На территории санатория дети насчитали около 25 кошек.
В ялтинском санатории имени Кирова в конце марта лечились поэты и прозаики. Безуспешно. Об этом еще Булгаков писал – лечить взявшихся за перо ненормальных не то что не нужно, а даже вредит здоровью. Единственным верным способом направить творческое сумасшествие в относительно нормальное русло всегда являлся метод полного раскрепощения, выплеска эмоций и даже поощрения (в рамках разумного) креативных выбросов. На литературно-музыкальном фестивале «Ялос» врачевали также погружением в темноту, обливаниями холодной водой и кошками. Последние стаями ходили по территории санатория – можно было от души прикладывать их к больным местам. Заодно они дружно играли роль кота Бегемота и Кота в сапогах. Когда Александр Гриценко, возглавлявший делегацию Интернационального Союза писателей (ИСП), строго спрашивал кошаков, куда они дели сапоги, те недовольно отворачивались и трусили прочь. Ну, продали, пропили – с кем не бывает, чего душу-то выворачивать.
В целом «Ялос» являл собой жгучую смесь старого и нового, ситуацию, когда организаторам хотелось, чтобы и кошки были сыты, и сапоги целы. Однако, как показывает жизнь, подобное практически невозможно. Приходилось выделять тех, кто того был менее достоин, и игнорировать тех, кто явно выделялся на общем фоне. Но весьма сильная делегация ИСП (в которой, отметим, были не только москвичи) все равно рвалась вперед. И даже жестокие способы лечения, принятые в санатории, не влияли на их настроение. Иван Рассказов, занявший впоследствии первое место в номинации книжной серии «Таврида», с риском сломать себе шею прилаживал фонарик в нутро люстры. Саша Кругосветов (Гран-при в номинации «Проза») с истинно питерским спокойствием игнорировал накладки. Владимир Голубев (Гран-при в номинации «Детская литература и фантастика») стоически спал на детской кровати. А с другой стороны, где еще спать автору детских книг?
Массово делегаты занимались экстремальной ездой на лифте, который мог остановиться в любой момент, если вдруг выключат свет. Счастливчики вечерами, нагруженные пакетами с закусками и крымскими винами, выскакивали из лифта, и в ту же секунду выключался свет. С радостными криками, присущими скорее семилетним сорванцам, взрослые дяди и тети мчались с пакетами к номеру, понимая, что хуже пришлось бы их боевым товарищам: те бы сидели без вкусностей…
Старое с новым в Ялте борется направо и налево. «Победила молодость», – провозгласил когда-то Бендер и был прав: независимо от возраста авторы, признавшие новое, идут в авангарде. Что забавно, арьергард даже не осознает своего отставания, прикрывает тылы и активно отвлекает силы несуществующего врага от рвущегося вперед передового отряда. Ярче всего данная тенденция проявила себя в битве поэтов. Пушкин – наше все, икона, пример для подражания, хотя до него далеко и не дотянуться, но хотя бы провозгласить и попробовать. Те, кто чуть отклоняется в сторону, получают по лбу и натыкаются на стену непонимания. В результате, когда оглашали список членов жюри по поэзии, оказалось, что в нем нет известных московских имен, есть только местные. Выступавший в турнире поэтов Антон Свириденко попал лишь в десятку лучших, но по уровню явно опережал многих своих соперников.
Членам жюри, оценивавшим прозу (литературный критик и журналист Дмитрий Байкалов, литературный критик и агент Андрей Синицын, а также автор этой статьи), также пришлось непросто. Вручая грамоты победителям, Дмитрий Байкалов сказал примерно следующее: «Я приехал на фестиваль в поисках новых имен, но, к сожалению, вручаю дипломы авторам, уже успевшим себя зарекомендовать. В основном это люди, окончившие литературные курсы при Интернациональном Союзе писателей, которые ведет Андрей Щербак-Жуков. Советую остальным участникам сходить к нему поучиться… хотя бы тому, как оформлять рукописи». Резко сказано, но метко. Гран-при в номинации книжной серии «Таврида» в итоге получила москвичка Александра Окатова, а в номинации «Малая проза» – опытный автор Надежда Колышкина.
Нельзя тем не менее умалять достоинства начинающих авторов, представивших свое творчество в Ялте: в номинации «Поэзия» первое место разделили два участника, Сергей Леонтьев из Подмосковья (Сергей также лидировал и в номинации «Авторская песня») и Александр Баранов из Ялты; лауреатом в номинации «Малая проза» стала Галина Покудова из Ялты. Хороший старт получили юные участники фестиваля: София Ларкина (первое место, Ялта), Виолетта Герман (второе место, Ялта), а Владислав Коркушко (Ялта) разделил третье место с Надеждой Уманской (Севастополь).
Критик Дмитрий Байкалов и бард Константин Фролов. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Уже после окончания фестиваля выяснилось, что многие участники даже не подозревали, кто конкретно приехал к ним в гости, кто автор каких книг, сколько и какими тиражами вышедших. Общение носило в основном кулуарный характер, и новые знакомства завязывались с трудом. Вовсе не из-за застенчивости или, напротив, зазнайства отдельных персонажей, а просто из-за отсутствия информации. Одни только бейджики, которые в обязательном порядке носят на фестивалях, спасли бы ситуацию – люди видели бы, с кем разговаривают, кто стоит с ними рядом. А так знакомились в основном в столовой за едой.
Конечно, фестиваль «Ялос» запомнился. Отдельные нестыковки не испортили общего положительного впечатления. Крымчане предоставили нам возможность увидеть, насколько они гостеприимны, как Ялта вовсю готовится к туристическому сезону. Проблемы со светом во многих местах решены и сейчас, а в апреле обещают, что экстремальная езда на лифтах закончится совсем: электричеством будут обеспечены все поголовно. На территории санатория имени Кирова заканчиваются ремонтные работы, и думается, к лету она станет еще лучше. На будущее запланированы новые встречи, а уроки из прошлого будут извлекать как хозяева, так и гости: ведь лишний раз подсказать, поделиться опытом незазорно. По итогам фестиваля издательство Интернационального Союза писателей выпустит сборник произведений лауреатов.
На фестивале произошла знаменательная встреча двух талантливых творческих людей: писатель Владимир Васильев встретился с поэтом, бардом Константином Фроловым. Когда-то, более 20 лет назад Васильев попросил у поэта разрешения использовать его стихотворение в своем романе. Роман был опубликован и много раз переиздавался, но эти люди больше не виделись. И вот совершенно случайно в Ялте они встретились снова. Владимир Васильев с удовольствием подарил Фролову экземпляр этого романа, самого первого издания. Ради одной такой встречи стоило организовать «Ялос».
Ну а автор статьи скромно мечтала прокатиться по ялтинской канатной дороге, той самой, по которой катались герои культового фильма «Асса». Это тоже оказалось экстремально: в кабинки нужно запрыгивать на ходу, а потом их бодро болтает на ветру, и запрет раскачивать данное средство передвижения выглядит нелепо – и так страшно! Но красивые виды, открывающиеся сверху, стоят того, чтобы перебороть свой страх. Как стоила того поездка на «Ялос» в целом. По-моему, мы даже немного в санатории подлечились: то ли коты помогли, то ли морской воздух, то ли обстановка в целом оказалась исцеляющей. Творческим людям бывает полезно посидеть при свечах.