Троллейбус – не только средство передвижения, но и возможность любования заоконными видами.
Со времен саней с тройкой орловских рысаков и широкозадым кучером, задушевно напевающим «Дубинушку», человечество придумало в области городского передвижения не так много действительно интересного. Однако есть и успехи. Например, троллейбус. Да, он самый. Вот уже слышу голос прогрессиста: пережиток прошлого, жесткий, медленный, да еще и дергается. Но оставим прогрессистов мчаться в их крутых автомобилях с ароматизаторами «клубника со сливками» в светлое технобудущее. Мы же в ответ на их нудно-практические обвинения тактично укротим зевок, зарядим дедовы пушки бесспорными доводами в пользу нашего подзащитного и дадим прощальный залп в его честь. Утилитарно настроенное сознание тех, кто любит модернизацию, бешеную скорость и всяческий прогресс, нередко мешает им слышать, видеть и чувствовать, но мы все равно пальнем.
Перво-наперво: троллейбус не оставляет после себя выхлопного зловония. Да и внутри у него, в отличие от автобуса, не пахнет бензином, равно как и нет тут спертого духа новейших вагонов метро при всех наличествующих в них кондиционерах. На каждой остановке сразу три широкие двери радушно распахиваются перед пассажирами: входите, выходите, гости дорогие, не толпитесь, рассаживайтесь. Кстати, о сиденьях – они тут на любой вкус. Есть низенькие, друг против друга, для старушек, зовущие к неспешному обмену политическими и философскими соображениями, есть двойные, есть одинарные, есть высокие для взрослых и юношей, желающих глазеть с высоты на столичные красоты. Когда еще рабочий люд полюбуется городом, как не в троллейбусе? Тут есть и огромные задние окна, особенно радующие пешеходов поздними вечерами, когда в освещенном окне удаляющегося троллейбуса обязательно стоит парочка влюбленных или одинокая старушка в шляпке, что даже лиричнее. Впрочем, для прогрессистов это не довод, они не особенно жалуют старушек и лирику. Для них это тоже некие пережитки прошлого.
Далее: пассажир троллейбуса избавлен от истошных голосов радиоведущих, ажиотажа новостей и попсовых песенок, заставляющих тихо звереть чувствительных пассажиров в частных маршрутках. Напротив: разместившись на жестких удобных сиденьях, можно спокойно поговорить вполголоса. Сам неспешный ход троллейбуса располагает к беседе. В троллейбусе часто услышишь анекдоты, ироничные замечания, истории из прошлого, рассказы о Москве. Жители центра, старая интеллигенция, студенты и дети всегда предпочтут троллейбус метро. Здесь можно увидеть московскую публику во всей ее пестроте. Упомянутые уже старушки в шляпках, городские оригиналы и чудаки, бог знает во что одетые, старики с бумажными газетами и журналами (да-да, пережитком прошлого) в руках, творческие дамочки в «дизайнерских» балахонах и домашних тапочках, дети с громоздкими музыкальными инструментами в чехлах за спинами (все самое неудобное помещается в троллейбусе!), мальчишки с самокатами, которые тут тоже никому не мешают (в отличие от метро и тесного автобуса). Сегодня именно в троллейбусе можно встретить настоящего коренного москвича, который всегда подскажет вам, как добраться, куда вам нужно, и, возможно, заодно и разговорится с вами, почему нет? В троллейбусах всегда много детей. В беспокойное московское метро их одних отпускают редко, с троллейбусом же все намного проще. Знакомый маршрут – в школу, на музыку, в кино. Остановки объявляют громко – свою даже самый рассеянный ребенок не пропустит. И вот еще что: в отличие от метро здесь уступают место старикам не только гастарбайтеры. А не уступишь – можешь на замечание нарваться, которое «не расслышать», увы, не получится. В троллейбусе тихо, и любители поворчать этим пользуются – и ворчат с особым удовольствием. Но ворчат и возмущаются не озлобленно, а как-то спокойно, привычно, по-троллейбусному. Это почти как мерный звон, создаваемый двумя его цепями. Как заметил один мой знакомый – троллейбусу присуща неподражаемая певучесть в движении, меняющая тон в зависимости от скорости, поворота и прочего.
Если иностранец, впервые попав в Москву, на свою беду сразу окажется в метро в час пик – его непременно толкнут, придавят, наступят на ногу и не извинятся. «Какие хамы!» – закономерно подумает он. Если же умный провожатый, знакомя иностранца со столицей, решит прокатить его в троллейбусе, – турист полюбит Москву, уверяю вас. С любопытством обозрев не только медленно плывущие мимо бульвары и особняки, но и тихую, спокойную публику, не забывающую сказать «простите» в случае чего, он выйдет на своей остановке с такой примерно мыслью: «А что, вполне приличные люди эти москвичи…»
Уже не одно троллейбусное поколение радует москвичей и гостей столицы. Фото с сайта www.mosgortrans.ru |
Троллейбус (точнее, его водитель) бывает в настроении даже иной раз подождать. Да, на секунду-другую, но все же может задержаться, заметив бегущего к остановке семимильными шагами студента. Наверняка этот студент постоянно садится на этой остановке, и водитель уже знает его. Ведь в троллейбусе есть свои постоянные пассажиры – знакомые лица, а где еще такое удивительное явление, как «знакомые лица», встречается в многомиллионной Москве?
Справедливости ради нужно упомянуть и о недостатках. В отличие от той же подземки троллейбус иной раз застревает в пробках и заставляет себя ждать. Но разве элемент неожиданности – не основное условие счастья? Разве долгожданная, наконец-то поворачивающая из-за угла радость действует не сильнее появившейся вовремя? Вот собрались люди на остановке, напряженно вглядываются в гущу ползущих безликих машин, в свою так называемую выделенную линию, а его все нет. Становится холодно, слышится ропот, лезут мысли о том, как бы объяснить начальнику свое очередное опоздание. Но вот мелькнули на перекрестке заветные усики, вот уже различима горящая полоска на «лбу», и те, у кого зрение получше, уже прочли номер и, не в силах скрыть улыбок удовольствия, сообщают остальным: пятнадцатый! Тут же образуется маленькая очередь, и не нужно, как в пыльных маршрутках, складываться в три погибели, задирать ноги выше груди, утопая в продавленных сиденьях, и пачкать колготки о колеса. Нет, в троллейбус входишь степенно и с достоинством. Да, входишь степенно, а он вдруг дернется – с ним бывает. Но иногда даже приятно по-детски повиснуть на этих подвесных ручках и удержать равновесие. К тому же это ли не случай поддержать старушку под локоть или поймать за талию падающую девушку? Тут вряд ли в ответ вам пошлют презрительный и испуганный взгляд, как в потоке несущихся по переходам и эскалаторам людей, а скорее улыбнутся и поблагодарят. Вот и вам, читатели, тоже спасибо. За внимание. И что бы там ни говорили «разумные модернизаторы» нашей жизни, я до старости хочу ездить по Москве именно в троллейбусах. Можно?
P.S. Мой дорогой железный друг! Неужели ты исчезнешь с бульваров Москвы? Я не верю и не хочу верить. Пожалуйста, продолжай дергаться, загораживать дорогу, дрожать, стучать, распахивать свои двери и смиренно, неустанно повторять: «Остановка «Сивцев Вражек». Следующая остановка «Арбатские ворота».
Остаюсь навек с уже известными тебе чувствами,
Твоя преданная пассажирка, твоя поклонница.
Да.