В окрестностях города созданы стометровые скульптурные портреты первых правителей Поднебесной. Фото автора
На Великом шелковом пути караваны неторопливо двигались от оазиса к оазису, от базара к базару. На Новом шелковом пути скоростные поезда и автоколонны будут нестись по межконтинентальным коридорам от одного транспортного хаба до другого, от морского порта до порта сухопутного. Впрочем, эта красивая картинка будущего, словно в сложном пазле, сейчас уже складывается на китайском отрезке Пути. Одним из его важных фрагментов стал город под названием Чжэнчжоу. Он стоит в центре Поднебесной, в сотнях километров от морских берегов, но имеет собственный порт.
Как в любом современном порту, сразу бросаются в глаза штабели разноцветных контейнеров, перемещающие эти стальные ящики краны, снующие грузовики-контейнеровозы. Но не видно кораблей, не видно моря или хотя бы реки. Дело в том, что порт – сухопутный. Впервые я столкнулся со странным новообразованием «сухопутный порт», ганкоу, лет пять назад в городе Маньчжоули (Маньчжурия) на стыке границ Китая, России и Монголии, где берет начало знаменитая Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). Если Чжэнчжоу лежит примерно в 500 км от моря, то расстояние от морского берега до Маньчжоули в три раза больше. На конференции по китайско-российскому экономическому взаимодействию то и дело использовался термин «сухопутный порт», и мне, выросшему на тихоокеанском берегу в Петропавловске-Камчатском, было поначалу трудно понять смысл нового слова. Теперь о ганкоу слышишь часто и в разных городах Китая.
В Чжэнчжоу ганкоу получает очень быстрое развитие. На это есть объективные причины. Главная – очень удобное расположение. Еще в начале эпохи строительства китайских железных дорог в конце XIX – начале ХХ века именно этот город стал перекрестком первых путей с Севера на Юг и с Запада на Восток. С самого начала существования КНР транспортный узел развивался по мере сначала восстановления, а затем и ускоренного развития экономики. «Крест» из магистрали Лунхай, которая ведет с Запада на Восток (Ланьчжоу–Ляньюньган), и меридиональной магистрали Цзинцзю (Пекин–Гонконг) послужил основой многочисленных ответвлений во все стороны света. Как мне сказали во время осмотра «сухого порта», сначала железнодорожная схема превратилась из «креста» в «британский флаг», а теперь это настоящая паутина провинциальных, общенациональных и даже международных маршрутов. Северный железнодорожный вокзал Чжэнчжоу является самой большой сортировочной станцией в Азии.
Автомобилизация тоже не обошла Чжэнчжоу стороной. На картах, которые бесплатно раздают улыбчивые девушки на пунктах оплаты скоростных дорог, видна густая сеть скоростных и обычных шоссе, накрывающая город. Присмотревшись, видишь основные направления. Все те же Запад–Восток и Север–Юг. Шоссе Ляньхо, например, повторяет Великий шелковый путь и ведет от морского порта на побережье Желтого моря Ляньюньган через Чжэнчжоу до «сухопутного порта» Хоргос на границе Синьцзяна с Казахстаном. Оттуда в обозримом будущем скоростное шоссе позволит доехать до Санкт-Петербурга. Правда, китайский участок введен в строй, казахстанский практически завершен, а российский все еще только обсуждается.
Катера на воздушной подушке доставляют жителей и гостей Чжэнчжоу на острова на великой Хуанхэ. |
Авиационная сеть с хабом в Чжэнчжоу начала создаваться гораздо позже, зато развивается быстрее. Международный аэропорт Синьчжэн обслуживает провинцию Хэнань с населением почти в 100 млн человек и входит в пятерку крупнейших в КНР. В 2015 году через него прошли более 15 млн пассажиров. Только что открылся второй пассажирский терминал. Регулярные рейсы совершаются в 40 с лишним городов Китая. Кроме того, действует более 30 грузовых маршрутов, включая 20 зарубежных.
На этих «трех китах» – железнодорожном, шоссейном и авиационном – прочно стоит международный сухопутный порт Чжэнчжоу. Он начал действовать в 2014 году. Порт – это огромная площадка, на которую со всех сторон, по железным дорогам, автомобильным шоссе и по воздуху поступают товары, произведенные в Китае. Грузы по системе сообщающихся сосудов как втекают, так и вытекают. В Чжэнчжоу происходит их сортировка, составляются товарные «караваны» и снова отправляются в путь, на этот раз к конечному потребителю.
В поисках новых рынков прокладываются нехоженые пути, в том числе очень дальние. Так, часть экспортных товаров, собранных в Хэнани и по соседним провинциям, специальным поездом отправляется в германский Гамбург. Он был запущен в июле 2013 года, и с того времени до конца 2015-го было выполнено 250 рейсов, физический вес грузов составил 105 тыс. тонн, а финансовый вес – 1,2 млрд долл. Через Чжэнчжоу на голландский Роттердам с 1992 года идут составы из порта Ляньюньган, где начинается и кончается Новый шелковый путь. Вместе с ними по трансконтинентальному мосту Азия–Европа двигаются контейнеры из стран Тихоокеанского бассейна. Само собой разумеется, поезда возвращаются обратно, но уже «налегке» – страны Евросоюза и Евразийского экономического союза экспортируют в Китай меньше, чем импортируют из него. В Чжэнчжоу пытаются решить и эту, в общем-то, не свою проблему.
Незадолго до моего приезда в Чжэнчжоу там начала действовать платформа трансграничной электронной торговли Чжэнчжоу–Европа. Логистическую цепочку по Китаю и другим странам Нового шелкового пути запустила железнодорожная компания, освоившая наземный маршрут до Гамбурга. Поезда на Запад отправляются сейчас трижды в неделю, а обратно – только дважды. Договорившись о сотрудничестве с таможенниками, компания открыла обширный торговый комплекс, где уже действуют стенды фирм по электронной торговле из Китая, России, Франции, а также большие и маленькие выставочные центры Канады, Бельгии, Японии, Малайзии, Южной Кореи. На стендах – образцы косметики, одежды и обуви, бытовой электроники, детские товары, лекарства и много еще чего. Эта часть помещения предназначена для оптовиков, хозяев средних и мелких магазинов электронной торговли. Они могут оформить заказы и в течение примерно двух недель получить нужную партию товара.
Дальше начинается обширный зал розничной торговли. Широко представлены водка из России, молоко из Голландии, соки из стран южных морей. Довольно многолюдно у лимузинов Volvo и Maserati. Благодаря прямым поставкам в контейнерах, быстрой и льготной растаможке все эти товары стоят существенно дешевле, чем на прилавках обычных магазинов и в фирменных салонах. Любая покупка дешевле 500 юаней (около 6 тыс. руб.) вообще не облагается налогом, свыше этой цифры добавляется 10%.
Пока особого ажиотажа электронная торговля на платформе трансграничной торговли в Чжэнчжоу не вызывает – ведь ей всего несколько недель. Но в масштабах Китая этот бизнес растет как на дрожжах, и, по оценке Министерства торговли, в 2016 году через электронные «прилавки» пройдет импортных товаров на 6,5 трлн юаней (около 1 трлн долл.), что составит до 20% всей внешней торговли.
Конечно, этот колоссальный объем обеспечат не только потребительские товары – по соседству с этой платформой разворачивают свою деятельность центры электронной торговли сталью, машиностроительной продукцией. Дух захватывает от возможностей для российской продукции, особенно экологически чистых продуктов питания, товаров среднего и малого бизнеса, которые открывает сухопутный порт в Чжэнчжоу и весь Новый шелковый путь.