Встреча с английскими болельщиками на Евро для обывателей небезопасна.
Поблизости от фан-зоны на Марсовом поле в Париже по вечерам можно было наблюдать такую картину: российский болельщик, наклонившись, делает надрез в пакете с хлебной нарезкой. Внутрь образовавшейся емкости кладет пивную бутылку, сверху закрывает несколькими ломтями хлеба, после чего прячет в рюкзак. На входе в фан-зону тройные заграждения, но конспиратор все равно пытается пробраться внутрь. Проносить жидкости в фан-зону запрещено.
На первом же «блокпосту» испытание охраной. Неприятный разговор. «У вас есть что-либо опасное?» – «Нет». – «Раскройте сумку». Досмотр оказывается простой формальностью: глубоко внутрь сумок охранник не заглядывает.
Впереди – следующее заграждение. Сумку россиянина ощупывают снизу и, естественно, не находят ничего: бутылка спрятана в хлебной мякоти. На третьем пропускном пункте в личные вещи не смотрят вовсе: обыскивают карманы и пропускают просто так.
Возможно, таким же образом российские фанаты обманули охранников в Марселе во время матча Россия–Англия, на который смогли пронести файеры, дымовые шашки и петарды. На следующий день французская пресса критиковала своих правоохранителей, не сумевших должным образом обыскать российских болельщиков. Фанам удалось сделать то, чего не смогли добиться террористы запрещенного в РФ «Исламского государства»: 13 ноября 2015 года те попытались пробраться на Стад-де-Франс, надев на себя пояса шахидов, но сделать этого не смогли и взорвались рядом со стадионом.
Досмотр оказывается простой формальностью: глубоко внутрь рюкзаков и сумок охранник не заглядывает. Фото Reuters |
Потому в высказываниях французов о российских фанах – наряду с другими эмоциями, о которых уже писали, – иногда сквозило и уважение: «Эти парни, русские, – настоящие звери, они хорошо организованы и явно прибыли сюда, нацелившись на британцев. Восточная Европа сейчас – это очаг футбольного хулиганства, и Франция только начинает открывать для себя русских фанов», – заявил в интервью прессе эксперт по футбольному хулиганству Людовик Лестрелан.
К настоящему времени можно считать установленным: русские фаны первыми напали на английских болельщиков. Однако первая реакция французского общественного мнения была направлена против полиции, явно не справившейся с исполнением своих обязанностей. Среди прочего полицейских не было рядом с трибунами во время побоища в Марселе. Однако теракт, случившийся спустя два дня под Парижем – убийство исламистом сотрудника полиции и его жены – вызвал всплеск сочувствия к полиции настолько сильный, что французы даже вышли на манифестации в ее поддержку. Единственными виноватыми при таком положении дел оказались россияне.
Французская пресса потребовала образцового наказания выходцев из нашей страны, замеченных в футбольных беспорядках. В первые дни на скамье подсудимых были только британцы: двое из них получили реальные тюремные сроки, но влиятельная газета Parisien тогда же написала, что «русские били сильнее». Того же мнения знаменитые во всей Франции бесплатные газеты, издающиеся миллионными тиражами, – Direct Matin и «20 минут». Другими словами, медиа потребовали наказать россиян.
На этом фоне французская Фемида приняла решения, которые можно поставить под сомнение. Болельщики из России, выдворенные с Евро, заявляют о своей непричастности к беспорядкам.
Российские фаны в разговоре со мной жаловались на «неадекватное», с их точки зрения, внимание со стороны французов. Мне также медийная атака на «наших» кажется необоснованной: российские зрители, прибывшие во Францию, – одиночки, многие в возрасте, некоторые привезли с собой детей. Часто это выходцы из «нефутбольных» городов Сибири или Поволжья. А возгласы «Русские идут!», хотя их и можно было услышать в Марселе и Лилле, как правило, исходили от групп в два-три человека. «Организованных» русских фанатов вопреки мнению Лестрелана было мало.
Мой опыт говорит о другом. Для обывателя на Евро небезопасна еще и встреча с французскими или англоговорящими болельщиками. Последних во Франции невероятно много, и ведут они себя раскованно. Например, могут наказать за неуважение к футболу: пройти в фан-зону, раскрыть ноутбук, начать читать или писать – за такое можно получить тяжелым предметом в спину.
Что касается французов, то дело в их числе: местных фанатов очень много. Фан-зона Парижа не выдерживает наплыва, точно так же, как и вагоны метро, которые возвращающиеся домой болельщики расшатывают во время движения. Оказавшись среди французов, болей за Францию: отвлекающихся не прощают. Нанести французские цвета на щеки предлагают сразу за постами охраны: отказаться, конечно, можно, но просят уж слишком настойчиво.
В перерывах между таймами в фан-зоне болельщики разных команд – но россиян мало – перебрасываются мячами и пивными стаканами, так что следить приходится не только за футболом. Иногда в толпу разгоряченных французских фанов просачиваются и настоящие хулиганы, сумевшие пронести петарды. Которые и зажигают прямо перед большими экранами у Эйфелевой башни, так, чтобы точно увидели все.
«Эти русские явно прибыли сюда, нацелившись на британцев», – уверены французские медиа. |
Русские болельщики на этом фоне – вопреки успевшему сложиться стереотипу – выглядели скромно, и было их мало. Когда в матче Россия–Англия был открыт счет, фан-зона Парижа взорвалась криками, а когда Россия забила ответный мяч, все погрузились в молчание. Одиночество русских объяснялось – и усугублялось – объективными причинами. Если за Англию держали кулаки поляки (их необычно много на этом чемпионате), то у России друзей не нашлось.
Одиночество русских было очень заметно в часы последнего для сборной матча против Уэльса. Зрителей из России оказалось настолько мало, что для них отвели только один из семи экранов фанатской зоны, вдоль которого горсточка российских болельщиков выстроилась шеренгой. Службы безопасности все равно были на месте, стремясь искупить былые просчеты. Время от времени к группе русских подходили полицейские, посмотреть, не буянят ли. Поблизости от русских расположилась дама-фотограф, фотографировавшая фанатов сборной после каждого пропущенного той гола. Однако запечатлевать, по сути, было нечего: русские стояли понурые, молча, почти никак не реагируя, а после третьего мяча начали расходиться, на ходу стирая со щек бело-сине-красные цвета.
Первенство Европы продолжается без России. Снова в тему пришлась популярная и уже избитая шутка: «За кого будешь болеть на чемпионате?» – «За наших». – «А потом?» Я задавал этот вопрос расстроенным русским фанам, но определенного ответа не получил.