0
2809
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.04.2016 00:01:00

Остановка "Сивцев Вражек"

Дарья Данилова

Об авторе: Дарья Николаевна Данилова – прозаик, переводчик, научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого.

Тэги: городской транспорт, троллейбус, москва


городской транспорт, троллейбус, москва Троллейбус – не только средство передвижения, но и возможность любования заоконными видами.

Со времен саней с тройкой орловских рысаков и широкозадым кучером, задушевно напевающим «Дубинушку», человечество придумало в области городского передвижения не так много действительно интересного. Однако есть и успехи. Например, троллейбус. Да, он самый. Вот уже слышу голос прогрессиста: пережиток прошлого, жесткий, медленный, да еще и дергается. Но оставим прогрессистов мчаться в их крутых автомобилях с ароматизаторами «клубника со сливками» в светлое технобудущее. Мы же в ответ на их нудно-практические обвинения тактично укротим зевок, зарядим дедовы пушки бесспорными доводами в пользу нашего подзащитного и дадим прощальный залп в его честь. Утилитарно настроенное сознание тех, кто любит модернизацию, бешеную скорость и всяческий прогресс, нередко мешает им слышать, видеть и чувствовать, но мы все равно пальнем.

Перво-наперво: троллейбус не оставляет после себя выхлопного зловония. Да и внутри у него, в отличие от автобуса, не пахнет бензином, равно как и нет тут спертого духа новейших вагонов метро при всех наличествующих в них кондиционерах. На каждой остановке сразу три широкие двери радушно распахиваются перед пассажирами: входите, выходите, гости дорогие, не толпитесь, рассаживайтесь. Кстати, о сиденьях – они тут на любой вкус. Есть низенькие, друг против друга, для старушек, зовущие к неспешному обмену политическими и философскими соображениями, есть двойные, есть одинарные, есть высокие для взрослых и юношей, желающих глазеть с высоты на столичные красоты. Когда еще рабочий люд полюбуется городом, как не в троллейбусе? Тут есть и огромные задние окна, особенно радующие пешеходов поздними вечерами, когда в освещенном окне удаляющегося троллейбуса обязательно стоит парочка влюбленных или одинокая старушка в шляпке, что даже лиричнее. Впрочем, для прогрессистов это не довод, они не особенно жалуют старушек и лирику. Для них это тоже некие пережитки прошлого.

Далее: пассажир троллейбуса избавлен от истошных голосов радиоведущих, ажиотажа новостей и попсовых песенок, заставляющих тихо звереть чувствительных пассажиров в частных маршрутках. Напротив: разместившись на жестких удобных сиденьях, можно спокойно поговорить вполголоса. Сам неспешный ход троллейбуса располагает к беседе. В троллейбусе часто услышишь анекдоты, ироничные замечания, истории из прошлого, рассказы о Москве. Жители центра, старая интеллигенция, студенты и дети всегда предпочтут троллейбус метро. Здесь можно увидеть московскую публику во всей ее пестроте. Упомянутые уже старушки в шляпках, городские оригиналы и чудаки, бог знает во что одетые, старики с бумажными газетами и журналами (да-да, пережитком прошлого) в руках, творческие дамочки в «дизайнерских» балахонах и домашних тапочках, дети с громоздкими музыкальными инструментами в чехлах за спинами (все самое неудобное помещается в троллейбусе!), мальчишки с самокатами, которые тут тоже никому не мешают (в отличие от метро и тесного автобуса). Сегодня именно в троллейбусе можно встретить настоящего коренного москвича, который всегда подскажет вам, как добраться, куда вам нужно, и, возможно, заодно и разговорится с вами, почему нет? В троллейбусах всегда много детей. В беспокойное московское метро их одних отпускают редко, с троллейбусом же все намного проще. Знакомый маршрут – в школу, на музыку, в кино. Остановки объявляют громко – свою даже самый рассеянный ребенок не пропустит. И вот еще что: в отличие от метро здесь уступают место старикам не только гастарбайтеры. А не уступишь – можешь на замечание нарваться, которое «не расслышать», увы, не получится. В троллейбусе тихо, и любители поворчать этим пользуются – и ворчат с особым удовольствием. Но ворчат и возмущаются не озлобленно, а как-то спокойно, привычно, по-троллейбусному. Это почти как мерный звон, создаваемый двумя его цепями. Как заметил один мой знакомый – троллейбусу присуща неподражаемая певучесть в движении, меняющая тон в зависимости от скорости, поворота и прочего.

Если иностранец, впервые попав в Москву, на свою беду сразу окажется в метро в час пик – его непременно толкнут, придавят, наступят на ногу и не извинятся. «Какие хамы!» – закономерно подумает он. Если же умный провожатый, знакомя иностранца со столицей, решит прокатить его в троллейбусе, – турист полюбит Москву, уверяю вас. С любопытством обозрев не только медленно плывущие мимо бульвары и особняки, но и тихую, спокойную публику, не забывающую сказать «простите» в случае чего, он выйдет на своей остановке с такой примерно мыслью: «А что, вполне приличные люди эти москвичи…»

Уже не одно троллейбусное поколение радует москвичей и гостей столицы.	 Фото с сайта www.mosgortrans.ru
Уже не одно троллейбусное поколение радует москвичей и гостей столицы. Фото с сайта www.mosgortrans.ru

Троллейбус (точнее, его водитель) бывает в настроении даже иной раз подождать. Да, на секунду-другую, но все же может задержаться, заметив бегущего к остановке семимильными шагами студента. Наверняка этот студент постоянно садится на этой остановке, и водитель уже знает его. Ведь в троллейбусе есть свои постоянные пассажиры – знакомые лица, а где еще такое удивительное явление, как «знакомые лица», встречается в многомиллионной Москве?

Справедливости ради нужно упомянуть и о недостатках. В отличие от той же подземки троллейбус иной раз застревает в пробках и заставляет себя ждать. Но разве элемент неожиданности – не основное условие счастья? Разве долгожданная, наконец-то поворачивающая из-за угла радость действует не сильнее появившейся вовремя? Вот собрались люди на остановке, напряженно вглядываются в гущу ползущих безликих машин, в свою так называемую выделенную линию, а его все нет. Становится холодно, слышится ропот, лезут мысли о том, как бы объяснить начальнику свое очередное опоздание. Но вот мелькнули на перекрестке заветные усики, вот уже различима горящая полоска на «лбу», и те, у кого зрение получше, уже прочли номер и, не в силах скрыть улыбок удовольствия, сообщают остальным: пятнадцатый! Тут же образуется маленькая очередь, и не нужно, как в пыльных маршрутках, складываться в три погибели, задирать ноги выше груди, утопая в продавленных сиденьях, и пачкать колготки о колеса. Нет, в троллейбус входишь степенно и с достоинством. Да, входишь степенно, а он вдруг дернется – с ним бывает. Но иногда даже приятно по-детски повиснуть на этих подвесных ручках и удержать равновесие. К тому же это ли не случай поддержать старушку под локоть или поймать за талию падающую девушку? Тут вряд ли в ответ вам пошлют презрительный и испуганный взгляд, как в потоке несущихся по переходам и эскалаторам людей, а скорее улыбнутся и поблагодарят. Вот и вам, читатели, тоже спасибо. За внимание. И что бы там ни говорили «разумные модернизаторы» нашей жизни, я до старости хочу ездить по Москве именно в троллейбусах. Можно?

P.S. Мой дорогой железный друг! Неужели ты исчезнешь с бульваров Москвы? Я не верю и не хочу верить. Пожалуйста, продолжай дергаться, загораживать дорогу, дрожать, стучать, распахивать свои двери и смиренно, неустанно повторять: «Остановка «Сивцев Вражек». Следующая остановка «Арбатские ворота».

Остаюсь навек с уже известными тебе чувствами,

Твоя преданная пассажирка, твоя поклонница.

Да.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1283
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1265
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1042
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
658

Другие новости