0
4643
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.04.2016 00:01:00

Сухопутный порт трех стихий

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – профессор РУДН.

Тэги: китай, чжэнчжоу, сухопутный порт, экономика


китай, чжэнчжоу, сухопутный порт, экономика В окрестностях города созданы стометровые скульптурные портреты первых правителей Поднебесной. Фото автора

На Великом шелковом пути караваны неторопливо двигались от оазиса к оазису, от базара к базару. На Новом шелковом пути скоростные поезда и автоколонны будут нестись по межконтинентальным коридорам от одного транспортного хаба до другого, от морского порта до порта сухопутного. Впрочем, эта красивая картинка будущего, словно в сложном пазле, сейчас уже складывается на китайском отрезке Пути. Одним из его важных фрагментов стал город под названием Чжэнчжоу. Он стоит в центре Поднебесной, в сотнях километров от морских берегов, но имеет собственный порт.

Как в любом современном порту, сразу бросаются в глаза штабели разноцветных контейнеров, перемещающие эти стальные ящики краны, снующие грузовики-контейнеровозы. Но не видно кораблей, не видно моря или хотя бы реки. Дело в том, что порт – сухопутный. Впервые я столкнулся со странным новообразованием «сухопутный порт», ганкоу, лет пять назад в городе Маньчжоули (Маньчжурия) на стыке границ Китая, России и Монголии, где берет начало знаменитая Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). Если Чжэнчжоу лежит примерно в 500 км от моря, то расстояние от морского берега до Маньчжоули в три раза больше. На конференции по китайско-российскому экономическому взаимодействию то и дело использовался термин «сухопутный порт», и мне, выросшему на тихоокеанском берегу в Петропавловске-Камчатском, было поначалу трудно понять смысл нового слова. Теперь о ганкоу слышишь часто и в разных городах Китая.

В Чжэнчжоу ганкоу получает очень быстрое развитие. На это есть объективные причины. Главная – очень удобное расположение. Еще в начале эпохи строительства китайских железных дорог в конце XIX – начале ХХ века именно этот город стал перекрестком первых путей с Севера на Юг и с Запада на Восток. С самого начала существования КНР транспортный узел развивался по мере сначала восстановления, а затем и ускоренного развития экономики. «Крест» из магистрали Лунхай, которая ведет с Запада на Восток (Ланьчжоу–Ляньюньган), и меридиональной магистрали Цзинцзю (Пекин–Гонконг) послужил основой многочисленных ответвлений во все стороны света. Как мне сказали во время осмотра «сухого порта», сначала железнодорожная схема превратилась из «креста» в «британский флаг», а теперь это настоящая паутина провинциальных, общенациональных и даже международных маршрутов. Северный железнодорожный вокзал Чжэнчжоу является самой большой сортировочной станцией в Азии.

Автомобилизация тоже не обошла Чжэнчжоу стороной. На картах, которые бесплатно раздают улыбчивые девушки на пунктах оплаты скоростных дорог, видна густая сеть скоростных и обычных шоссе, накрывающая город. Присмотревшись, видишь основные направления. Все те же Запад–Восток и Север–Юг. Шоссе Ляньхо, например, повторяет Великий шелковый путь и ведет от морского порта на побережье Желтого моря Ляньюньган через Чжэнчжоу до «сухопутного порта» Хоргос на границе Синьцзяна с Казахстаном. Оттуда в обозримом будущем скоростное шоссе позволит доехать до Санкт-Петербурга. Правда, китайский участок введен в строй, казахстанский практически завершен, а российский все еще только обсуждается.

Катера на воздушной подушке доставляют жителей и гостей Чжэнчжоу на острова на великой Хуанхэ.
Катера на воздушной подушке доставляют жителей и гостей Чжэнчжоу на острова на великой Хуанхэ.

Авиационная сеть с хабом в Чжэнчжоу начала создаваться гораздо позже, зато развивается быстрее. Международный аэропорт Синьчжэн обслуживает провинцию Хэнань с населением почти в 100 млн человек и входит в пятерку крупнейших в КНР. В 2015 году через него прошли более 15 млн пассажиров. Только что открылся второй пассажирский терминал. Регулярные рейсы совершаются в 40 с лишним городов Китая. Кроме того, действует более 30 грузовых маршрутов, включая 20 зарубежных.

На этих «трех китах» – железнодорожном, шоссейном и авиационном – прочно стоит международный сухопутный порт Чжэнчжоу. Он начал действовать в 2014 году. Порт – это огромная площадка, на которую со всех сторон, по железным дорогам, автомобильным шоссе и по воздуху поступают товары, произведенные в Китае. Грузы по системе сообщающихся сосудов как втекают, так и вытекают. В Чжэнчжоу происходит их сортировка, составляются товарные «караваны» и снова отправляются в путь, на этот раз к конечному потребителю.

В поисках новых рынков прокладываются нехоженые пути, в том числе очень дальние. Так, часть экспортных товаров, собранных в Хэнани и по соседним провинциям, специальным поездом отправляется в германский Гамбург. Он был запущен в июле 2013 года, и с того времени до конца 2015-го было выполнено 250 рейсов, физический вес грузов составил 105 тыс. тонн, а финансовый вес – 1,2 млрд долл. Через Чжэнчжоу на голландский Роттердам с 1992 года идут составы из порта Ляньюньган, где начинается и кончается Новый шелковый путь. Вместе с ними по трансконтинентальному мосту Азия–Европа двигаются контейнеры из стран Тихоокеанского бассейна. Само собой разумеется, поезда возвращаются обратно, но уже «налегке» – страны Евросоюза и Евразийского экономического союза экспортируют в Китай меньше, чем импортируют из него. В Чжэнчжоу пытаются решить и эту, в общем-то, не свою проблему.

Незадолго до моего приезда в Чжэнчжоу там начала действовать платформа трансграничной электронной торговли Чжэнчжоу–Европа. Логистическую цепочку по Китаю и другим странам Нового шелкового пути запустила железнодорожная компания, освоившая наземный маршрут до Гамбурга. Поезда на Запад отправляются сейчас трижды в неделю, а обратно – только дважды. Договорившись о сотрудничестве с таможенниками, компания открыла обширный торговый комплекс, где уже действуют стенды фирм по электронной торговле из Китая, России, Франции, а также большие и маленькие выставочные центры Канады, Бельгии, Японии, Малайзии, Южной Кореи. На стендах – образцы косметики, одежды и обуви, бытовой электроники, детские товары, лекарства и много еще чего. Эта часть помещения предназначена для оптовиков, хозяев средних и мелких магазинов электронной торговли. Они могут оформить заказы и в течение примерно двух недель получить нужную партию товара.

Дальше начинается обширный зал розничной торговли. Широко представлены водка из России, молоко из Голландии, соки из стран южных морей. Довольно многолюдно у лимузинов Volvo и Maserati. Благодаря прямым поставкам в контейнерах, быстрой и льготной растаможке все эти товары стоят существенно дешевле, чем на прилавках обычных магазинов и в фирменных салонах. Любая покупка дешевле 500 юаней (около 6 тыс. руб.) вообще не облагается налогом, свыше этой цифры добавляется 10%.

Пока особого ажиотажа электронная торговля на платформе трансграничной торговли в Чжэнчжоу не вызывает – ведь ей всего несколько недель. Но в масштабах Китая этот бизнес растет как на дрожжах, и, по оценке Министерства торговли, в 2016 году через электронные «прилавки» пройдет импортных товаров на 6,5 трлн юаней (около 1 трлн долл.), что составит до 20% всей внешней торговли.

Конечно, этот колоссальный объем обеспечат не только потребительские товары – по соседству с этой платформой разворачивают свою деятельность центры электронной торговли сталью, машиностроительной продукцией. Дух захватывает от возможностей для российской продукции, особенно экологически чистых продуктов питания, товаров среднего и малого бизнеса, которые открывает сухопутный порт в Чжэнчжоу и весь Новый шелковый путь.

 Чжэнчжоу–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1253
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3122
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2219
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1775

Другие новости