Бал начинается с выхода дебютантов – юных девушек в белых платьях и их кавалеров, впервые участвующих в подобном мероприятии. Фото предоставлено www.vienna.info
Прибыть на бал можно и в карете. Фото из архива автора |
В феврале, когда в Москве порывистый снег с дождем сменяется морозными солнечными днями, в Вене дают балы. Венский бал – событие ежегодное и для города очень значимое. Все первые страницы местных газет – от самых респектабельных до самых дешевых – в это время посвящены сезону балов. (Ежегодно в Вене проводится более 450 балов.) Вообще период с конца января по февраль можно кратко охарактеризовать как «Танцуют все!»; есть бал Венского филармонического оркестра, бал юристов, бал конфет, бал-маскарад, радужный бал ЛГБТ-сообщества…
Проводить венские балы начали в первой половине XIX века, а самые пышные давали в эпоху правления императора Франца-Иосифа и его прекрасной супруги Елизаветы Баварской (Сисси). На придворный бал в столицу Австро-Венгерской империи съезжалась вся знать Европы, аристократы также устраивали пышные торжества в своих особняках. В XX веке две мировые войны на время прервали это прекрасное развлечение, но затем все вернулось на круги своя. Сейчас главным балом считается тот, что дают в Венской государственной опере – его открытие транслируют в прямом эфире, а по красной дорожке дефилируют все самые известные деятели культуры, политики Австрии и приглашенные звезды Голливуда.
Бал, на котором удалось побывать мне, – престижный Бал венских кофеваров. Это единственное мероприятие подобного рода, что регулярно с 1957 года проходит во всех залах Хофбурга – бывшей императорской резиденции и на которое собирается до 7 тыс. человек.
Когдая я получила приглашение, то быстро провела опрос мужского населения редакции «НГ», который показал: вальс никто танцевать не умеет и помощи ждать неоткуда. Ну что ж, хвала YouTube! Две минуты видео наглядно показали мне, как нужно двигаться. К счастью, в самой Вене у нашей интернациональной компании журналистов был урок в одной из старейших школ танца и этикета Elmayer. Мы старались, как могли, но когда в группе из 12 человек – 11 женщин, полноценные пары не получаются. Однако общий смысл мы уловили, так что в итоге на танцполе за нас стыдно не было.
Конечно, прекрасные дамы, едущие на бал, могут привезти кавалеров с собой. Но если кто приедет один, то проблем не возникнет. Кавалера можно пригласить через школу танцев или, например, через специальное агентство Blue rose.
В Вене во многих сферах жизни очень велика семейная преемственность. О ней мы вспомнили еще раз, когда встал вопрос выбора бального платья «в пол» – этот дресс-код здесь свято соблюдается. По счастью, в центре Вены работает мастерская-ателье Flossmann. Им владеет уже четвертое поколение семьи, что продает или дает в аренду платья для свадеб, балов и прочих торжественных мероприятий. Выбор платьев очень хорош и богат, но и цены соответствующие – прокат стоит от 500 евро. Свое шелковое розовое платье, покрытое легким плиссированным газом, я отыскала почти сразу, главное, не пренебрегать бокалом шампанского и примерно знать, какой фасон тебе идет. Феи из ателье, как и мои коллеги по группе, однозначно меня одобрили. Выбранную модель немного подогнали на мне и в день бала привезли в номер отеля.
Как бы современно ни было мое платье, корсет обязывал держать спину, а пышная юбка начинала диктовать, как себя вести – не торопиться, а идти размеренным шагом. Обязательны для бала также прическа и вечерний макияж. Пока мне накручивали локоны и заливали волосы лаком (всего для прически понадобилось 25 шпилек и заколок), я задумалась, какие же австрийцы – молодцы, что не забывают старинные традиции, успешно адаптируя их к современным реалиям и к тому же делая их экономически выгодными.
Небольшая передышка между танцами. Фото Натальи Смирновой |
Шутка ли, когда несколько месяцев в году жители столицы заняты предстоящими светскими мероприятиями. Притом венский бал – мероприятие незакрытое, билеты есть в свободной продаже и в зависимости от бала стоят от 80 евро (если брать ложу непосредственно рядом с танцполом, то несколько дороже), соблюдай дресс-код, помни основы танцев, и будет тебе счастье. А какое это благословенное время для дизайнеров и стилистов – к ним выстраиваются очереди из клиенток. Ликуют таксисты, ликуют и их конкуренты – совершенно необязательно заказывать машину, что довезет тебя до Хофбурга. Туда мы ехали по ночной Вене в карете, запряженной лошадьми, представляя себя в XIX веке; от лошадей соответственно пахло, на брусчатке нас потряхивало, а кучер кричал кому-то проваливать с дороги.
Официально бал начинается в девять вечера с выхода дебютантов – юных девушек в белых почти одинаковых платьях и их кавалеров, впервые участвующих в подобном мероприятии. У нескольких юных дев я заметила татуировки на спине – одни предпочитали крылья, а другие загадочные иероглифы. Выход дебютанток сменился музыкальной программой – прозвучали арии из известных оперетт, но нам всем хотелось одного – наконец выйти на танцпол. И вот момент настал, партнер подал мне руку, зазвучали звуки знакомой мелодии, и я уже среди сотен гостей, что кружатся и вальсируют по зале. Кстати, после вальса оркестр исполнял, так скажем, «классические» мелодии, чередуя их с хорошо узнаваемыми современными, особенно порадовал саундтрек из фильма Тарантино «Криминальное чтиво» – Girl, you will be a woman soon. Многие люди не слишком реагировали на происходящее вокруг них веселье и продолжали сидеть в своих ложах. Мое недоумение объяснилось спустя три часа: они коварно сберегли себя для кадрили, которую объявили в полночь. На кадриль действительно нужны силы, хотя к моменту ее старта правила старинного французского танца уже выветриваются из головы – но тем веселее! Партнеры запутываются, кто ведет, какая рука меняется и куда в конце концов должна ступить нога, но пары не унывают и активно прыгают сквозь ряды стоящих напротив друг друга дам и кавалеров. Со временем становится очень жарко, так что выдаваемые на входе веера приходятся очень кстати, как и охлажденное шампанское на столах.
Официально бал заканчивается в 4.30 утра, но отправиться домой раньше указанного времени совершенно не возбраняется. Правда, уйти на своих двоих мало у кого получится. И дело тут не только в прекрасном искристом шампанском, а в том, что после многочасовых танцев ноги будут умолять вас сжалиться и взять такси – благо их перед Хофбургом множество.
На следующий день я обнаружила в номере подарок от устроителей пресс-тура – своеобразный «реанимационный пакет» из аптеки. Австрийцы хорошо знают, что нужно побывавшим на балу. Проверено веками.