Приматы – существа подвижные и по-детски непосредственные.
В России и на Западе празднование Нового года завершилось, а у китайцев это торжество впереди – в ночь с 7 на 8 февраля. Жители Поднебесной ежегодно отмечают праздник красочно и с размахом. Времена культурной революции и борьбы с пережитками прошлого давно прошли. В XXI веке в КНР не искореняют древние традиции и обычаи.
Праздник длится долго, целых 15 суток. Однако большинство людей на восьмой день идут работать (китайский трудоголизм соперничает с японским). Затем, в 15-й день, отвлекаются от трудовых будней, чтобы отметить последний день новогодних торжеств – Праздник фонарей. Красный цвет является оттенком различных украшений. Но не нужно думать, что это проявление преданности идеалам коммунизма. Согласно древнему преданию, чудовища боятся красного цвета. Поэтому китайцы используют этот цвет как некий элемент экзорцизма: силы зла не смогут испортить 15-дневный праздник, поскольку везде присутствует оттенок, внушающий демонам ужас.
Символом наступающего года у китайцев будет обезьяна. Какое будущее этот символ сулит Поднебесной и всему остальному миру, который, как известно, сверяет свой бюджет с китайскими биржами? Одолеет ли он демонов кризиса?
Образ обезьяны встречается в китайском фольклоре и литературе. Самая знаменитая обезьяна – Сунь Укун, царь этих зверей. Сунь впервые упоминается в классическом романе «Путешествие на Запад». В этой книге он помогает монаху Сюаньцзану в его путешествии в Индию к Будде за священными текстами. Царь обезьян помогает подвижнику не по доброте душевной, а чтобы искупить свои дурные деяния. Один из главных своих грехов Сунь Укун совершил, когда Нефритовый император назначил его хранителем своего сада – обезьяний царь съел там все волшебные персики, которые должен был оберегать. Обезьяна и подвижник не единственные персонажи «Путешествия на Запад», там есть и другие действующие лица, например, получеловек-полусвинья, а также бывший демон. В конце книги, преодолев множество испытаний, герои достигают цели странствий и даже получают награды от самого Будды. Царь обезьян становится Победоносным Буддой.
Движения обезьян китайцы в прошлые имперские времена изучали, запоминали и в итоге создали хуацюань – обезьяний стиль в единоборствах ушу. Адепты хуацюань могут чувствовать себя спокойно в темных переулках и неблагополучных районах, ведь с помощью боевой техники данного стиля они способны обратить в бегство самых опасных головорезов. Наблюдательные и предприимчивые китайцы даже движениям приматов смогли найти практическое применение. Но как применить ловкость обезьяны к мировой политике?
Собственно, символика года имеет отношение к восточному гороскопу. В Поднебесной астрология отличается от европейской своей сложностью и замысловатостью. На родине Лао-цзы и Конфуция астрологическая символика базируется на животных зодиака (Обезьяна, Петух, Собака и прочие), У-син (пять магических элементов – вода, металл, огонь, земля, дерево), инь и ян (в китайской философии это мужское и женское начало). Пять элементов связаны с планетами и цветом. К примеру, четвертый элемент, огонь, имеет связь с Марсом и красным цветом. Знаки зодиака имеют переплетение с инь и ян. Обезьяна соотносится с ян (мужским началом). Если к инь и ян животные относятся на постоянной основе (обезьяна не станет вдруг инь), то с аспектами У-син ситуация другая. Элементы у зодиака меняются. 2016–2017 будет годом Огненной Обезьяны, а 2004–2005 принадлежал Деревянной Обезьяне.
У астрологов Поднебесной существует противоречивое мнение о символе приближающегося года, ведь были случаи в истории Китая, когда год Обезьяны сулил неблагополучие. В 1908 году умирают император Цзайтянь и императрица Цыси, новым правителем становится Пу И, который войдет в историю как последний монарх Китая. В 1932 году создается государство Маньчжоу-го, верховную власть там получает Пу И, который на тот момент уже является экс-императором (китайского престола он лишился в ходе Синьхайской революции). Маньчжоу-го просуществовало 13 лет – не стоило образовывать государство в год примата! В 1956 году Мао начал кампанию «Пусть расцветают 100 цветов». Кампания была попыткой либерализации режима, но провалилась, и в последующие годы Мао Цзэдун перешел к репрессиям и тирании. 1992 год запомнился в КНР двумя авиакатастрофами.
Сунь Укун в наступающем году должен одолеть демонов кризиса. Фото Reuters |
Однако некоторые астрологи не согласны с тем, что год Обезьяны способен нести неблагополучие. Они заявляют, что в 1968, 1980 и 2004 годах не происходило событий, которые могли бы привести к драматическим последствиям. Исходя из этого, оптимисты считают, что в 2016–2017 годах ничего катастрофического не случится.
Ссылками на историю полемика между астрологами не заканчивается. Дискуссия строится также вокруг того, что год будет связан с элементом огня и красным цветом. 1956–1957-й был годом именно Огненной Обезьяны, и в тот период началась упомянутая ранее провальная кампания «Пусть расцветают 100 цветов». Возможно, нынешний руководитель КНР Си Цзиньпин вдруг решит начать попытку либерализации страны, это завершится неудачей, и приведет к ужесточению режима в стране.
Пессимисты также ссылаются на отрицательные качества символа года – нахальство (вспомним, что Сунь Укун съел персики в саду Нефритового императора), задорность, переходящая в агрессию (КНР может начать бесцеремонно вмешиваться в дела других государств). Оптимисты рассеивают прогнозы пессимистов, ссылаясь на ряд положительных черт хозяина года, например, хитрость (такое качество благоприятно скажется на китайской дипломатии). Оптимисты не находят в огне и красном цвете намеков на потрясения и видят в элементе У-син такое свойство, как целеустремленность. Они считают, что КНР ждет процветание и усиления цензуры или новой волны борьбы с инакомыслием ждать не следует.
Остается надеяться на то известное обстоятельство, что китайцы не любят кардинальных изменений. Конфуцию даже приписывают фразу: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Если потенциальную сверхдержаву, в которую превращается Китай, захлестнут перемены, это может негативно сказаться на всем мире. Но не нужно думать о плохом. Вряд ли пессимистические опасения могут осуществиться. Будда не сделал бы Сунь Укуна просветленным, если бы сомневался в добрых качествах царя обезьян. Раз обезьяна стала Победоносным Буддой, Китаю в год этого животного опасаться нечего. А значит, и его соседям, и остальному миру.