0
4863
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.01.2016 00:01:00

Манжет с тремя пуговицами, полукруглый воротничок

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: индпошив, мужские сорочки, курьезы


индпошив, мужские сорочки, курьезы Модная рубашка с тремя пуговицами на манжете. Фото Валерии Буровой

Сейчас уже точно не скажу, как родилась эта странная идея – сшить рубашку. Не купить, а именно сшить. Помню точно, что сильное впечатление на меня произвел сюжет в новостях, одним из главных героев был там Сергей Иванов, в то время министр обороны, и у него была белая рубашка с полукруглым воротничком. Очень мне понравилась его рубашка, и мне захотелось такую же. В продаже такие я не видел. Ну, значит, можно сшить, подумал я. Начал искать. Предложения нашлись очень быстро, я начал обзванивать ателье.

– Вы шьете мужские рубашки?

– Да, конечно.

Дальше выяснялось, что рубашки они отшивают в Швейцарии, поэтому цены – от 500 долл. В следующем ателье шили в Италии, работа занимала месяц, цена – цифра такая же, но в евро. Я был в Италии, в Риме, например, в Милане – полно магазинов, где продают мужские сорочки. И продают, и тут же можно сшить на заказ. Дешевле. Кто-то, узнав про мой новый интерес, сказал, что в Сити в одной из только что построенных высоток открылось ателье. Дали телефон, я позвонил, вечером поехал. Там глаза разбегались от разнообразия: ткани красивые, тут же и каталоги с дорогими образцами египетского тончайшего хлопка. На стене – около 20 воротничков самых разных фасонов. Шьют, оказалось, в Гонконге. Дешевле. Мне все понравилось, подошли наконец к воротничкам, и тут выяснилось, что возможно все, самые диковинные, но только не полукруглые. Почему? Не шьют.

К этому времени я знал о рубашках уже много лишнего. Что почти все английские знаменитые марки давно уже тоже шьют в Индии и даже, кажется, во Вьетнаме. Не все, но уже очень многие, и «Лондон» с названием знаменитой улицы, той или другой, остался только на этикетке. Что некоторые рубашки рекламируют себя так: наши сорочки носят принц Чарльз и Джеймс Бонд.

Короче говоря, я вспомнил, что я театральный критик, и позвонил знакомой театральной художнице: 

– А рубашки они шьют? 

– Ну, конечно! – И она направила меня в известный академический театр, где работал мастер, который помимо театральных шил и обычные костюмы.

Константин Станиславский любил менять рубашки два раза в день.	Фото 1890 года
Константин Станиславский любил менять рубашки два раза в день. Фото 1890 года

Мастер оказался чрезвычайно обходительным, можно сказать, нежным. Ткань к этому времени я уже купил, может быть, уже полгода я ее рассматривал, думая, когда же наконец она приобретет желанную форму. Примерки следовали одна за другой. В конце концов он сшил мне красивую женскую сорочку, не имевшую ничего общего с рубашкой, о которой я так долго думал и, можно сказать, о которой уже мечтал. Я отдал ее маме, мама, правда, с удовольствием носила ее потом много лет. А мечта-то осталась!

Прошло некоторое время, я пришел брать интервью к одному старому известному драматургу, он жил в писательском доме на «Аэропорте». Не помню, в какой момент разговор вышел на рубашки, но он воскликнул:

– Аня!

(Может, и не Аня, а Наташа или Лена, это не так уж важно.) Аня заглянула из соседней комнаты. Выяснилось, что эта добрая украинская женщина снимает у драматурга комнату, а работает портнихой в старом писательском ателье, все еще не закрытом и расположенном на первом этаже этого совписовского дома. Марка старого ателье внушала доверие, я с новыми надеждами отправился выбирать ткань. Девушка сняла мерки, назначила дату, когда приходить за готовой рубашкой.

Я не подозревал, что известный, время от времени и сегодня показываемый по телевизору номер Аркадия Райкина про костюм может так буквально повториться в жизни. Когда я надел рубашку, что-то сразу сильно стянуло в подмышках. 

– Это не страшно, – сказала Аня-Наташа-Лена, – я сейчас сзади подтяну, и все будет нормально. 

Она оттянула назад спинку, и я чуть не задохнулся, потому что рубашка стянула шею. Пуговицы были пришиты так, что спереди рубашка топорщилась волнами… Я задал естественный в этом случае вопрос: шила ли эта добрая женщина рубашки раньше в своей жизни? Нет, искренне ответила она. Я не понимал одного: как можно было так смело браться за дело, ведь совершенно ясно, что это – не такая простая работа. Сшить рубашку непросто, даже я это понимаю, ну, то есть я, изучив предмет, к тому времени знал уже о многих особенностях строения манжетов, знал, что то, что спереди, называется полочкой, как вшивается воротник, – ну, в общем, это все особая и очень сложная технология, где, как и в обувном деле, очень важно владеть секретами ремесла, иначе получится такая вот ерунда. Короче говоря, по журнальным выкройкам с первого раза ничего не выйдет.

За это время я успел побывать в одном ателье, где отшивали рубашки на месте, не в Швейцарии и не в Италии, но долго объясняли, какие эксклюзивные у них работают модельеры, поэтому все так дорого. А было дорого, дороже, чем в Италии и Швейцарии. Рубашки между тем были скорее похожими на то, что мне сшили в академическом театре… Аня-Наташа-Лена не стала спорить и вернула деньги, взятые за работу, правда, около тысячи рублей за полтора метра итальянской ткани так и остались моими потерями. Кстати, с тканями тоже, как выяснилось, все непросто. Хорошие рубашечные ткани обычно продают как 100-процентно хлопчатобумажные, но даже на ощупь уже чувствуется, что это не так. Вытянув нитку, обычно какую-то цветную, надо попробовать ее поджечь. Хлопчатобумажная, разумеется, сразу сгорит, а синтетическая – оплавится. В магазине, разумеется, таким способом проверить будет затруднительно, но ту, которую закройщица уже испортила, я проверил – она не была хлопчатобумажной. Знания приходят с опытом. Ну и, конечно, во многом знании много печали.  

На память об этих муках у меня осталась замечательная рубашка, которую (она его за муки полюбила…) на день рождения мне сшила моя супруга Оксана, из трех тканей с одинаковым рисунком, еще одну, узнав о моих долгих приключениях, подарила мне на память из остатков тканей, придуманных для спектакля «Рассказы Шукшина», замечательный художник Вита Севрюкова. Наша школьная учительница по математике говорила, встретив такую на ком-то из нас: 

– Пришел, вся рубашка в петухах!

А я, зная, что у Виты – большая коллекция разной старинной одежды и белья, пообещал ей подарить старинные съемные манжеты и воротнички, сохранившиеся у нас дома, моего дедушки. Накрахмаленные так, что кажутся сделанными из какого-то пластика, хотя пластмассу же изобрели много позже. Пообещал, но до сих пор еще не подарил. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
499
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
515
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
538
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
619

Другие новости