Стрелковый тир в Требин. Фото автора
Наверное, тяга к оружию, особенно у мужчин, заложена с доисторических времен – некогда первобытный охотник выживал только благодаря наличию у него примитивных по сегодняшним временам средств охоты. Впрочем, человек разумный, как известно, использовал оружие и для расширения своего жизненного пространства. Сегодня доказано, что неандертальцы – другая ветвь человечества – скорее всего пали жертвами как раз наших прямых предков.
На сайте с многозначительным названием «секач.ру» стоит вопрос: почему нас тянет к оружию? И тут же дается ответ, что этот вопрос скорее риторический и на него можно ответить однозначно – потому что мы мужчины и любовь к оружию заложена в наших генах.
Поэтому я не удивился, что мой хороший берлинский знакомый в первый же день моего пребывания в этом городе на Шпрее потащил меня в стрелковый тир недалеко от Берлина в местечке Требин, где показал свое умение поражать мишени с близкого и дальнего расстояния из различных видов пистолетов и револьверов. Кстати, среди посетителей этого тира я встретил и женщин, и даже подростков (правда, в сопровождении родителей).
Чего скрывать, немцы любят оружие. По данным издания Small Arms Survey, в Германии насчитывается до 30 млн единиц огнестрельного оружия, хотя зарегистрировано только 7,2 млн (некоторые эксперты даже называют цифру в 45 млн).
Оружейные братства зародились еще в Средневековье. Урс Граф. Солдатское собрание. 1515 |
Другими словами, на каждые 100 бюргеров приходится более 30 винтовок или пистолетов. Для сравнения: в США этот показатель приближается к 90. Официальных данных о количестве огнестрельного оружия в Германии, как ни странно, не существует, поскольку в стране нет единой системы его учета.
Приведенные цифры относятся к 2005 году, но вряд ли за истекшее десятилетие многое изменилось. Правда, по словам руководителя одного из стрелковых клубов, в тире которого упражнялся мой немецкий знакомый, в Германии зарегистрировано сейчас 10 млн единиц огнестрельного оружия, и в подобных клубах состоит не менее 5 млн человек, которым, собственно говоря, это оружие и принадлежит. В любом случае Германия одна из самых насыщенных оружием стран Европы.
Отвечая на вопрос, что побуждает людей заняться стрелковым спортом, мой собеседник, глава местного объединения стрелков Эрвин Пикскен, ответил, что, с одной стороны, это традиция, а с другой – возможность снять напряжение повседневной жизни. Поскольку характерная для стрелка фаза концентрации перед выстрелом позволяет ему полностью отключиться и забыть свои житейские проблемы.
Но психология психологией, а традиции играют в современной Германии огромную роль. Первые стрелковые объединения появились в стране в начале XIX века, как говорится, как следствие наполеоновских войн. Но их корни можно найти уже в Средневековье. Устав первого известного союза стрелков из города Гимниха (тогда они назывались гильдии) имеет дату своего основания – 1149 год. В нем состояли ветераны многочисленных в то время добровольческих боевых отрядов. Долгое время наряду с социальными и общественными функциями эти объединения играли и важную политическую роль в ходе объединения Германии, которое, как известно, завершилось лишь в середине позапрошлого века. Члены этих союзов являлись носителями национального демократического сознания и выступали в период 1815–1848 годов против многочисленных тогда на немецкой земле князьков, герцогов и королей. Позднее подобные объединения способствовали милитаризации, а затем и радикализации Германии в период Веймарской республики накануне прихода Гитлера к власти. Поэтому после капитуляции Германии во Второй мировой войне они были поначалу союзниками вообще запрещены. Но с созданием ФРГ на территории Западной Германии были воссозданы. В ГДР до объединения Германии они не функционировали и снова появились в так называемых восточных землях только с 1990 года. Однако традиционно консервативный дух подобных объединений постепенно преобразуется и приобретает чисто спортивные черты. В 2015 году конференция земельных министерств по делам культов (Kultusministerien), отвечающая за проблемы образования, приняла решение, что подобные стрелковые клубы являются своеобразной формой немецкой культуры. И как наследие подобной культуры в марте 2016 года это было признано и ЮНЕСКО. Поэтому члены этих объединений нередко участвуют в исторических костюмах, прежде всего в рейнских областях, в февральских карнавалах (что соответствует традициям русской масленицы), празднуя прощание с зимой и приход весны.
Но право на владение оружием тем не менее регулируется в Германии сложным законодательством. Как мне объяснил мой собеседник, в первую очередь в Германии различают спортивное оружие и боевое оружие. Они отличаются системой автоматизации стрельбы. Из спортивного оружия нельзя вести автоматический огонь. И именно спортивное оружие, как правило, используется в спортивных объединениях, хотя оно может быть внешне похожим на боевое. Другое ограничение касается калибра оружия. Принципиально для спортивной стрельбы разрешено оружие калибром менее 22 дюймов (5,6 мм).
Что касается владения оружием, то здесь немцы различают владение оружием (Waffenschein) и обладание оружием (Waffenbesitzkarte). Последняя категория интересна для коллекционеров, хранящих, как правило, оружие дома. А первая – для активных спортсменов. Только наличие карты на владение оружием позволяет его хозяину его перевозить. Чтобы обладать таким правом, надо не только быть в возрасте старше 18 лет, но и членом стрелкового клуба, который, собственно говоря, и берет на себя обязательство проверки готовности своих членов к владению и обладанию огнестрельным оружием. Конечно, в данном случае речь идет о любителях стрелкового спорта, поскольку в отношении профессионалов (полицейских, армейских чинов или сотрудников охранных фирм) действуют другие правила. В целом правила в Германии, конечно, строже, чем в России. К примеру, чтобы владеть пневматическим оружием, надо сдать специальный экзамен и получить карту на владение оружием. Подобную карту, называемую малой картой, надо иметь, чтобы носить с собой даже газовый или сигнальный пистолет. Кроме того, необходима страховка (что в России вообще неизвестно) с полным покрытием ущерба в 1 млн евро. Естественно, что на этом хорошо зарабатывают страховые компании, да и человек с улицы трижды подумает о необходимости иметь какое-либо оружие, прежде чем раскошелиться на страховку. Под этим углом зрения все российские дискуссии относительно разрешения населению вооружаться или запретов на ношение огнестрельного оружия кажутся несерьезными и малопродуманными. Введите у себя немецкие правила – и увидите результат…