Пассажиры Московского метрополитена на своем веку повидали много необычных попутчиков. Фото автора
В России побывали несколько сот раввинов и эмиссаров движения любавических хасидов. Их собрание было представлено как съезд раввинов Европы, но в нашу страну прибыли иудейские лидеры не только из Старого Света, присутствовали и представители других стран, в том числе соседней Украины. Лейтмотивом сообщений для прессы, прозвучавших в рамках съезда, стала трансляция идеи, что Россия – едва ли не самое благоприятное место для евреев во всей Европе.
Тут дело даже не только в том, что съезд был организован Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), близкой к руководству страны. Свою лояльность, особенно на внешнеполитическом направлении, в последние год-два проявляют и другие еврейские организации, может быть, не столь обласканные Кремлем.
Любавический хасидизм имеет в этом патриотическом «соревновании» то преимущество, что его историческая родина находится на территории Российской Федерации. Если до революции, когда здесь обосновалась династия хасидских ребе Шнеерсонов, местечко Любавичи числилось в Могилевской губернии, то сейчас это сельское поселение находится в Смоленской области России.
Широко известна приверженность различных течений хасидизма к местечкам, в которых зародилось и развивалось учение того или иного ребе – духовного наставника хасидов. Поскольку все они происходят из Восточной Европы, страны бывшего соцлагеря и СССР извлекают немалую пользу от потока паломников, непрерывно льющегося из США, Израиля и других государств, где расселились хасидские диаспоры. Самый яркий пример – Умань в Украине, где похоронен Брацлавский ребе Нахман. В этом украинском городке возник постоянно действующий еврейский квартал со своей инфраструктурой.
Константин Харчев, в 1980-е годы председатель Совета по делам религий при Совмине СССР, рассказывал мне, как он во время перестройки возил делегацию из США в Любавичи. Погребения раввинов были скрыты под горами мусора, и только по указанию чиновника убрали свалку. За почти три десятилетия многое изменилось. Там появился «исторический парк», не хватает только паломнического потока, сравнимого с уманьским.
В каком-то смысле этот пробел восполнила упомянутая выше делегация из 450 раввинов, съехавшаяся в Россию. Они совершили паломничество в Любавичи, а потом колонной автобусов отправились через границу в белорусское местечко Лиозно, где тоже есть места, связанные с возникновением любавического учения. СМИ сообщали о задержании колонны пограничниками России. Граница между союзными государствами, конечно, открытая, но для такого количества иностранцев требовалась особая консульская процедура. Как сообщили очевидцы события, раввинам пришлось подождать более двух часов, но в результате чудодейственного звонка в Москву ситуация разрешилась.
Так хасиды из Европы узнали, и не только со слов лидеров местной общины, что в сегодняшней России власти готовы отвечать взаимностью на доверие иностранных гостей. Впрочем, то же самое касается и населения, по крайней мере в многонациональной Москве. В этом раввинам тоже довелось убедиться на собственном опыте. Завершив съезд в общинном центре в Марьиной Роще, гостей отправили на автобусах в другой район Москвы на торжественный банкет. Покружив полчаса по Марьиной Роще, один из автобусов замер в бесконечной пробке. Тогда прозвучало предложение высадиться из заказного транспорта и самостоятельно добраться до цели на метрополитене. Удивительно, но не знавшие русского языка и дороги зарубежные раввины дружно высыпали из автобуса.
Когда растянувшаяся толпа бородатых людей в черном шествовала по Новослободской улице к станции метро, прохожие не могли сдержать улыбки. Один пирсингованный и татуированный парень, раздававший листовки интим-салона, так и замер с разинутым ртом. Были в шоке даже агитаторы «Яблока», спрятавшиеся в своем предвыборном кубе. Создав длинную очередь за билетами, раввины отстояли ее и спустились в подземку. Здесь они принялись дружно делать селфи, чем немало смутили других пассажиров. Так или иначе все добрались до места назначения без происшествий. Тем самым слова принимающей стороны о том, что по Москве религиозному еврею перемещаться безопаснее, чем в некоторых европейских городах, получили неожиданное подтверждение.
В банкетном зале, оборудованном большими экранами, демонстрировали съемку предыдущих поездок хасидов в Любавичи. Особое оживление вызвали кадры, где по поселку разъезжает телега, запряженная лошадью, на которой весело катаются хасиды, представляющие, что и сейчас в местечке «все, как и при ребе». Пресловутая телега присутствует в символике исторического парка «Любавичи», использующей изобразительный стиль Марка Шагала. На плакате, украшающем вход в комплекс, нарисована телега, полная хасидов и взмывающая в поднебесье.
Раввины с удовольствием разъезжают по Любавичам на гужевом транспорте. Фото с сайта www.mylubavitch.ru |
В Сети есть сайт, посвященный развитию паломнического комплекса в Любавичах, правда, только на иврите. Это говорит о целевой аудитории: иностранные гости, готовые отправиться со всех частей света в религиозную поездку. Подобные проекты разрабатывают сегодня и другие общины России, например, Совет муфтиев недавно объявил о планах развития «халяльного» туризма, то есть соответствующего предписаниям ислама. Имеют свои замыслы и другие хасидские течения. Так, с Московской хоральной синагогой связано течение чернобыльских хасидов, и они обустраивают Чернобыль для паломников, но это, как и Умань, не российская территория.
Идея создания паломнических центров в бывших местечках Российской империи ширится и развивается в еврейском мире, и она позволит перенаправить потоки верующих из тех мест в США и Израиле, где после революции и Второй мировой войны обосновались лидеры хасидизма. Кстати, любавические хасиды получили возможность посещать с паломническими целями и столицу нашего государства. В московском Еврейском музее обосновалось книжное собрание Любавических ребе, известное как Библиотека Шнеерсона. За библиотеку с Россией судится духовный центр в Нью-Йорке, но, похоже, хасидам придется привыкать к особой роли Москвы в их всемирной религиозной организации.
Впрочем, паломнический бум влечет за собой новые проблемы. В тихие доселе городки врывается шум большого мира. Вместе со взрывным развитием бизнеса и туристических услуг растет уровень криминала и межнациональных проблем. В этом смысле показательным примером служит Умань, где ни один год не проходит без происшествий. Впрочем, у России есть преимущество более строгого администрирования на местах и надзора из центра. Вся надежда на «жесткую политику государства в отношении антисемитизма», которую пропагандировал на прошедшем съезде главный раввин по версии ФЕОР Берл Лазар.