Идет сборка модели системы Солнце–Земля–Луна.
В наших СМИ то и дело появляются сообщения о том, что у молодежи в России знания о космосе – на уровне Средних веков. Не имея возможности проверить эту «информацию» в масштабах страны, попробую сделать это на примере хорошо знакомой мне семьи и некоторых городских школ наукограда Королева.
Апрель 2008 года. Мальчик Тёма, он же Артемий Самойлов, только что отметил свой день рождения. Шесть лет – возраст серьезный, пора подумать о выборе будущей профессии. Тёма знает, что мама – учительница-филолог, но ее родители, дед и бабушка – ракетчики, причем бабушка даже доктор наук. Папа по образованию тоже ракетчик, работал в ЦУПе, а его отец – ветеран ракетного предприятия. И Тёма рисует ракеты, спутники, вместе с четырёхлетним братом Сашей листает книги о космосе… Саша тоже интересуется космосом, но больше инопланетянами и рыцарями. А самому младшему брату, Ване, всего месяц, и область его интересов пока неизвестна.
Мама купила Тёме несколько наборов конструктора «Лего», и мальчик принялся конструировать разнообразную технику, прежде всего ракетно-космическую. Самые удачные изделия папа фотографировал и вывешивал на стену. А Тёма думал, как бы собрать что-нибудь посложнее…
«А это «Буран» с «Энергией» |
Однажды вечером, когда дед с внуком гуляли по проспекту Королева, им встретился дядя Олег, ученый из РКК «Энергия». Взрослые поговорили о своих делах, и дядя Олег спросил: «А чем занимается молодой человек?», на что мальчик честно ответил: «Я конструирую ракеты и космические корабли!» «Значит, мы с тобой коллеги! А где ты показывал свои достижения?» – «Нигде…» «А вот это зря!» И посоветовал Тёме выступить на олимпиаде «Созвездие».
Всероссийская олимпиада «Созвездие» ежегодно, начиная с 2000 года, проводится в Королеве и Звездном городке. Руководитель олимпиады – начальник лаборатории по программе научных исследований «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина» Валерий Иванович Васильев. Участвуют школьники начиная с 10-летнего возраста из более чем 50 регионов – от Сибири до Северного Кавказа. Наряду с конкурсом участники знакомятся с космической отраслью, посещая музей РКК «Энергия», ЦУП ЦНИИмаш и Центр подготовки космонавтов.
Дядя Олег – доктор технических наук, профессор Олег Семенович Цыганков, председатель жюри по группе номинаций «Космическая деятельность человека». Услышав его предложение, дед Тёмы, бывавший на мероприятиях «Созвездия», усомнился: «Но ведь в конкурсах участвуют школьники с 10 лет, а он еще дошкольник!» «Ничего, попробуем – пусть это будет эксперимент».
В назначенный день Артемий Самойлов и сопровождающие его лица – брат Саша, отец и дед – расположились в одной из аудиторий Института повышения квалификации «Машприбор». Слушают доклады: «Дизайн рабочего отсека орбитальной станции», «Приборы для кабинета физики», «Способ защиты космического корабля от метеоритов»…
Наконец председательствующий объявляет: «А теперь я предлагаю послушать сообщение вне очереди ввиду преклонного возраста докладчика… Артем Самойлов!» Публика, ожидавшая появления почтенного старца, заливается хохотом, когда видит шестилетнего Тёму в сопровождении отца, держащего плакат с фотографиями конструкций.
Докладчик показывает: «Вот это – пусковая установка для крылатой ракеты. А это сама ракета. Отсюда она, ракета, вылетает. А это космическая система «Буран» с «Энергией». А это кран, который на космодроме поднимает всякие грузы». Вопрос: «Из чего ты все это сделал?» «Из конструктора «Лего»!» Аудитория добродушно смеется и дружно аплодирует.
Председатель спрашивает, откуда юный конструктор взял схему «Бурана» с «Энергией», отец докладчика порывается что-то сказать, но его останавливает строгий голос профессора Цыганкова: «Папа, вы молчите!» И мальчик спокойно отвечает: «Вообще-то я начинал делать что-то другое, но получился «Буран» с «Энергией»… «Ну, все как у нас!» – резюмирует председатель жюри под одобрительный смех и аплодисменты…
Когда Тёма с группой поддержки шел из аудитории по коридору, их догнал космонавт Юрий Владимирович Усачев: «Я должен пожать руку этому молодому человеку и сказать, что, когда я вижу и слышу таких мальчиков, у меня в душе рождаются оптимизм и вера в наше будущее. Так держать, Артем! Вот тебе от меня подарок – фото с автографом и книга «Пилотируемая космонавтика».
Спустя некоторое время, когда Тёма уже учился во втором классе, профессор Цыганков при встрече спросил, почему он больше не участвует в олимпиаде «Созвездие». Последовал ответ: «А я теперь увлекаюсь динозаврами!» «Очень интересно. Вот ты и попробуй разобраться, почему динозавры исчезли… Может быть, это связано с космосом?» «Конечно, их погубил огромный астероид. Но это и так давно известно… Я об этом делал доклад в классе и получил пятерку!»
А дед поинтересовался, какие доклады были представлены на очередном «Созвездии», и получил список работ победителей конкурса. Вот только часть сообщений «внуков наукограда» – учеников 6–11-х классов из многих городов и сел России: «Межпланетный экспедиционный комплекс для полетов к Марсу с использованием аэродинамического торможения у планет», «Модель планетохода шагающего типа», «Исследование движения солнечных пятен», «Влияние музыки на космонавтов МКС», «Электроадгезионные соединения – основа будущих космических технологий», «Использование бортового ионозонда на низкоорбитальной космической станции»…
Слева Тёма и космонавт Ю.В. Усачев, справа Саша и папа – И.Д. Самойлов. Фото из архива автора |
А еще через два года Артемий Самойлов занялся сборкой действующей модели Солнечной системы по еженедельным журналам, поступающим в газетные киоски. Когда он монтировал уже отдельно модель системы Солнце–Земля–Луна, дед снова предложил поучаствовать в конкурсе. Подумав, Тёма отказался: «Тогда я «Буран» с «Энергией» собирал сам, а здесь все по инструкции. С этим выступать неудобно…».
А брат Саша, первоклассник, в это время собирал из «Лего» космическое оружие и раздумывал о машине времени. Подрастает и третий брат, Ваня. Он тоже в четыре года увлекся конструированием космических ракет и аппаратов в основном из намагниченных деталей, добавляя гвозди, пинцеты, скрепки и кнопки разных размеров. Однажды, когда бабушка спросила Ваню, на каком топливе будет летать его новая ракета, мальчик, подумав, ответил: «На дизельном!»
Сейчас все братья Самойловы – ученики средней школы № 5. Артемий окончил семь классов, Александр – четыре, Иван перешел во второй. Все интересуются космосом и астрономией. Недавно Тёма завершил сборку большого телескопа, на что у него ушло около полутора лет.
А «Созвездие» прирастает все новыми «внуками наукограда». В конкурсе 2016 года приняла участие делегация из Казахстана. Таким образом, олимпиада из всероссийской становится международной.
Слушая рассказы о братьях Самойловых, я было подумал, что дед хвастается своими внуками. Однако и у меня, и у деда этих любознательных мальчишек есть возможность судить и о других «внуках наукограда», поскольку мы с ним – лекторы общества «Знание» ЦНИИмаш, выступающие в школах города.
Конечно, и школы, и дети все разные, но наукоградская доминанта очевидна. Так, перед началом одной из лекций пятиклассникам школы № 5 были заданы вопросы типа «Какие знаете планеты Солнечной системы?», «Почему происходит смена дня и ночи?», «Почему бывают солнечные затмения?», «Чем отличается ракета от артиллерийского снаряда?», «Что вы знаете о Циолковском, Королеве, Гагарине?», «Что такое ЦУП и где он находится?» И ни один вопрос не остался без правильного ответа, а иногда поднимался буквально лес рук. В старших классах беседа велась уже на другом уровне, но и там ученики обнаружили приличные знания по темам космоса, хотя астрономия сейчас не входит в число школьных дисциплин.