Телевизионщики уверяют нас, что главное в жизни женщины – быть завлекательно одетой. Фото Depositphotos/PhotoXPess.ru
Благосостояние российских граждан наконец доросло до такого уровня, что телевизор у некоторых не то что в каждой комнате расположен, но и в ванно-туалетных помещениях тоже. И сразу же по прибытии в дом телеящик включается подобными фанатами на полную громкость, и неважно, какая передача в этот момент транслируется. Под этот безудержный телеаккомпанемент принимается пища, закручиваются банки с засолами и вареньями, проверяются уроки у ребенка, совершаются важные звонки, да мало ли что еще делается?!
Единственное, чего, как правило, придерживаются адепты телеящика, это выбора именно своего, любимого канала. И с приверженцами Второго, российского, бесполезно говорить про какие-нибудь шоу Первого. Они изо дня в день будут засыпать под полуночные, но яростные политические споры приглашенных к Владимиру Соловьеву, скажем. И как хорошо спится таким любителям политики! Чем громче кричат на экране эдакие говоруны, тем сильнее всхрап в ответ раздается. А стоит только попытаться выключить шумовую завесу – далеко за примером ходить не надо, у самой дома такой фан «России 1», – так тут же звучит недовольное: «Я же не сплю, не выключай!»
Сейчас одни политические шоу догуливают последние отпускные денечки, другие из отпуска уже вышли, – в режиме офлайн идут многие другие развлекательные программы. В том числе и моя до недавнего времени любимая передача «Модный приговор». Нет, она, конечно, выходит ежедневно по будням, утром, как и положено, но взгляд знатока определяет сразу: в ход идут повторы прежних выпусков, к тому же совсем недавно показанных. И вот эти навязанные рефрены заставили обратить внимание на то, что еще недавно не так бросалось в глаза: мода перестает быть главной в этой передаче, на первую линию все больше выдвигаются истории женщин, чьей жизненной неустроенностью, вслед за еще одной программой Первого, которая так и называется – «Давай поженимся», озаботились авторы и особенно ведущие этой программы. И все беды несчастных, как следует из сюжетов, во многом объясняются их неумением быть прилично одетыми. И не хуже, чем в замечательном мультфильме про почтальона Печкина – ну помните, как он улыбался после того, как те, кому он пакостил, подарили ему велосипед? «Я раньше был злой, потому что у меня велосипеда не было, а теперь я с велосипедом и потому добрый!» – героиням «Модного приговора», переодетым и причесанным стилистами, в одночасье гарантировано стать счастливыми. Все как одна обещают теперь ходить в рестораны и театры, и главное – женское счастье им, теперь хорошо одетым, обеспечено: прямо на выходе из студии женихи будут стоять толпами. В последнем почти всегда уверена одна из ведущих «Модного приговора» певица и защитница поначалу плохо одетых героинь, приведенных на передачу недовольными родственниками, Надежда Бабкина.
Вы скажете: а что в этом плохого? Наверное, все было бы замечательно, если бы так и случалось на самом деле.
Вот одна из последних передач этого сезона, которую в эти августовские дни я увидела во второй раз и вместе с героиней (она в кадре, я – за ним) удивилась, если не сказать резче, действиям модного судьи, историка моды Александра Васильева. Речь шла о 49-летней женщине, которая не хотела считать себя дамой в возрасте, а потому молодилась как могла: суперкороткое мини, боевой раскрас и прочие приметы подросткового периода. К тому же, как всегда деликатно выражается соведущая Александра Васильева, человек, знающий, по его словам, о моде все и даже больше, Эвелина Хромченко, она была корпулентных форм. Да еще обладала характером, который прямо демонстрировала в стиле (вернее, в полном его отсутствии) одежды. И нервы у Васильева сдали: до того он и так намекал упрямице, мол, ни к чему так обтягивать свой «дилижанс» (прямое цитирование). А тут, завидев несломненное сопротивление в виде очередного трикотажного облегания объемного тела, воскликнул: «Да кому нужна эта самая тумбочка?!» На третьем собственном выходе на женщине лица не было… Услышать такое публично, пусть даже и за кулисами, – испытание не для каждой нервной системы.
Потом был выбор стилистов, и, разумеется, героине 52 размера подобрали подобающие наряды. Она вместе с нами со всеми восхищалась тому, как стала выглядеть, и, конечно же, стала говорить о том, что стала другой женщиной: «Это не я, я в шоке…» – и все такое прочее. Да и мэтр моды сменил гнев на великодушие и даже приобнял ту, которую несколькими минутами прилюдно оскорбил.
Позже, когда я поделилась своими ощущениями от увиденного с некоторыми любительницами этой передачи, кое-кто из них заметил: «Чего не стерпишь ради халявы!» Так получается, дорогие женщины? Мы готовы на всяческие унижения вроде «тумбочки» или «батона колбасы» (и такое говорилось), дабы хорошо выглядеть? И когда тебе в лицо говорят, что в таком прикиде ты никогда не встретишь умного, порядочного и надежного мужчину (в перспективе мужа, что становится все более настойчивым рефреном в передаче), надо соглашаться? И неважно, что у тебя целых три высших образования, что бывший муж сбежал к своей секретарше, пока ты воспитывала его детей, что нет времени на романтические встречи, потому что дома больная мать, прикованная к кровати, плюс собака, с которой как минимум раз в день надо гулять?
«О! – жизнерадостно восклицает кто-то из ведущих, – выгуливая друга четвероногого, много шансов встретить друга и в жизни. Главное, нужно быть к этому готовой, то есть одетой так завлекательно, чтобы молодой человек не смог глаз от вас отвести». И, что интересно, возраст здесь уже, как считают модные судьи, не так важен: не раз уговаривали переодеться, для того чтобы встретить мужчину своей мечты, и совсем молоденьких девушек, и женщин в достаточно зрелом возрасте.
Еще «интереснее», когда внешним обликом своей дражайшей половины недоволен муж. И сидит он с достаточно убедительным собственным весом рядом с всегда элегантной Хромченко и укоризненно пеняет жене, как она в заботах о семье и детях и о нем любимом, разумеется, совсем забыла, что значит быть женщиной-женщиной. «Вот как вы, Эвелина», – по-мужски великодушен и самоуверен. И тут снова, надо отдать ему должное, не выдерживает маэстро. «А вы когда в последний раз своей жене цветочки-то дарили?» – ехидно так спрашивает Александр Васильев. «На 8 Марта», – гордо ответствует обвинитель своей супруги, а та, по привычке бросаясь на его защиту, еще оправдывается: «Да зачем они мне, я их больше в горшочках люблю». Финал – занавес, хотя и не закрыт, – уже понятен.
«К чему все эти изобличения миллионами любимой передачи?» – вполне резонно спросите вы. Ведь сколько женщин вышли из телестудии преображенными до неузнаваемости! Действительно, так и есть: сотни наших соотечественниц из самых разных уголков страны побывали в качестве участников модного эксперимента за многие годы существования «Модного приговора», у истоков которой, помнится, стоял великий Вячеслав Зайцев. И его восхищение Женщиной было действительно неподдельным, несмотря на те одежды, в которых она пришла изначально.
Теперь же тональность телепередачи, как мне показалось, слегка поменялась: нужно сделать все – переодеться, смириться, поменяться, – для того, чтобы твой мужчина, неважно, реальный или только потенциальный, был тобою доволен. Иногда Бабкина так прямо и советует: а ты, милая, слушай мужа, он плохого не посоветует.
Нет, я вовсе не феминистка и согласна с тем, что женщина может позволить себе быть слабой, если рядом сильный мужчина. Только – мне это одной кажется? – таких на всех российских женщин почему-то не хватает. И может, поэтому остальные представители сильной половины все чаще прибегают к способу, когда-то талантливо продемонстрированному героем Никиты Михалкова в фильме «Вокзал для двоих»: «Ты же умная женщина, давай, сама-сама-сама!» А если такой принцип отношения к женщине поддерживается, к тому же и на столь авторитетном и экспертном уровне, как «Модный приговор»?
«Да нет, – авторитетно сказала мне одна из убежденных поклонниц этой передачи, – все там постановочное, в основном там артисты роли играют!» Хотя сама, будете смеяться, строчит письмо за письмом, и от своего имени, и от подруг, на телеканал, мечтая попасть туда и превратиться в очередную Золушку. Хотя скорее всего она не права. Лично знаю одну из героинь, четыре года назад участвовавшую в преображении себя самой по настоянию начальника. Тот в открытом эфире сетовал на то, что его сотрудница, прекрасный исполнитель в производственных условиях, в жизни натуральный синий чулок, а потому выглядит лет на 15 старше своего возраста. Переодели, постригли, накрасили. Восторг, ахи и охи! Похорошевшая до неузнаваемости, Анна (назовем ее так) всему миру обещала, что отныне и вовеки будет выглядеть так и только так. Но прошло не более нескольких месяцев, как вновь в ход пошли так называемые вдовьи туфли и мешковатые юбки. А модные одежки так и провисели все эти годы почти нетронутыми. «Не для кого мне наряжаться», – сказала как отрезала Анна, когда я попыталась ей напомнить про ее же обещания. Вот, честное слово, Васильева на нее не хватает!