Деревянный «Павильон отражений» на берегу Цюрихского озера с рестораном и зоной купания выстроили специально для биеннале. Фото автора
«Ровно в 15.10 местного времени поезд с Лениным отошел от перрона Цюрихского вокзала...» – пронеслось у меня в голове, когда мы с коллегой искали выход в город из старинного здания. «Интересно, а теперь кто-то еще приезжает в Швейцарию, чтобы отметиться в местах, где был Ленин?» – не унимался мой внутренний голос.
Но нам предстоял тур по другим увлекательным достопримечательностям. До 18 сентября Цюрих принимает у себя биеннале современного искусства Manifesta 11, которое каждые два года меняет свою дислокацию.
Для меня посещение Manifesta 11 было еще и приятным поводом познакомиться с Цюрихом – одним из старейших европейских городов, первое упоминание о котором относится к X веку! Задолго до Manifesta 11 Цюрих уже благосклонно относился к современному искусству: в церкви Фраумюнстер сияют витражи работы Марка Шагала, а в церкви Гроссмюнстер можно увидеть авангардные работы Зигмара Польке. Тем, кто решит отправиться на Manifesta 11 в этом году, стоит запастись билетами от SWISS, если хотите долететь до Цюриха напрямую, а также швейцарскими франками. Швейцария хотя и входит в Шенгенский союз, но за свою валюту держится крепко. Кредитные карты для оплаты принимают везде, но не стоит рассчитывать на терминал у уличных торговцев.
Толерантная Швейцария позволила разместить арт-объект Евгения Антуфьева в церкви. Фото автора |
В Цюрихе нет туристической сутолоки, но время здесь не застыло. На берегах озера, где лебеди нагло выпрашивают у туристов хлеб, располагаются многочисленные пляжи, а сжечь калории после фондю помогает пешая прогулка на гору Утлиберг. Оперные и балетные постановки с 1891 года радуют тех, кто купит билет в знаменитый Цюрихский оперный театр, рядом с которым находится очаровательный отель Small Luxury Hotel Ambassador a l’Opera – после вечернего спектакля понадобится только перейти улицу, чтобы оказаться в уютном номере с геранью на окнах. В здании отеля сейчас проходит небольшая выставка, связанная с дадаизмом. В этом году Цюрих празднует 100-летний юбилей этого авангардного течения.
Гуляя по городу, иногда замечаешь на зданиях черно-белую букву M – значит, здесь располагается один из объектов биеннале. Так мы оказались в легендарном дадаистском баре «Кабаре «Вольтер». Дешевая еда, выпивка и свобода самовыражения привлекали сюда творческую интеллигенцию. Кстати, Владимир Ильич Ленин жил рядом и частенько захаживал в «Кабаре «Вольтер» провести вечер в интересной компании. Бюст Вольтера, мебель в духе 1960-х, плакаты художественных выставок, за соседним столиком семья играет в карты, изредка поглядывая на дремлющего в коляске ребенка – время перформансов еще явно не наступило, и главными, к тому же весело выпивающими манифестантами оказываемся мы с коллегой.
Как говорится, «ради денег можно пойти на многое. Даже на работу». Это шуточное изречение автоматически всплывает в голове, когда узнаешь тему Manifesta 11 – «Что люди делают за деньги: совместные проекты». 30 художников со всего мира исследуют и отвечают на поставленный вопрос, объединяясь с кем-то из местных жителей – будь то врач, пожарный или оперный певец. Заправлять этим всем, причем единолично, впервые назначили художника – Кристиана Янковски.
Вообще первое, что привлекает внимание тех, кто прогуливается по берегу Цюрихского озера, деревянный «Павильон отражений» – плавучая платформа с рестораном и зоной купания, созданная специально для биеннале. По вечерам тут же, в кинотеатре под открытым небом, показывают видеозаписи о проделанной художниками работе.
Из других обязательных для посещения проектов, которые не увидел – считай не ознакомился с Manifesta 11, – скрытый за герметичной дверью «Груз Цюриха» в одном из залов комплекса Loewenbrau. Майк Буше спрессовал и аккуратными блоками уложил 80 т человеческих экскрементов. 24 марта 2016 года хорошо запомнится горожанам – ведь именно в этот день они невольно приняли участие в создании проекта Буше. Если получится продержаться рядом с этой благоухающей работой более 10 секунд – вы настоящий ценитель современного искусства. Я не дотянула секунды 2 и, натянув на нос ворот платья, крикнула что-то типа «Наташ, я тебя за дверью лучше подожду!». «Деньги не пахнут», как говаривал император Веспасиан, устанавливая налог на общественные уборные в Риме.
Большая удача Manifesta 11 – комиксы Пабло Эльгуэра Artoons, высмеивающие современный рынок искусства и кураторов (пещерные люди: «Биеннале в пещере Ласко было круче», художники на необитаемом острове: «Ты переполнил рынок», «Руководство по приветствию на вернисаже») заметно оживляют стены бывшего пивоваренного завода Loewenbraeu и радуют пользователей Instagram. В другом зале – канадский художник Джон Рафман исследует тему потребления, сочетающую удовольствие и дискомфорт, и обыгрывает это через причудливую серию скульптур, где кролик пытается заглотнуть свинью, а черепаха поглотить лебедя.
Комикс Пабло Эльгуэра «Руководство по приветствию на вернисаже».
Фото автора |
Испанец Сантьяго Сьерра на примере церкви Вассеркирхе и расположенного рядом выставочного зала Хельмхаус показал, как выглядел бы Цюрих, прими Швейцария участие в войне. Огромные ряды белых мешков, наполненных песком, напоминают баррикады, а со стороны реки у здания видна колючая проволока. Юных жителей Цюриха призрачная военная угроза не пугает. Дети бегают вокруг мешков, самые смелые пытаются на них залезть.
Писатель Мишель Уэльбек скооперировался со швейцарскими докторами и заодно проверил здоровье. Наглядные результаты исследования – МРТ головного мозга, сердца и правой руки – показывают всем желающим.
В Manifesta 11 принимают участие и российские художники. Евгений Антуфьев объединился с пастором Мартином Рюшем и сделал проект в Вассеркирхе под названием «Вечный сад» о бессмертии и природе. Меня заворожила семиметровая голубая бабочка с желтым пятном на брюшке от прокола булавки. Парящая в пространстве церкви бабочка заменила традиционное распятие. (Протестантская Швейцария охотно пускает молодых новаторов от искусства в свои церкви.) Главными героями для Антуфьева стали писатель и исследователь бабочек Владимир Набоков и швейцарский натуралист Конрад Гесснер.
Обычно, когда Россию представляют на западном рынке, без упоминания имени Тарковского не обходится. Его фильм «Солярис» стал своеобразной прелюдией к основной экспозиции. Кураторам биеннале очень понравилась сцена, где герои пребывают в невесомости в библиотеке космической станции. В противостоянии между старым (картина Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу») и современным (космический корабль) они увидели параллель с итоговыми работами местных жителей и художников. Так, объединившись, представители старых и новых профессий создали для Цюриха современное искусство.