0
2726
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.07.2016 00:01:00

Современные художники нарушили нейтралитет Швейцарии

Любовь Пуликова

Об авторе: Любовь Витальевна Пуликова – ответственный редактор приложения «НГ-антракт».

Тэги: швейцария, цюрих, современное искусство, manifesta 11


швейцария, цюрих, современное искусство, manifesta 11 Деревянный «Павильон отражений» на берегу Цюрихского озера с рестораном и зоной купания выстроили специально для биеннале. Фото автора

«Ровно в 15.10 местного времени поезд с Лениным отошел от перрона Цюрихского вокзала...» – пронеслось у меня в голове, когда мы с коллегой искали выход в город из старинного здания. «Интересно, а теперь кто-то еще приезжает в Швейцарию, чтобы отметиться в местах, где был Ленин?» – не унимался мой внутренний голос.

Но нам предстоял тур по другим увлекательным достопримечательностям. До 18 сентября Цюрих принимает у себя биеннале современного искусства Manifesta 11, которое каждые два года меняет свою дислокацию. 

Для меня посещение Manifesta 11 было еще и приятным поводом познакомиться с Цюрихом – одним из старейших европейских городов, первое упоминание о котором относится к X веку! Задолго до Manifesta 11 Цюрих уже благосклонно относился к современному искусству: в церкви Фраумюнстер сияют витражи работы Марка Шагала, а в церкви Гроссмюнстер можно увидеть авангардные работы Зигмара Польке. Тем, кто решит отправиться на Manifesta 11 в этом году, стоит запастись билетами от SWISS, если хотите долететь до Цюриха напрямую, а также швейцарскими франками. Швейцария хотя и входит в Шенгенский союз, но за свою валюту держится крепко. Кредитные карты для оплаты принимают везде, но не стоит рассчитывать на терминал у уличных торговцев.

Толерантная Швейцария позволила разместить арт-объект Евгения Антуфьева в церкви.
Толерантная Швейцария позволила разместить арт-объект Евгения Антуфьева в церкви. Фото автора

В Цюрихе нет туристической сутолоки, но время здесь не застыло. На берегах озера, где лебеди нагло выпрашивают у туристов хлеб, располагаются многочисленные пляжи, а сжечь калории после фондю помогает пешая прогулка на гору Утлиберг. Оперные и балетные постановки с 1891 года радуют тех, кто купит билет в знаменитый Цюрихский оперный театр, рядом с которым находится очаровательный отель Small Luxury Hotel Ambassador a l’Opera – после вечернего спектакля понадобится только перейти улицу, чтобы оказаться в уютном номере с геранью на окнах. В здании отеля сейчас проходит небольшая выставка, связанная с дадаизмом. В этом году Цюрих празднует 100-летний юбилей этого авангардного течения. 

Гуляя по городу, иногда замечаешь на зданиях черно-белую букву M – значит, здесь располагается один из объектов биеннале. Так мы оказались в легендарном дадаистском баре «Кабаре «Вольтер». Дешевая еда, выпивка и свобода самовыражения привлекали сюда творческую интеллигенцию. Кстати, Владимир Ильич Ленин жил рядом и частенько захаживал в «Кабаре «Вольтер» провести вечер в интересной компании. Бюст Вольтера, мебель в духе 1960-х, плакаты художественных выставок, за соседним столиком семья играет в карты, изредка поглядывая на дремлющего в коляске ребенка – время перформансов еще явно не наступило, и главными, к тому же весело выпивающими манифестантами оказываемся мы с коллегой.  

Как говорится, «ради денег можно пойти на многое. Даже на работу». Это шуточное изречение автоматически всплывает в голове, когда узнаешь тему Manifesta 11 – «Что люди делают за деньги: совместные проекты». 30 художников со всего мира исследуют и отвечают на поставленный вопрос, объединяясь с кем-то из местных жителей – будь то врач, пожарный или оперный певец. Заправлять этим всем, причем единолично, впервые назначили художника – Кристиана Янковски. 

Вообще первое, что привлекает внимание тех, кто прогуливается по берегу Цюрихского озера, деревянный «Павильон отражений» – плавучая платформа с рестораном и зоной купания, созданная специально для биеннале. По вечерам тут же, в кинотеатре под открытым небом, показывают видеозаписи о проделанной художниками работе. 

Из других обязательных для посещения проектов, которые не увидел – считай не ознакомился с Manifesta 11, – скрытый за герметичной дверью «Груз Цюриха» в одном из залов комплекса Loewenbrau. Майк Буше спрессовал и аккуратными блоками уложил 80 т человеческих экскрементов. 24 марта 2016 года хорошо запомнится горожанам – ведь именно в этот день они невольно приняли участие в создании проекта Буше. Если получится продержаться рядом с этой благоухающей работой более 10 секунд – вы настоящий ценитель современного искусства. Я не дотянула секунды 2 и, натянув на нос ворот платья, крикнула что-то типа «Наташ, я тебя за дверью лучше подожду!». «Деньги не пахнут», как говаривал император Веспасиан, устанавливая налог на общественные уборные в Риме. 

Большая удача Manifesta 11 – комиксы Пабло Эльгуэра Artoons, высмеивающие современный рынок искусства и кураторов (пещерные люди: «Биеннале в пещере Ласко было круче», художники на необитаемом острове: «Ты переполнил рынок», «Руководство по приветствию на вернисаже») заметно оживляют стены бывшего пивоваренного завода Loewenbraeu и радуют пользователей Instagram. В другом зале – канадский художник Джон Рафман исследует тему потребления, сочетающую удовольствие и дискомфорт, и обыгрывает это через причудливую серию скульптур, где кролик пытается заглотнуть свинью, а черепаха поглотить лебедя.

Комикс Пабло Эльгуэра «Руководство по приветствию на вернисаже».	Фото автора
Комикс Пабло Эльгуэра «Руководство по приветствию на вернисаже».
Фото автора

Испанец Сантьяго Сьерра на примере церкви Вассеркирхе и расположенного рядом выставочного зала Хельмхаус показал, как выглядел бы Цюрих, прими Швейцария участие в войне. Огромные ряды белых мешков, наполненных песком, напоминают баррикады, а со стороны реки у здания видна колючая проволока. Юных жителей Цюриха призрачная военная угроза не пугает. Дети бегают вокруг мешков, самые смелые пытаются на них залезть. 

Писатель Мишель Уэльбек скооперировался со швейцарскими докторами и заодно проверил здоровье. Наглядные результаты исследования – МРТ головного мозга, сердца и правой руки – показывают всем желающим.

В Manifesta 11 принимают участие и российские художники. Евгений Антуфьев объединился с пастором Мартином Рюшем и сделал проект в Вассеркирхе под названием «Вечный сад» о бессмертии и природе. Меня заворожила семиметровая голубая бабочка с желтым пятном на брюшке от прокола булавки. Парящая в пространстве церкви бабочка заменила традиционное распятие. (Протестантская Швейцария охотно пускает молодых новаторов от искусства в свои церкви.) Главными героями для Антуфьева стали писатель и исследователь бабочек Владимир Набоков и швейцарский натуралист Конрад Гесснер. 

Обычно, когда Россию представляют на западном рынке, без упоминания имени Тарковского не обходится. Его фильм «Солярис» стал своеобразной прелюдией к основной экспозиции. Кураторам биеннале очень понравилась сцена, где герои пребывают в невесомости в библиотеке космической станции. В противостоянии между старым (картина Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу») и современным (космический корабль) они увидели параллель с итоговыми работами местных жителей и художников. Так, объединившись, представители старых и новых профессий создали для Цюриха современное искусство.

 Цюрих–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1645
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3583
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2146

Другие новости