Оказывается, чтобы превратить среднего обывателя в безжалостного, отмороженного убийцу, достаточно просто сказать, что «так надо». Кадр из фильма «Эксперимент». 2010
Сегодня вы узнаете о себе больше, чем хотели бы знать. Я расскажу вам о нескольких психологических опытах, которые открывают глаза на природу человека и общества и могут даже шокировать.
В 1963 году американский психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета провел следующий эксперимент. Он сказал испытуемым, что собирается якобы изучить влияние боли на память. Испытуемому давали длинный список слов и генератор тока. Другой испытуемый – «ученик», который на самом деле был актером, подсадной уткой, вроде как должен был запоминать эти слова со слуха, а потом воспроизводить их. Настоящего испытуемого просили увеличивать удар током на 15 В за каждую ошибку «ученика». Прибор был способен генерировать ток мощностью от 15 до 450 В. Впрочем, на самом деле актер-«ученик» никакого разряда не получал, но реальный испытуемый об этом не знал. Он был уверен, что действительно пытает током невинного человека, поскольку тот весьма искусно изображал боль.
Мало того что на приборе была четко обозначена мощность тока в вольтах, так имелись еще и словесные комментарии типа «сильный удар», «очень сильный удар», «опасно: труднопереносимый удар» и т.п.
Актер-«ученик» жаловался на боли в сердце, орал, стучал в стену, переставал подавать признаки жизни... Экспериментатор успокаивал испытуемых: «Пожалуйста, продолжайте», «это необходимо для науки», «у вас нет другого выбора»... При этом, если испытуемый не хотел продолжать опыт, никаких штрафов и наказаний он за это не получал. Достаточно было просто один раз решительно сказать «нет». Более того, даже на вознаграждение за участие в опыте это никак бы не повлияло. Каждый в любом случае получал свои 4,5 доллара – около 32 долларов на современные деньги.
И что же? Подавляющее большинство испытуемых шли до упора, увеличивая силу ударов тока до максимума – 450 В. Более «гуманные» останавливались в «умеренном» диапазоне – 300–375 В. Ясное дело, что если бы это была не имитация пыток, а настоящие удары током, то много народу просто запытали бы до смерти ни за что.
Как вы, наверно, уже догадались, событием, которое натолкнуло Стэнли Милгрэма на идею такого опыта, был холокост. Оказывается, чтобы превратить среднего обывателя в безжалостного, отмороженного убийцу, достаточно просто сказать, что «так надо». Даже угрозы не нужны.
Изначально Милгрэм планировал провести свой эксперимент в Германии, где, как он считал, люди особенно склонны к слепому подчинению авторитетам. Но оказалось, что и в других странах, самых что ни на есть развитых, свободных, демократических и передовых (США, Нидерланды, Австрия и т.д.), результат был примерно таким же – около двух третей испытуемых шли до конца, да и остальные заходили весьма далеко. Результаты особо не зависели ни от страны, ни от пола испытуемых.
– Если бы мне нужно было набрать персонал для нацистского концлагеря, я мог бы сделать это в любом американском городке, – заявил ученый по итогам эксперимента. «И не только в американском», – добавлю я от себя.
Кто-то скажет: «Да ладно, это было полвека назад. С тех пор общество прошло большой путь в плане просвещения, терпимости, сострадания». Да нет. Эксперимент повторяли и в конце XX века, почти уже в наше время, и результат вновь был таким же.
Перекликается с этим опытом перформанс известной сербской художницы-акционистки Марины Абрамович. В 1974 году в специальном зале она положила на стол 72 предмета, которыми люди могли пользоваться как угодно. Одни предметы могли доставлять удовольствие, другие – причинять боль. Среди последних были ножницы, хлыст, нож и даже пистолет с одним патроном. Обнаженная по пояс художница разрешила публике шесть часов делать с ней что угодно, в то время как сама оставалась пассивной. Она вспоминала позднее: «Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставить решение за публикой, тебя могут убить. Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».
Как видим, если дать людям волю и никак их не ограничивать, они превратятся в садистов, в жестоких и одновременно трусливых детей.
Другой любопытный эксперимент провел в 1971 году американский психолог Филип Зимбардо. Опыт проходил в подвале здания психологического факультета Стэнфордского университета. Для участия отобрали 24 студента-добровольца – наиболее здоровых, психологически устойчивых, без садистских наклонностей, преимущественно белых представителей среднего класса. Им платили по 15 долларов в день каждому.
Они были случайным образом разделены на «заключенных» и «надзирателей». Их снабдили и соответствующей «атрибутикой»: зеков одели в робы с номерами, вертухаям дали форму и деревянные дубинки. В первый день все шло относительно неплохо. Люди помнили, что это игра. Но уже на второй день началось взаимное озлобление, драки, бунты, швыряние мебелью. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прекратить через шесть дней, хотя вполне можно было и еще раньше. Дело зашло слишком далеко, да и почти сразу стало все понятно.
«Заключенные» дошли до отчаяния. Каждый третий «надзиратель» вел себя как настоящий садист, искренне вжился в роль, наслаждался чувством власти и безнаказанным причинением страданий другим людям. Многие «надсмотрщики» бесплатно оставались на сверхурочные, хотя их никто об этом и не просил.
Сама ситуация тюрьмы пробуждает ненависть и агрессию даже в нормальных людях. Превращает «хороших людей в злодеев», как сказал потом сам Зимбардо. А когда тюрьма особенно жестока и процент заключенных в общем населении страны сравнительно высок, легко догадаться, как это влияет на общество в целом.
Можно сколько угодно смеяться над голландскими и норвежскими тюремными камерами, обставленными получше многих российских квартир, особенно в глубинке. Можно сколько угодно издеваться над тем, как заключенным в этих странах разрешают играть в настольный теннис и плавать в бассейне. Но похоже, что это единственный способ избежать того, что показал эксперимент Зимбардо.
Следующая история будет поучительна для любителей левых идей во всем мире, включая Россию. Профессор экономики Техасского технологического университета получил целую группу студентов – фанатов социализма. Мол, все будут равны, не будет ни бедных, ни богатых. Профессор сказал: «Хорошо. Пусть тогда все оценки в вашей группе будут усредняться».
А это уже не кино, а реальность. Кадр из видео эксперимента Стэнфордского университета с сайта www.prisonexp.org |
За первую контрольную все студенты получили «хорошо». Отличники были расстроены, остальные – обрадованы. Ко второй контрольной те, кто учился мало, стали готовиться еще меньше, а те, кто много, тоже решили расслабиться. За вторую контрольную все получили «удовлетворительно». Теперь уже не радовался никто. На третьей контрольной вся группа получила «неуд». Но даже это никак не подстегнуло студентов. Они только ссорились и ругались, но никто так и не захотел стараться за других. Вот вам история советской власти в паре абзацев...
Впрочем, чтобы читатель совсем уж не разочаровался в природе человека и общества, расскажу напоследок приятную историю. В конце 1970-х годов все тот же Стэнли Милгрэм, который «ударил мир током», в рамках курса по социальной психологии предложил студентам просить незнакомых людей ни с того ни с сего уступать им место. Сначала все боялись: «Ну как же так, это ведь не принято!»
Но потом один из студентов все-таки решился отправиться в метро. И вскоре по университету поползли слухи: «Они встают! Они встают!» Оказалось, что большинство пассажиров в ответ на ничем не мотивированную просьбу молча уступают место, не выражая при этом никакого протеста.
Таков человек. Попроси впаять кому-то 450 вольт ни за что – впаяет. Попроси уступить место ни за что – уступит. Главное – знать, что просить.