У каждого свои планы, пока не получишь кулаком в челюсть, справедливо отмечал Майк Тайсон. Фото Reuters
«Как хорошо, должно быть, в Англии, если ее не любишь!»
Г.К. Честертон
В последние годы у нас сложилась особая патриотическая традиция. Ее последователи свято верят, что если повторять, что у нас все хорошо, то у нас действительно окажется все хорошо. Просто от того, что мы в это верим и так говорим. И если утверждать, что мы – великая страна, то уже этих артикуляций оказывается достаточно, чтобы всем нам быть великой страной. Ну а если дружно навесить на себя георгиевские ленточки, будет нам и вовсе счастье.
Эта новая вера прижилась легко и быстро. И большинство людей за нее теперь свято держатся. Просто потому, что хотят быть счастливыми. В конце-то концов!
А еще новая традиция так легко получила гражданство и прописку, потому что имеет глубокие корни – в нашем детстве.
Такой способ влиять на действительность называется магическим мышлением. Когда человек убежден, что с помощью позитивных мыслей и специальных символических действий можно исполнить свою заветную мечту. Когда верит, что мысль материальна. И только лишь с помощью думанья и хотенья можно менять реальность.
Именно так видят мир маленькие дети. Тебе года три-четыре, и ты лежишь в кроватке, на улице темно, а мамы все нет и нет. И ты начинаешь повторять тихонько, но страстно: «Мама, приди! Мама, приди!» И вот ты уже слышишь скрежет в замке. Ура, мама! Получилось!
Или, помните, идешь по тротуару и знаешь, что ни за что на свете не должен наступить на трещинки. И тогда все будет хорошо. Ведь это твой волшебный мир. И даже если ты захотел красную машинку, как у Паши из садика, надо это просто сильно-сильно начать мечтать. И тебе ее подарят.
Такой он, период всемогущества. Когда кажется, что все возможно.
Со временем ты поймешь, что на самом деле ты не бог и даже не маг. И что желаемое с возможным совпадают далеко не всегда. И твоя воля имеет ограничения. Но года в три-четыре ты не понарошку волшебник. И можешь насладиться этим от души. Пока маленький.
Ведь в жизни каждого мужчины существуют три периода. Первый – когда он верит в Деда Мороза, второй – когда он знает, что никакого Деда Мороза нет, и третий, когда он сам становится Дедом Морозом. У каждого возраста – свои законы. Волшебство заканчивается довольно рано. И с каждым годом его становится все меньше и меньше, увы. Говорят, ты прожил половину жизни, если перестал летать во сне.
Но есть люди, вполне себе взрослые, которые проносят магическое мышление через всю жизнь. Кто тайно или явно продолжает ждать заветного подарка. И сейчас среди нас в России таких оказалось явное большинство.
И это проявляется не только в новейшей патриотической традиции «нарисую – буду жить». Но и в самых разных проявлениях нашей взрослой жизни, с ее увлекательными шоу экстрасенсов, эзотерическими фантазиями, модой на позитивную психологию, которая понимается довольно своеобразно – думать только о хорошем и старательно вытеснять все плохие мысли и чувства.
К слову, магическое мышление свойственно тем взрослым, кто в детском возрасте пережил много непростых вещей. Кому пришлось претерпеть немало боли и обиды, кому не хватало заботы и уважения, кто не смог насладиться этой сладкой детской привилегией чувствовать себя всемогущим малышом, которому с радостью поклоняются большие и сильные мама, папа и иже с ними. И пусть ты от горшка два вершка, но знаешь, что весь мир – у твоих ног.
Но какое уж может быть всемогущество, когда тебя отдали в ясли раньше, чем ты начал говорить, и воспитатели с нянечками оказались совсем не готовы к роли золотой рыбки, скорее наоборот. И когда многие годы родители аж с пеленок боялись избаловать своих малышей, придерживаясь жесткого принципа «а пусть себе поплачет, крепче будет». (Не говоря о пьянстве, о скандалах, о хронической усталости, накопленной злости во многих семьях.) И если такой малыш не пережил свой личный период волшебства, потребность в нем будет преследовать его всю жизнь.
Так и вышло, что комплекс всемогущества превратился у нас в этакое общественное явление. Колдуют почти все. Вольно или невольно. И те, кто преуспел в жизни. Их крутые машины, прикиды, дворцы и заборы вокруг них – как амулеты. Магический, первобытный способ сохранить то, что имеешь. У кого больше перьев на голове и разных там звенящих прибамбасов на костюме – тот и больше вождь.
А у тех, кто не преуспел в жизни, магия – это способ понизить уровень социальной тревоги. Например, вы мечтаете о красной машине, как у Паши. О новеньком внедорожнике. Однако понимаете, что денег на него все равно нет и не будет, вы и так закредитованы по самые уши. Но есть ведь еще и магический способ! Найти подходящее фото, повесить на рабочем столе компьютера и мысленно притягивать вожделенный джип при каждой перезагрузке. Если так ничего и не будет происходить – значит, вы неправильно хотите. Нужно хотеть с большей самоотдачей и верой.
Или если у вас нет мужа, его тоже можно себе явить. Например, осуществить популярный сейчас в народе ритуал. Купить новые крутые домашние тапочки, на растущую луну в полночь открыть входную дверь, встать на четвереньки задом наперед, тапки надеть на руки, шлепнуть ими, как в ладоши, три раза и произнести волшебные слова: «Суженый, ряженый, в Армани наряженный, без вредных привычек, появись, влюбись, женись!» Ну или можно пройти пятидневный тренинг «Как стать магнитом для мужчин». И будет вам счастье.
А если в стране системный кризис, нужно говорить, что мы уже встаем с колен и осуществляем импортозамещение, да и вообще у нас все круто. Все тот же способ привлечь удачу с помощью закона притяжения, как в знаменитом, хоть и псевдонаучном фильме «Секрет».
Именно поэтому мы так верим в пиар вообще и телевидение в частности, а в книжных магазинах целые отделы посвящены нью-эйдж-технологиям. Главное в жизни – сформулировать правильную аффирмацию. И ее регулярно повторять.
Но, увы, счастье не поддается дрессировке, и такой метод властвовать над миром на самом деле чаще бесполезен и даже опасен. Чудеса действительно случаются. Вот только их невозможно контролировать. И у каждого они сбываются по-своему. А если вытеснять негативные чувства, наступит момент, когда они накроют с лихвой. И реальность – настоящая, живая – не преминет заявить о себе в самый неподходящий момент. Как сказал Майк Тайсон, у каждого свои планы, пока не получишь кулаком в челюсть.
Что же касается патриотизма, то об искусстве любить точно и глубоко в свое время писал Эрих Фромм. Он утверждал, что можно, например, сколько угодно говорить, что ты любишь цветы, но это ни о чем. Любить – значит их регулярно поливать, рыхлить землю и обрывать сухие листы.
Ну а сделать мир пусть чуточку лучше можно, лишь меняясь внутри себя. Не боясь встречаться с отчаянием и бессилием. Вставая после нокаутов. Продолжая идти. То есть прежде всего – действуя. И оставаясь в реальности, какой бы она неприглядной порой ни была.
Иначе все получится как в анекдоте о человеке, который всю жизнь мечтал выиграть в лотерею и в конце жизни в отчаянии возопил: «Боже, почему ты меня не услышал?» И тут с неба раздался раздосадованный глас: «Да купи же ты наконец лотерейный билет!»