Сотрудники «Дубравы» – в основном прихожане «храма на крови».
От подмосковной платформы Семхоз по дороге к Сергиевскому храму на двух березах прикноплены объявления: «Россияне, не бросайте мусор! Берегите природу!» И правда, по обеим сторонам дороги, по которой когда-то ходил протоиерей Александр Мень, ни бумажки, ни бутылки, ни пивной банки. Чьей-то заботливой рукой мусор собран в целлофановый мешок, притулившийся к телеграфному столбу.
Важное напоминание о чистоте по дороге к храму. Настоятель протоиерей Виктор Григоренко понимает, что загаженные наши угодья есть не что иное, как следствие замусоренной души человека, его непросветленного духа.
Храм преподобного Сергия, воздвигнутый на крови, на месте убийства Александра Меня, виден издалека – белеет, будто белокаменное облако, овеянное дыханием древнерусского зодчества. От него уже давно стало светлее вокруг… Да и фонари вдоль дороги все целехонькие, ни одного разбитого, не как тогда, накануне убийства…
Храм и часовенку расписал знаменитый иконописец архимандрит Зенон (Теодор). А совсем недавно закончил запрестольный образ Спасителя. Добрый Пастырь задумчивый, умудренный, потому что знает все страдания и нужды людей, пришедших к Нему за помощью.
Архимандрит Зенон безотказно трудится здесь. Он так и говорит: «Я очень почитаю отца Александра Меня, и мне хотелось что-нибудь сделать для храма, который вырос на месте его мученической кончины». Зенону предстоит еще расписать мемориальный киот, что стоит рядом с домом, возле ворот, где лежало в то утро бездыханное тело священнослужителя.
Богословское определение, что «вся культура из храма», подтверждается здесь культурно-просветительским центром «Дубрава», который находится рядом с храмом Преподобного Сергия и неразрывно с ним связан. Многие сотрудники «Дубравы» – прихожане протоиерея Виктора Григоренко. Деятельность центра, носящего имя Александра Меня, многообразна. Прежде всего центр – хранитель духовного наследия священнослужителя. Есть чем поделиться с многочисленными экскурсионными группами, особенно в летнее время.
В центре представлена постоянная экспозиция: «Протоиерей Александр Мень: путь человеческий». Работают и передвижные выставки. За минувшие полтора года выставку «Отец Александр Мень – художник» можно было увидеть во многих клубах Москвы и Подмосковья. Как правило, в выставках участвуют знавшие его люди – писатели, религиоведы, культурологи.
В «Дубраве» выставляются и живописные работы местных и московских художников. Сейчас экспонируется большая выставка фотографий памяти Екатерины Гениевой, бывшей заведующей Библиотеки иностранной литературы, духовной дочери Меня.
Работают воскресный лекторий, научные семинары, детская филармония. В лектории принимают участие опытные специалисты – историки, журналисты, психологи, философы. В детском кружке школьникам прививается любовь к книге, что актуально по нынешним временам. Увы, книга как феномен нескольких искусств вытесняется из культурного пространства в современном мире. По примеру маленького Алика Меня дети сами создают свои книги: сочиняют, подбирают картинки, иллюстрируют. Открыта библиотека с читальным залом и абонементом, которым охотно пользуются школьники.
Здесь закончился земной путь протоиерея Александра Меня. Фото с сайта www.sergievhram.ru |
Среди отделов центра есть и музейно-краеведческий отдел. Это ведь земля Сергия Радонежского. Археологи нашли дорогу, которая соединяла Радонеж и Троицкий монастырь. Здесь воздвигнут поклонный крест. Символично, что рядом с крестом проходит и тропа Александра Меня, по которой он, спеша к электричке, шел на свое служение.
Особое место в культурной жизни «Дубравы» занимают спектакли и музыкальные концерты классической, современной, джазовой музыки. Концерты мировых исполнителей и звезд. Звучат фольклорные инструменты. С центром давно сотрудничает саксофонист и композитор, народный артист России Алексей Козлов.
Важное начинание минувшего года – беседы с людьми, знавшими Александра Меня, в поселке, в Сергиевом Посаде, в Подмосковье. Он ведь крестил, отпевал, исповедовал несметное количество простых, ничем не примечательных сограждан. И примечательных тоже. Магнитофонные записи, уже частично расшифрованные, ложатся бесценным материалом в фонды музея.
Но личность Александра Меня выходит далеко за музейные рамки. И, выходя, натыкается часто на жестокое неприятие. Всего лишь в двух-трех храмах Сергиево-Посадского благочиния можно купить книги Меня. Хотя 14 книг рекомендованы к продаже Издательским советом РПЦ. А патриарх Кирилл благословил продавать все книги. Но это проблема не местного, а общекультурного масштаба. Как будто время Меня еще не настало. Его проповеди, книги, лекции, беседы еще в полноте не востребованы верующей Россией. Но тем более культурно-просветительский центр и храм «на крови» имеют сегодня неоценимое значение.
Храм небольшой. Но в нем светло и просторно благодаря искусно выстроенному интерьеру. Сказывается вкус настоятеля – художника по образованию. Солнышко ласкает белые стены, а несколько дней в году, в июле, во время литургии, останавливается на лике Спасителя в иконостасе. Примечательное знамение.