В провинции поезда очень часто приходится брать штурмом. Фото Reuters
Если бы можно было охарактеризовать Индию одним словом, то, наверное, большинство посещающих эту страну туристов назвали бы ее удивительной. И были бы абсолютно правы. Причем удивительна Индия не только своими достопримечательностями, но и поразительной способностью превращать вполне обычные вещи в необычные. Поэтому, может, и не совсем справедлив был британский индолог Артур Бэшем в формулировке названия своей известной книги: «Чудо, которым была Индия». Так как кроме чудес прошлого Индия создала и некоторые чудеса настоящего.
Одним из таких чудес является, казалось бы, обыкновенная железная дорога, которая приобрела незабываемые черты местного колорита. Правда, черты весьма своеобразные, способные шокировать неподготовленного туриста и послужить настоящим испытанием его толерантности. В этом мы с другом Александром Беляевым смогли убедиться в полной мере, поскольку основным способом перемещения по Индии нами был выбран как раз железнодорожный.
В общем, жизнь тамошних вокзалов предстала перед нами во всей красе. Тут было чему удивляться. Ведь даже обычные крысы, непременные спутники многих мегаполисов мира, демонстрировали здесь интересную специфику своих повадок и почти никого не боялись. Но, как оказалось, отсутствие страха могло сыграть с крысами и злую шутку.
Как-то, стоя у края платформы, я обратил внимание на маленького крысенка размером с мышь, вылезшего из норки у одной из шпал. Очевидно, своим появлением он привлек не только мое внимание. Сидящая поодаль ворона перелетела поближе к нему и, приземлившись рядом, как бы нехотя подалась в его сторону. А наивный крысенок, не оценив вовремя опасности, при следующем уже более решительном броске птицы оказался у нее в клюве. Вторая ворона попыталась предъявить претензии на чужую добычу, но подоспела поздно, и ее довольная соперница улетела, унося в клюве незадачливого крысенка.
Но, пожалуй, необычней всего среди этого сообщества смотрелась индийская прудовая цапля. В первый раз я увидел цапель на вокзале в Аллахабаде. Одна из них степенно бродила вдоль железнодорожного полотна среди мусора и серого гравия, почти сливаясь с ним, периодически останавливаясь и заглядывая в мутную воду в глубине канавки между бетонными плитами, куда она стекалась после мытья вагонов и путей.
Однако больше всего неожиданностей нам приготовил вокзал в славном городе Варанаси. Едва прибыв туда, мы сразу почувствовали себя словно на помойке, особенно когда в нос ударил характерный едкий запах, сигнализирующий о близком присутствии бомжа. Причем, если судить по силе данного «аромата», то он был тут явно не один. И действительно, неопрятного вида люди располагались везде: кроме сидячих мест ими был усеян почти весь пол залов ожидания. Кто-то сидел поджав ноги, а кто-то и вовсе лежал, подстелив одеяло. И вот среди этих смуглых и серых силуэтов, даже несмотря на слой грязи, покрывающей его тело, мы разглядели одного белого человека, свернувшегося калачиком на полу поверх какого-то драного пледа.
Представитель парнокопытных чувствует себя хозяином платформы. Фото автора |
– Эх, вот до чего доводит погоня за этой пресловутой «просветленностью»! – сказал я с горькой улыбкой, кивнув в его сторону.
– Да уж, европейцам она явно идет не на пользу… – согласился Саня.
Мы тем временем уселись неподалеку на пару пустых стульев, словно приготовленных специально для нас, не поняв сразу, что это были места полицейских, которые ненадолго отлучились. И тут же, словно по команде, на нас уставилась добрая половина зала.
В итоге, не привыкшие к столь пристальному вниманию к своим персонам и не дожидаясь, когда на занятые нами места вернутся полицейские, мы вышли на платформу, где с удивлением обнаружили бычка, который деловито жевал что-то, выпавшее из урны. А чтобы все знали, кто тут главный, он периодически делал попытки боднуть прохожих. Одного бедолагу он едва не поддел рогами за филейную часть, да так, что тот аж подскочил. Когда же бычку надоело это своеобразное развлечение, «хозяин платформы» деловито залез головой в урну, а затем, видимо не обнаружив там ничего стоящего, гордо удалился.
В зале ожидания мое внимание привлекли странные шорохи, доносившиеся из-под лавки, где я расположился. Заглянув под нее, я увидел шевелящийся бумажный пакет и сразу догадался, кто там хозяйничал. Конечно же, это была крыса. Там они периодически курсировали, скрытые сиденьями, но иногда перебегали прямо по полу между скамеек, не стесняясь людей, которые, в свою очередь, не обращали на них почти никакого внимания.
Как выяснилось, такой беспечностью со стороны старших братьев по разуму грызуны были не прочь и воспользоваться. Даже не знаю, на что надеялся тот индиец, который разлегся на лавке и мирно спал, поставив рядом на полу сумку. И опасаться ему стоило отнюдь не двуногих воров, а именно четвероногих. Ждать долго не пришлось. Из-под лавки не торопясь вылезла крыса, деловито прогрызла небольшое отверстие в нижнем углу сумки и так же спокойно принялась поедать просыпавшиеся оттуда чипсы.
В поезде крыс мы, конечно, не увидели, но там нас ждал уже реальный бедлам. Хотя спальный вагон, в котором нам предстояло ехать, внешне походил на отечественный плацкартный, правда с восемью местами в купе вместо шести, были и куда более серьезные отличия. Мы словно попали в настоящую тюрьму, только на колесах, где с внешней стороны окон красовались решетки, а окружающие нас люди в сочетании со специфическим запахом и грязью органично дополняли эту картину. Наши места оказались заняты какими-то бродягами, с которыми мы даже не стали связываться. Пройдя дальше по вагону, мы все-таки нашли свободные и более или менее чистые места.
Наши смуглые попутчики то и дело поглядывали на нас с присущим им мрачным любопытством, а по вагону периодически таскались всевозможные разносчики и попрошайки, так что эффект проходного двора не давал толком расслабиться, и даже поговорить было проблемой. Когда же мы решили немного вздремнуть, то через некоторое время я проснулся от легкого, но настойчивого прикосновения к своей руке. Первая возникшая мысль, что это кондуктор, заставила меня тут же отреагировать, и я разбудил Саню, чтобы он предъявил наши билеты. Но нас и тут ждал неожиданный сюрприз: при ближайшем рассмотрении «кондуктором» оказалась даже не женщина, как я подумал вначале, а самый настоящий трансвестит-попрошайка. А когда мой друг, тоже не разобрав спросонья, кто перед ним, вместо вожделенных рупий стал показывать ему номера наших мест на билете и пытаться объяснить, что мы пересели на другие, то, в свою очередь, озадаченный трансвестит поспешил ретироваться.
Справедливости ради надо сказать, что мы перемещались не только в таких некомфортных условиях. Были и переезды в мягких вагонах второго класса, а в предпоследний день нашего пребывания в Индии мы дозрели и до поездки в первом классе. Услужливый проводник проводил нас в отдельное купе типа отечественного СВ. Наш участок вагона был обособлен от остальных, и вдобавок ко всему у прохода за дверью даже сидел охранник с автоматом, видимо, чтобы оберегать покой пассажиров от назойливых трансвеститов. Можно было почувствовать себя настоящими вип-персонами, и я подумал, что вот так путешествовать по Индии было бы еще куда ни шло…