Киберспорт – это уже целая инфраструктура: соревнования геймеров собирают огромные аудитории. Фото Reuters
Видеоигры – спорная вещь. Кто-то их ненавидит, причисляя к наркотикам и алкоголю, а кто-то обожает, называя новой формой искусства. Я не стану судить, кто прав, а кто нет, так как это крайне субъективное мнение. Становиться очередной жертвой спора у меня желания нет. Но мне хочется поговорить об этих людях – о геймерах.
Кто они? Стереотипное мнение, распространенное в Интернете, да и в обществе в целом, – это взрослые мужчины, страдающие от избыточного веса, с пренебрежением относящиеся к личной гигиене и не желающие жить в реальном мире. Заметим, что под такое определение может подойти кто угодно.
Геймеры – это люди, которые играют в видеоигры. Игры им нравятся, они ими наслаждаются. Не случайно людям, которые увлекаются видеоиграми, в наше время уделяется очень много вполне прагматического внимания.
Многие преуспевающие софтверные компании занимаются разработками видеоигр, а производители электроники создают все более мощные варианты и комплектующие компьютеров. Если не для игр, то для чего вообще вашему компьютеру может понадобиться, например, видеокарта NvidiaGeForce GTX 980 Ti? Уж точно не для редактирования текста или рисования картинок в фотошопе. Многие геймеры готовы отдавать большие деньги за улучшение своего «железа», чтобы играть на самых высоких настройках графики и наслаждаться всем этим в комфортных для себя условиях.
Игровая индустрия изобретательна и богата. С недавнего времени появился такой феномен, как киберспорт. И сейчас вполне серьезно ведутся переговоры о введении киберспорта в перечень олимпийских дисциплин. В некоторых странах киберспорт уже признан как настоящий спорт. Например, в Корее даже открыли курсы, обучающие играть. Для них это практически часть культуры.
А ведь это просто люди, которые играют в видеоигру и зарабатывают на этом немалые деньги. Так, американская команда EvilGenius победила в международном чемпионате International 2015, заработав 6,6 млн долл. Российская команда VirtusPro показала хорошие результаты: за свое пятое место призовые составили 1,2 млн долл. Давайте признаем: это очень круто и деньги весьма немалые.
Любопытный факт: Россия была первой страной в мире, признавшей киберспорт как спортивную дисциплину. Это признание состоялось 25 июля 2001 года по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта РФ Павла Рожкова. Увы, через пять лет, в июле 2006 года, после того как Госкомспорт стал Федеральным агентством по физической культуре и спорту, киберспорт удалили из этого списка.
Но это не мешает киберспорту существовать и процветать во всем мире. Для игроков проводятся не только киберспортивные турниры, но и просто мероприятия, которые организуют игровые компании, где делают анонс своих продуктов. Это уже целая инфраструктура: выставки ИгроМир, BlizzCon, Е3, Gamescom и многие другие собирают просто огромные павильоны людей, которые приходят посмотреть и поиграть в новые игры, встретиться с создателями и просто развлечься.
Еще в 80-е годы прошлого века появилась такая вещь, как игровая журналистика. Новые игры, мероприятия, турниры, новости от разработчиков – все это часть игровой журналистики. В России первым игровым журналом стал «Видео-Асс Dendy», который со временем превратился в издание «Великий Dракон».
Такая журналистика сейчас процветает в Интернете. В популярном ресурсе YouTube есть даже каналы, посвященные новостям и обзорам игр. Мало того, существуют интернет-ресурсы, где проходят игры в прямом эфире, рассказывают о них, советуют и помогают решить те или иные игровые задачи. Многие при этом даже деньги умудряются получать в виде пожертвований подписчиков канала или рекламы.
Все геймеры, как люди в офлайне, люди разные. На просторах Сети можно встретить самых необычных представителей. Казуалы – начинающие игроки, не любящие сложности. Игровая индустрия по большей части ориентируется именно на них, что вызывает недовольство более продвинутых и опытных игроков. «Раньше было лучше» – девиз продвинутых игроков со стажем, олдскуллов. Они считают, что все старые игры намного лучше новых, потому как сейчас разработчики все больше уделяют внимание красивой графике, а не интересному и сложному сюжету.
Стереотипное мнение о геймерах – это взрослые мужчины, страдающие от избыточного веса и не желающие жить в реальном мире. Фото Reuters |
Еще один вид геймеров – хардкорщики. Игроки, которые проходят игры на более высоких уровнях сложности, со всеми возможными ограничениями для собственного самоутверждения. Делают они это по разным причинам: кто-то для получения собственного удовольствия, превосходства над другими, кому-то просто интересно, а некоторые таким способом привлекают внимание к себе – выкладывают свое прохождение в Интернет, чтобы стать популярным.
Школоло, или школота, не путать со школьниками. Школьник – ученик школы, а школоло – это человек их возраста, который, пользуясь анонимностью Интернета, оскорбляет других игроков и мешает играть. С такими бесполезно вести душеспасительные беседы, убеждать, так как слушать разумные доводы они не могут, играть в команде с такими невозможно, а в случае проигрыша винят всех, кроме себя.
Прогеймерами называют профессионалов, тех, кто зарабатывает, участвуя в турнирах.
И это еще далеко не полный перечень: «мастей» геймеров много, на любой вкус.
Чему могут учить нас компьютер и, в частности, компьютерные игры? Прежде всего концентрации. Концентрации на одной цели, одном моменте, одной задаче. Игры дают нам цель и удерживают наше внимание.
Однако концентрация – это не всегда хорошо. Ведь отдавая себя полностью чему-то одному, мы отрицаем все остальное: все, что нам кажется лишним. Игроки все больше уходят в игры, порой забывая о реальности. Однако почему-то никто не осуждает тех же ученых, которым ничего неинтересно, кроме своей работы. Они живут в своем мире, который непонятен другим. Они также отринули для себя ненужное, чтобы полностью отдаться научным исследованиям. И таких примеров можно привести много.
Мы не осуждаем увлеченных и концентрированных людей в других специальностях, потому что их увлечения приносят пользу. А геймеров ругаем или по крайней мере относимся к ним с недоверием, считая их увлечения бесполезными, блажью. Но ведь игры стали не только развлечением, но и широко используются в медицине, образовании и во многих других областях человеческой деятельности. Уже доказано, что активные игры могут помочь при болезни Паркинсона, в борьбе с депрессией, при лечении катаракты. В формате игры можно легко и доступно донести до ребенка сложные вещи.
Да, многие игры заставляют человека вести сидячий образ жизни. Да, в играх есть жестокость. Чуть ли не каждый день приносит новости о людях, которые переиграли и потеряли разницу между виртуальным миром игры и миром реальным. Я не собираюсь никого убеждать в том, что видеоигры – это святое и великое. Это далеко не так. Игры – это не плохо и не хорошо. Это просто часть нашей реальности, и нам так или иначе придется принять эту реальность.