Русские фамилии для американских сценаристов сплошная загадка. Кадр из фильма «Идентификация Борна». 2002
В приличном обществе считается плохим тоном смеяться над фамилиями или даже обращать на них слишком много внимания. Ну родился человек с фамилией Дрищ, Убей-Волк или Удот – он же не виноват? А ты сиди и делай вид, что эти слова для тебя как музыка. И только потом уже радостно рассказывай друзьям, что сегодня ты общался с кассиршей по фамилии Негодяева, физиологом Живодеровым или уважаемым китайским партнером с фамилией из трех букв – да-да, той самой. На их фоне животновод Хрюкин выглядит верхом благозвучия и невинности.
Действительно, фамилия порой глумится над профессией человека. Многим полюбился российский космонавт Геннадий Падалка. Кому-то помнится и японская волейболистка Косая-Масая. Есть и менее известные примеры: травматологи Гиря и Кактус, наркологи Конопля, Глюкин и Кальян, ответственный за пожарную безопасность Головешкин, патологоанатом Жмурик... Впрочем, если в душе вы Эйнштейн и фанат относительности, можно сказать и наоборот: человек будто издевается над своей странной фамилией, пытаясь опровергнуть ее всей своей жизнью и работой.
Конечно, большинство фамилий нейтрально. Тимофеев, Сергеев, Селиванов и еще бессчетное множество подобных фамилий никаких ассоциаций не вызывают. Но есть и говорящие фамилии, на которые любой человек невольно обратит внимание. По моим наблюдениям, носители значащих фамилий в большинстве случаев – хотя и не всегда – им внешне или внутренне соответствуют. Приведу примеры.
Мой бывший ученик по английскому Леша Брыков занимался карате, любил помучить маленькую сестренку, вообще отличался нагловато-задиристым стилем общения, хотя и не был лишен добродушия. Приятель Володя Самоволькин – действительно своенравный человек, немного даже анархический по своей природе. Плюс еще активист либеральной оппозиции. Ученик моей знакомой Бузынин действительно часто бузил. Так сказать, положение обязывало...
Знавал я и девушку по фамилии Шутикова. Она и вправду любила побалагурить, повеселиться. В конце концов она вышла замуж за афророссиянина и родила мулата. Знакомые сказали: «Вот уж пошутила так пошутила!»
С моей мамой работала благородная женщина по фамилии Мадам, а в столовой же трудился товарищ Жених – красивый и обходительный мужчина, настоящий галантный джентльмен.
Девичья фамилия моей бабушки – Котикова. Она была маленькая, ловкая, умела жонглировать предметами и даже успела научить этому меня. «Животные» фамилии – вообще отдельный разговор: Крысина, бывшая сотрудница моей мамы, имела остренький носик, характерный для мелких грызунов, а у ее знакомой Зайцевой два передних зуба торчали, как у наших пушистых лесных друзей. А ее одноклассница Зайцева запомнилась ей своим заячьим лицом и безудержной тягой к поглощению морковки.
По словам языковедов, говорящие фамилии люди действительно получают за занятие определенными профессиями, обладание некими внешними качествами, чертами личности или особенностями поведения. Все это часто передается из поколения в поколение.
Хотя, разумеется, не всегда. Если вы знаете карлика по фамилии Богатырев, или блондина по фамилии Чернов, или брюнета по фамилии Белов – не проблема. Лингвисты и не говорят, что их нет и не может быть.
Впрочем, единственная Богатырева, которую я знаю, для девушки довольно высокая, крепкая и спортивная. Единственная известная мне Белова – блондинка, а единственный знакомый мне Чернов – жгучий брюнет...
Хотя, конечно, это не повод сразу считать человека недалеким только за то, что ему досталась фамилия Дебилов. Впрочем, воздержаться от этого способен не всякий. Поэтому, если фамилия уж совсем ужасная, на мой взгляд, лучше ее все-таки поменять.
Как ни крути, а говорящая фамилия создает стереотип восприятия человека окружающими. Мне трудно представить себе кровавого злодея по фамилии Пушистиков. Впрочем, некоторые, казалось бы, не очень приятные фамилии вроде Козлов или Баранов настолько широко распространены, что не воспринимаются как смешные или негативные. Может быть, люди еще интуитивно чувствуют, что не самого предка этого человека окружающие звали бараном или козлом, а просто он работал с животными.
Бывают и казусы.
«Меня бесят мои имя и фамилия – Любовь Кошкина! – возопила в сердцах девушка. – У меня с детства кличка Валерьянка, а ведь мне уже 30 лет!».
Бывает, что волею судьбы люди получают другую фамилию – и начинают под нее подстраиваться.
Фамилия не может быть помехой для стремления ввысь. Фото Reuters |
«Никогда не думала, что, выйдя замуж, приобрету фамилию Рыжая, – говорит мне девушка Юлия. – За несколько лет в университете меня реально замучили преподаватели-юмористы с фразами типа: «О, Рыжая, а почему не рыжая?» Я вообще-то брюнетка от природы. Но на пятом курсе плюнула и перекрасилась в рыжую. Так сказать, чтобы не ломать систему... Теперь, когда люди узнают мою фамилию, то второй раз не спрашивают, а запоминают сразу».
Бывает, фамилия будто давит на человека. Так, моя знакомая Анжела Лучшева признается: «Бремя – это фамилия. Не соответствую. Пора менять».
Иногда человек специально меняет нейтральную фамилию на говорящую. Один мой приятель называет себя в соцсетях Павел Любимов, хотя на самом деле он Бочаров. Другая знакомая официально сменила свою фамилию на Счастливая, что не было связано с браком. Честно говоря, лично я отношусь к этому немного скептически. Создается впечатление, что люди выдумывают себе фамилии про то, чего им в жизни не хватает. Впрочем, если это действительно помогает им запрограммировать себя на позитив, то почему бы и нет?
Еще я заметил, что, вступая в брак, благозвучные фамилии девушки берут куда охотнее, чем сомнительные, неоднозначные. Так, сменить свою нейтральную девичью фамилию типа Ивановой на Миловидову гораздо приятнее и легче, чем, скажем, на Жижину. В последнем случае девушка скорее сохранит свою изначальную фамилию.
Иногда смена фамилии происходит естественным путем и коренным образом меняет жизнь человека. Моя близкая подруга Аня родилась с обычной фамилией Фоменко. И первые 20 лет гуляла с историями и жила на полную катушку: в 15 лет уже работала танцовщицей в ночном клубе и дружила со скинхедами, а выпив с подружкой «Клюковки», на следующее утро она могла проснуться в Коломенском парке под кустом…
Выйдя замуж и сменив фамилию на благородную – Малиновская, Аня начала активно учиться, успешно построила карьеру, став хорошим специалистом. Кроме того, увлеклась литературой, наукой, архитектурой... В общем, изменилась как по волшебству. И это не натяжка. Она сама признает, что смена фамилии действительно сыграла важную роль. Потом, выйдя замуж во второй раз, она специально сохранила эту удачную фамилию первого мужа, хотя с ним ее давно ничего не связывает. Просто из любви и благодарности к этой фамилии.