, «Kubana – как постоянно писающийся ребенок, но любить его от этого меньше нельзя». Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю Островского, он не опустил руки и фестиваль не предал, хотя к тому были все причины. Вначале Kubana выгнали из Краснодарского края, затем отлучили от Калининградской области, и когда казалось, будто девятый вал цензуры потопил панк-шлюпку, спасательный круг Островскому бросил рижский мэр. Так Kubana прописалась в Риге, и худо-бедно, но в 2015 году фестиваль состоялся.
Мне повезло: я побывал на фестивале Kubana и в прошлом, и в этом году, и могу сравнить впечатления. Буду откровенен: я надеялся, что организаторы учтут неприятный опыт прошлого и оплошностей не допустят. Но не сложилось: приманить латышских слушателей пока не удалось: они по-прежнему считают Kubana русским фестивалем. И Островский поступает совершенно правильно, когда теперь всячески подчеркивает: этот фестиваль стал международным событием.
Как бы то ни было, программа фестиваля с лихвой компенсировала все огрехи организаторов: на одной сцене выступили американо-британская группа Garbage и блистательные калифорнийцы NOFX, англичане Enter Shikari и The Subways, финская The 69 Eyes и немецкая Guano Apes.
Однако куда любопытнее было наблюдать за постсоветской картой, представленной в Риге. Как верно заметил Олег Скрипка из группы «Вопли Видоплясова», «сейчас Kubana становится эдакой последней баррикадой, островом свободы русского культурного мира, который меняет и объединяет людей, а также дает площадку для выступления тем артистам, которые не могут себе этого позволить на территории России. Василий Аксенов написал роман «Остров Крым», где описана параллельная реальность. А теперь Kubana становится параллельной российской реальностью, которая может и, наверно, должна быть. Благо организаторы неутомимо ее создают, и дай бог им вдохновения и удачи».
Сами «Вопли Видоплясова», несмотря на сотни тысяч поклонников, в Россию не спешат. Как не спешит и группа «Ляпис Трубецкой», предпринявшая в Риге попытку воссоединения, пускай и в усеченном составе.
Как и Вахтанг Кикабидзе, зарекшийся выступать в России после грузино-югоосетинской войны. На пресс-конференции выдающийся артист пожелал слушателям «стараться не стареть». Его выступление красноречивее всего подтвердило, что великий Буба может дать фору любому молодому исполнителю: его концерт собрал аншлаг, и в толпе оказались люди самых разных возрастов – от школьников с узнаваемой грузинской внешностью до пожилых латышей, хорошо помнящих легендарные фильмы с участием Кикабидзе.
Музыкальный фестиваль Kubana хорошо прижился на латвийской земле. Фото РИА Новости |
Герой Мимино, поднявшись на сцену, посетовал: «Я вырос в тбилисском дворе, и у нас жило сразу 11 национальностей – русские, грузины, ассирийцы, курды, евреи, кабардинцы, абхазы, армяне, греки, казахи, украинцы. И я, когда был маленький, думал, что все они грузины – не было проблем понимания. Бабушка оставляла ключ от дома под ковриком, и все об этом знали. И все открывали, если нужно. Никто не боялся никаких воров. Так мы жили. А сейчас что-то не то с нами происходит». Трудно с этим поспорить.
Появление Кикабидзе преданных фанатов Kubana не удивило: ранее на фестивале выступали такие исполнители, как Лев Лещенко и Валерий Леонтьев, так что и программа грузинского артиста выглядела само собой разумеющейся. Kubana всегда впечатляла разнородной, подчас противоречивой палитрой. В этом, пожалуй, и заключается секрет ее популярности, вот почему диковинные уроженцы Атланты из Nashville Pussy, которым впору закрывать байкерские слеты, гармонично уживались с русским рэпером Василием Вакуленко, кажется, запутавшимся в количестве собственных псевдонимов. На сей раз он вышел на сцену в амплуа Ноггано. Зато любитель экспериментов Дельфин удачно сменил микрофон на диджейский пульт. Впрочем, к подобным перевоплощениям его преданные поклонники давно привыкли.
В этом году фестиваль совпал с днем Риги, что, безусловно, сказалось на посещаемости: многие предпочли отправиться на бесплатные выступления, а количество концертных площадок в городе зашкаливало – сцены выросли как грибы после дождя. Непредсказуемая приморская погода тоже внесла свою простудную лепту: прохладный ветер и перманентный, хотя и мелкий, дождь загнали домой многих рижан. Впрочем, преданных меломанов и ответственных журналистов нельзя остановить: на выручку пришел знаменитый рижский бальзам, не позволивший заболеть.
Пройдет ли Kubana в следующем году? Хочется верить. Стоит туда ехать снова? Безусловно. Организаторам же хочется пожелать только одного: терпения и стойкости в наше непростое время.