Широкой публике ниндзя знакомы в основном по фильмам с Майклом Дудикоффом. Кадр из фильма «Американский ниндзя-2»: Схватка». 1987
Много лет назад я изучал технику рукопашного боя ушу, а если быть точнее – стиль саньда. Переводится название стиля как «свободные удары», адепты этого стиля делают упор на спарринги в залах. Благодаря этому саньда способен подготовить бойца для реальной уличной драки.
Занимаясь ушу в Москве, я вскоре стал подумывать о том, чтобы попробовать учиться единоборствам в Китае. Думаю, у каждого, кто практикует тот или иной стиль боевых искусств, есть мечта поехать на родину выбранного им стиля. Та московская школа саньда, в которой я обучался, не предлагала заграничных поездок. Поэтому пришлось искать подходящий тур через Интернет.
В КНР, в Пекине, куда я попал в конце концов, упор делался не на саньда (ведь я ехал не от своей секции и не от какой-либо другой школы данного стиля). Мои шифу (учителя, в японских единоборствах это называется сенсей) знакомили меня с техниками разных стилей. Но это было непросто. Из иностранных языков я знал английский на среднем уровне, китайский не знал совсем. Мои шифу по-английски говорили хуже меня. Никакого переводчика не было. Когда не могли подобрать английские слова для разъяснений нюансов, мне начинали давать объяснения «на пальцах».
В Пекине вместе с тренировками ушу мне дали базовую информацию, как нужно медитировать, рассказали о даосской энергии ци. Глубокому ознакомлению с этими премудростями мешали языковые проблемы. Но, несмотря на это, я научился практиковать медитацию и начал постепенно ощущать пользу от занятий ею. После медитаций на тренировках сознание было сконцентрировано на выполнении техники ударов. Не было отвлекающих мыслей, я стал меньше испытывать усталость от многократных повторений таолу (комплекса упражнений).
В КНР я увидел разницу обучения единоборствам у них и у нас. У китайцев боевые искусства – часть национальной культуры. Стили так или иначе базируются на философии буддизма или даосизма (энергия ци, инь и ян, дао). Есть стили, конкретно связанные с даосской мистикой, например, тайдзицюань. В парках разных городов Китая можно увидеть людей, занимающихся этим стилем, причем группы набираются достаточно большие. В этой стране ушу – это духовная практика, с помощью которой постигается мир и место человека в нем. Рассматривать ушу вне буддизма и даосизма – это как изучать историю ордена госпитальеров, отбросив католическую основу сообщества монахов-рыцарей. В России при овладении ушу акцент часто делают на технику. Люди идут изучать боевые искусства под впечатлением от фильмов или ради самообороны. Но сколько россиян приступают к ушу ради миропонимания? Хотя справедливо будет сказать, что не все школы ушу в России обучают чисто спортивному или боевому варианту. Есть российские мастера, обучавшиеся в Китае и преподающие стили без потери духовной составляющей.
Сейчас ушуистам стало проще совершать поездки в Китай, чем в те времена, когда я занимался этой техникой. Появились школы, которые организованно направляют учеников в Поднебесную. Причем группой. И на занятиях нет языковых проблем, поскольку предоставляется переводчик.
Кстати, единоборства – это не только Китай, но и Япония. В японских единоборствах тоже прослеживается связь между боевыми стилями и духовными практиками. Японцы вообще очень любят придавать особое значение церемониалу. На тренировках ученики делают поклон перед входом в додзё (помещение для занятий), поклон портрету или фотографии основателя стиля, поклоны сенсею, поклоны друг другу. И при выходе из додзё тоже нужно сделать поклон помещению. Додзё считается духовным местом, чем-то вроде храма.
Автор создает свой стиль единоборств. Фото Александра Соколова |
В кендо и катори, школах фехтования на традиционном японском мече, существуют определенные правила: как надевать экипировку для занятий, как ее снимать. В катори до сих пор сохранился ритуал кэппан – клятва верности кровью. Российские адепты стиля катори синто-рю выполняют эти правила, если хотят учиться в Японии. На сайте данной школы единоборств говорится: «Для тренировок в Японии ученику необходимо выполнить церемонию кэппан – скрепить каплей крови свое обязательство (клятву) соблюдать этические нормы и не разглашать полученную во время тренировок информацию. Кэппан может быть выполнен во время визитов сиханов (мастеров. – «НГР») в Россию или во время первой поездки в Японию в додзё «Симбукан». Если по каким-либо причинам ученик не считает для себя возможным сделать кэппан, то это не является препятствием для дальнейших занятий в школе, но делает невозможными тренировки в Японии и получение сертификатов».
Среди японских стилей особого внимания заслуживает нинпо, или ниндзюцу. Понятие «ниндзя» было сильно искажено кинематографом. В фильмах ниндзя предстают наемными убийцами, одетыми в костюмы и маски. На самом деле ниндзюцу учит тому, как выжить в самых разных обстоятельствах и как победить противника при экстремальных и неблагоприятных условиях. Самой известной школой нинпо является будзинкан. Глава школы Масааки Хацуми – известный в Японии мастер боевых искусств. Он, в свою очередь, получил все знания от легендарного мастера Такамацу Тосицугу.
Мне довелось обучаться в московском додзё будзинкана. Я тогда решил закончить изучение ушу и переключиться на что-то другое. Неожиданно увидел рекламу будзинкана (на листовке был изображен ниндзя в позе медитации). Меня это заинтересовало, я не знал, что такому в реальности учат. На тот момент при слове «ниндзя» вспоминались фильмы с Майклом Дудикоффом. На первом занятии я поменял свое мнению о нинпо и избавился от стереотипов.
В будзинкане внимание уделяли различным сакральным аспектам. Например, в начале тренировки после медитации «мокусо» сенсей произносил «котодама» (синтоистское магическое заклинание), затем все ученики хлопали в ладоши и делали дополнительный поклон. Котодама, так же как и мокусо, должно очищать разум от посторонних мыслей и привести сознание к сосредоточенности на тренировке.
Я занимался стилем будзинкан два года. Если ушу пробудило во мне интерес к дхармическим религиям, восточной философии и мистике, то будзинкан научил терпению. Многие из тех, кто раньше тренировался вместе со мной в додзё, стали сенсеями. Некоторым из них посчастливилось съездить в Японию и встретиться с Масааки Хацуми.
Я же остался в Москве, чтобы упражняться зимой на снегу, и начал создавать из элементов разных школ собственный стиль. У каждого свой путь.