0
8550
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.03.2016 00:01:00

Ниндзя в русских снегах

Леонид Макшанов

Об авторе: Леонид Андреевич Макшанов – журналист.

Тэги: боевые единоборства, саньда, ушу, нинпо, ниндзюцу, будзинкан, китай, япония, восток, россия


боевые единоборства, саньда, ушу, нинпо, ниндзюцу, будзинкан, китай, япония, восток, россия Широкой публике ниндзя знакомы в основном по фильмам с Майклом Дудикоффом. Кадр из фильма «Американский ниндзя-2»: Схватка». 1987

Много лет назад я изучал технику рукопашного боя ушу, а если быть точнее – стиль саньда. Переводится название стиля как «свободные удары», адепты этого стиля делают упор на спарринги в залах. Благодаря этому саньда способен подготовить бойца для реальной уличной драки.

Занимаясь ушу в Москве, я вскоре стал подумывать о том, чтобы попробовать учиться единоборствам в Китае. Думаю, у каждого, кто практикует тот или иной стиль боевых искусств, есть мечта поехать на родину выбранного им стиля. Та московская школа саньда, в которой я обучался, не предлагала заграничных поездок. Поэтому пришлось искать подходящий тур через Интернет.

В КНР, в Пекине, куда я попал в конце концов, упор делался не на саньда (ведь я ехал не от своей секции и не от какой-либо другой школы данного стиля). Мои шифу (учителя, в японских единоборствах это называется сенсей) знакомили меня с техниками разных стилей. Но это было непросто. Из иностранных языков я знал английский на среднем уровне, китайский не знал совсем. Мои шифу по-английски говорили хуже меня. Никакого переводчика не было. Когда не могли подобрать английские слова для разъяснений нюансов, мне начинали давать объяснения «на пальцах».

В Пекине вместе с тренировками ушу мне дали базовую информацию, как нужно медитировать, рассказали о даосской энергии ци. Глубокому ознакомлению с этими премудростями мешали языковые проблемы. Но, несмотря на это, я научился практиковать медитацию и начал постепенно ощущать пользу от занятий ею. После медитаций на тренировках сознание было сконцентрировано на выполнении техники ударов. Не было отвлекающих мыслей, я стал меньше испытывать усталость от многократных повторений таолу (комплекса упражнений).

В КНР я увидел разницу обучения единоборствам у них и у нас. У китайцев боевые искусства – часть национальной культуры. Стили так или иначе базируются на философии буддизма или даосизма (энергия ци, инь и ян, дао). Есть стили, конкретно связанные с даосской мистикой, например, тайдзицюань. В парках разных городов Китая можно увидеть людей, занимающихся этим стилем, причем группы набираются достаточно большие. В этой стране ушу – это духовная практика, с помощью которой постигается мир и место человека в нем. Рассматривать ушу вне буддизма и даосизма – это как изучать историю ордена госпитальеров, отбросив католическую основу сообщества монахов-рыцарей. В России при овладении ушу акцент часто делают на технику. Люди идут изучать боевые искусства под впечатлением от фильмов или ради самообороны. Но сколько россиян приступают к ушу ради миропонимания? Хотя справедливо будет сказать, что не все школы ушу в России обучают чисто спортивному или боевому варианту. Есть российские мастера, обучавшиеся в Китае и преподающие стили без потери духовной составляющей.

Сейчас ушуистам стало проще совершать поездки в Китай, чем в те времена, когда я занимался этой техникой. Появились школы, которые организованно направляют учеников в Поднебесную. Причем группой. И на занятиях нет языковых проблем, поскольку предоставляется переводчик.

Кстати, единоборства – это не только Китай, но и Япония. В японских единоборствах тоже прослеживается связь между боевыми стилями и духовными практиками. Японцы вообще очень любят придавать особое значение церемониалу. На тренировках ученики делают поклон перед входом в додзё (помещение для занятий), поклон портрету или фотографии основателя стиля, поклоны сенсею, поклоны друг другу. И при выходе из додзё тоже нужно сделать поклон помещению. Додзё считается духовным местом, чем-то вроде храма.

Автор создает свой стиль единоборств.	Фото Александра Соколова
Автор создает свой стиль единоборств. Фото Александра Соколова

В кендо и катори, школах фехтования на традиционном японском мече, существуют определенные правила: как надевать экипировку для занятий, как ее снимать. В катори до сих пор сохранился ритуал кэппан – клятва верности кровью. Российские адепты стиля катори синто-рю выполняют эти правила, если хотят учиться в Японии. На сайте данной школы единоборств говорится: «Для тренировок в Японии ученику необходимо выполнить церемонию кэппан – скрепить каплей крови свое обязательство (клятву) соблюдать этические нормы и не разглашать полученную во время тренировок информацию. Кэппан может быть выполнен во время визитов сиханов (мастеров. – «НГР») в Россию или во время первой поездки в Японию в додзё «Симбукан». Если по каким-либо причинам ученик не считает для себя возможным сделать кэппан, то это не является препятствием для дальнейших занятий в школе, но делает невозможными тренировки в Японии и получение сертификатов».

Среди японских стилей особого внимания заслуживает нинпо, или ниндзюцу. Понятие «ниндзя» было сильно искажено кинематографом. В фильмах ниндзя предстают наемными убийцами, одетыми в костюмы и маски. На самом деле ниндзюцу учит тому, как выжить в самых разных обстоятельствах и как победить противника при экстремальных и неблагоприятных условиях. Самой известной школой нинпо является будзинкан. Глава школы Масааки Хацуми – известный в Японии мастер боевых искусств. Он, в свою очередь, получил все знания от легендарного мастера Такамацу Тосицугу.

Мне довелось обучаться в московском додзё будзинкана. Я тогда решил закончить изучение ушу и переключиться на что-то другое. Неожиданно увидел рекламу будзинкана (на листовке был изображен ниндзя в позе медитации). Меня это заинтересовало, я не знал, что такому в реальности учат. На тот момент при слове «ниндзя» вспоминались фильмы с Майклом Дудикоффом. На первом занятии я поменял свое мнению о нинпо и избавился от стереотипов.

В будзинкане внимание уделяли различным сакральным аспектам. Например, в начале тренировки после медитации «мокусо» сенсей произносил «котодама» (синтоистское магическое заклинание), затем все ученики хлопали в ладоши и делали дополнительный поклон. Котодама, так же как и мокусо, должно очищать разум от посторонних мыслей и привести сознание к сосредоточенности на тренировке.

Я занимался стилем будзинкан два года. Если ушу пробудило во мне интерес к дхармическим религиям, восточной философии и мистике, то будзинкан научил терпению. Многие из тех, кто раньше тренировался вместе со мной в додзё, стали сенсеями. Некоторым из них посчастливилось съездить в Японию и встретиться с Масааки Хацуми.

Я же остался в Москве, чтобы упражняться зимой на снегу, и начал создавать из элементов разных школ собственный стиль. У каждого свой путь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1283
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
815
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1551
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1502

Другие новости