Ирокезы и балетные пачки, классика и современность. И то и другое – живое. Фото Ивана Черныха
Впервые я попала в детский лагерь, уже будучи подростком, да и то в качестве сопровождения для младшего брата. Помню постоянный голод, бараки, раннюю побудку для строевых построений, поднятие какого-то дурацкого знамени, интриги и сходки девочек команда на команду.
В окрестностях нашего лагеря под городом Избербашем орудовали контрабандисты. Весь берег был усеян скелетами выпотрошенных икряных осетров, а сами юные рыболовы приходили вечерами к костру, пропахшие бензином, тихо влюбленные в нашу главную хулиганку – 13-летку с мощными икрами и растяжкой. Она называла себя племянницей директора. Впрочем, так делала половина отдыхавших детей. И все нещадно блефовали. Кстати, о директоре. Помню, как мальчик, плевавший с балкона, случайно попал ему на лысину, и в связи с эти было устроено разбирательство. История в духе «Ералаша».
Этот бассейн превратился в место действия многих детективных историй. Фото Ивана Черныха |
Я тогда не знала, что бывает иначе. Что дети могут развиваться и учиться прямо на отдыхе. Но этим летом попала в детский лагерь «Живая классика» в качестве педагога. «Живая классика» – это международный конкурс детей-чтецов, и его президент Марина Смирнова придумала для них особый творческий антилагерь. Без всяких там построений и речевок, зато с классами по актерскому мастерству, творческому письму и журналистике. Чтобы дети не только участвовали в общелагерных конкурсах и развлечениях, но еще и снимали собственные телерепортажи, писали рассказы и пьесы, тренировали голос, пластику и декламацию. За актерское мастерство отвечал Тарас Белоусов, режиссер, преподаватель ГИТИСа, за умение стоять перед камерой, делать стенд-ап, готовить репортаж и отличать микрофон от петлички – тележурналист из Петербурга Дарья Цыбульская. Виртуозно управляла всем оркестром организатор лагеря Дарья Шестухина. Был еще один кудесник, который днем фокусничал с камерой, а ночами монтировал общий фильм с отрядом «Живая классика» в главной роли – питерский профи Иван Черных. Фильм (с финальным музыкальным номером) показали в заключительный вечер в присутствии приглашенных мальчиков-белорусов.
Что же с творческим письмом? Каждый день дети сочиняли истории, придумывали конфликт из ничего, составляли зевгмы и оригинальные сравнения, учились писать реплики и ремарки, развязывали и завязывали запутанные сюжетные узлы. Работы самого младшего из участников, 10-летнего Феди Щербанова можно прочитать в этом номере, на странице 5. Федя экспериментирует с остранением, неожиданными переменами ситуации с плюсами на минус и наоборот (перипетиями) и горячими диалогами.
После морских купаний не так просто сосредоточиться, но дети спешили на занятия, как на праздник. Фото Ивана Черныха |
Правда, в последний день дети отбросили сочинительство и взялись за старые добрые сочинения в стиле «Как я провел лето». Приведу пару фрагментов – 1 сентября это вполне уместно. «Я никогда, никогда не забуду «Дынькуарбуз», перевязанного скотчем Антона, рэп из скороговорок, то, как Ксюша стрелялась на дискотеке от ремиксов и засматривалась на парней. Но самым классным было то, как мы готовились к выступлениям. Именно в те моменты, когда каждый из нас старался для своего отряда, я испытывала настоящий восторг. Потому что вся эта суматоха действительно сближает людей.
Море, бассейн, танцы, песни, пьесы, рассказы, новые друзья, выступления, походы в столовую за веревочку, водоросли в волосах, бесконечная жара, пробежки по утрам и многое-многое другое, о чем так хочется рассказать, но не хватит и пяти блокнотов, чтобы уместить всю ту радость, которую лично я успела испытать в лагере «Живая классика». Не верится, что скоро расставаться. Ведь вроде как еще вчера мы путали имена друг друга и разбирали чемоданы», – написала Диана Прокопив.
Море во время экскурсии в Созополь. Фото автора |
По поводу конкурсов. Когда во время лагерной «Минуты славы» на сцену вышел парень-тинейджер и стал по-стихотворному декламировать текст модной песенки «Патимейкер» («Йога, ноги на угли/ Зимой на ноги уги/ Мы танцуем буги-вуги/ Под ай люли-люли/ Дикий Маугли, джунгли/ Сам свои гугли в Google/ Матрешки – куклы в кукле/ Этот день дубль в дубле»), я решила что это ассонансный верлибр его собственного сочинения.
А вот отзыв Даши Заевой. «После первой поездки в Приморско я чувствовала себя почти что детективом. Дело в том, что там мы увидели портреты известных личностей на камнях на набережной. Очень хотелось узнать, кто же тот загадочный художник с подписью С.Г., а еще лучше – найти его Instagram. Но выяснить, как его зовут, так и не получилось. Мы с Ксюшей носились по набережной и фотографировали чудесные произведения искусства, хотя все остальные давно ушли. Во всем этом празднике веселья были и грустные моменты. У меня ничего не получалось, и вообще «все-такие крутые и всё умеют, а я такое дно». Но я пыталась справляться с этим. Я узнала, как правильно представляться, какие приемы можно использовать в рассказе, как писать пьесы и еще много интересных вещей. Начала писать для себя, и теперь мне даже нравятся мои рассказы».
После Болгарии, уже без меня, лагерь «Живой классики» оказался в Анапе, впереди еще осенние сезоны и новые приключения. А я поздравляю всех школьников, студентов и преподавателей с началом учебного года.