Поезд Ляньюньган–Урумчи отправляется по маршруту Великого шелкового пути. Фото автора
Для почти полутора миллиардов китайцев и миллионов любителей китайской культуры символом года Обезьяны, который начинается 8 февраля, будет Сунь Укун.
«Если бы образ Сунь Укуна сегодня воплотился в реальность, то принял бы очертания Ляньюньгана, – сказал председатель КНР Си Цзиньпин, осмотрев порт Ляньюньган. – Город стал развиваться только с началом нового времени и нового тысячелетия, но строительство континентального моста Азия–Европа делает реальным «Путешествие на Запад» в наши дни».
За этими словами, полными литературных намеков, кроется целая история, а точнее – целый роман. Он называется «Путешествие на Запад». С Ляньюньганом неразрывно связан один из его героев, Царь обезьян по имени Сунь Укун.
Путешествие в поисках священных буддийских сутр по Великому шелковому пути в Западный край, как в старину называли Центральную Азию и лежащую за ней Индию, действительно совершил в эпоху Тан монах Сюань Цзан. Живший почти тысячу лет спустя автор романа «Путешествие на Запад» У Чэнъэнь (1584–1581) дал в помощь одинокому подвижнику волшебных спутников – получеловека-полуборова Чжу Бацзе, получеловека-полудемона Ша Сэна, коня-полудракона и, наконец, получеловека-полуобезьяну Сунь Укуна. Именно этот персонаж получился у романиста самым симпатичным, и на протяжении вот уже четырех веков его выходками восхищаются любители классических романов, в число которых попало «Путешествие...».
Планируя поездку в город-порт Ляньюньган, я старался включить в маршрут восхождение на гору Хуагошань (гора Цветов и Плодов). Именно там началась «биография» Сунь Укуна. Недалеко от вершины, в скрытой за водопадом пещере Шуйляньдун (пещере Водного Занавеса), Сунь Укун стал царствовать над местными обезьянами. Небесный Владыка, готовя Царя обезьян к ответственной командировке, наделил его массой волшебных свойств и в довершение вооружил магическим посохом для защиты от демонов, разбойников и прочих угроз.
Еще в Средние века Сунь Укун стал героем отдельных повествований, театральных постановок. В наши дни с книжек-картинок о Царе обезьян начинают учить грамоту детишки, о нем снимают фильмы и телесериалы. Гора Цветов и Плодов превратилась в туристический центр общенационального значения. На ней много храмов, беседок, памятников, а за водопадом Водного Занавеса и вправду скрывается знаменитая пещера, где на троне восседал Сунь Укун в окружении своих хвостатых подданных. Дикие обезьяны и поныне во множестве резвятся в районе пещеры на радость китайским и иностранным туристам. Мне не повезло – лил холодный декабрьский дождь, и мудрые приматы удалились в свои владения.
Накануне года Обезьяны на улицах часто можно встретить Сунь Укуна. |
Упоминая Сунь Укуна и «Путешествие на Запад», нынешний руководитель КНР, который отличается пристрастием к цитированию классиков китайской философии и литературы, посылает китайцам вполне четкий сигнал. Он напоминает, что буддизм и сопутствовавшие ему обильные культурные ценности пришли в Поднебесную с Запада, а не из-за океана. Он напоминает о временах, когда Китай был «мастерской мира», а китайские шелк, фарфор, чай, бронзовые зеркала, украшения из нефрита ценились на вес золота на просторах Евразии – от Рима и Византии до Аравии, от Персии до государств Центральной Азии. Си Цзиньпин подчеркивает стремление «вернуться на Запад» после перерыва, вызванного двухвековым ослаблением Китая. Сравнив Ляньюньган со смышленым и дерзким Царем обезьян, председатель Си, очевидно, пожелал городу-порту и начинающемуся там Новому шелковому пути нестандартных решений при исполнении ответственной миссии в новом путешествии на Запад.
Собственно говоря, в это путешествие отправляется вся китайская нация. Провозглашенная в 2013 году двуединая инициатива «Один пояс, один путь» в своей первой части как раз включает Экономический пояс Шелкового пути. Этот план напоминает огромный рассыпанный пазл, многие фрагменты которого уже существуют. Их надо подогнать друг к другу, а недостающие пространства заполнить новыми. Ляньюньган, ставший отправным пунктом сразу и наземного, и морского Шелкового пути, как раз является таким крупным и уже действующим фрагментом. Здесь с 1992 года действует железнодорожный континентальный мост Азия–Европа. Контейнерные поезда через весь Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу следуют в голландский Роттердам. На родине Сунь Укуна начинается и шоссе Западный Китай – Западная Европа, которое уже построено на китайской и казахстанской территории, остановилось на границе с Россией, но рано или поздно дотянется до Санкт-Петербурга.
Речь идет не только об инфраструктуре Пояса, которая будет стимулировать промышленное развитие входящих в него провинций Китая, а также обширных регионов и целых стран, по которым пройдет Новый шелковый путь. Уверен, что торговля, наука и техника, культура и контакты между людьми активизируются благодаря удобным и скорым средствам передвижения. Очень важную роль сыграют капиталы специально созданных финансовых учреждений – фонда «Шелковый путь» (40 млрд долл.), Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл.), других финансовых учреждений, государственных и частных. Очевидным плюсом станут уже опробованные и доказавшие свою эффективность китайские технологии – взять хотя бы скоростные железные дороги, сеть которых все гуще покрывает Китай.
На перроне стоит пассажирский поезд Ляньюньган–Урумчи. Синие вагоны украшены надписями: «Приезжайте в Ляньюньган – место, где встречаются наземный и морской Шелковые пути», «Путешествуйте по Поднебесной, отпуск проведите в Ляньюньгане». Вагоны классического советского образца и снаружи, и внутри.
В таком же поезде, в таком же купе я несколько раз путешествовал по Транссибирской магистрали. Ностальгия усиливается в вагоне-ресторане. Правда, вместо солянки и отбивной котлеты мужчины сурового вида в железнодорожной форме предлагают наборы из типично китайских блюд. Цены довольно высокие, сервис ненавязчивый, посетителей немного. Но ресторан делает свое главное дело – помогает убить время в пути. А оно немалое. До Урумчи 3200 км, 47 часов неспешной езды со скоростью обычного пассажирского. Знаменитые скоростные поезда со скоростью в 300 км в час проходят через Чжэнчжоу, от которого можно по маршруту Шелкового пути быстро добраться до Сиани и Ланьчжоу, а оттуда в Урумчи.
Но до Чжэнчжоу еще надо добраться. 550 км этого пути мы преодолевали целых 9 часов! Да, Новый шелковый путь – это не просто транспортные артерии, а процесс выстраивания нового, современного образа жизни на огромных пространствах Евразии.
Предстоит сделать очень много, работы хватит всем. Да поможет нам Сунь Укун!