В магазинах аренды видеофильмов расположен огромный лабиринт из прозрачных квадратных аквариумов, наполненный разноцветными радостями сладкоежек. Фото автора
«Мне нужно спросить тебя кое о чем», – улыбаюсь я мужу, помешивая чай за субботним завтраком. «О чем?» – поднимает он взгляд от утренней газеты. – «О конфетах!» – «Ах, о конфетах? Ну, если и есть на свете человек, который знает толк в конфетах, так это я», – начинает смеяться мой муж Тэму и с радостью соглашается поговорить со мной о его сладкой жизни.
Когда мой финский тогда еще бойфренд первый раз пригласил меня в Хельсинки в кино, я была весьма удивлена тому, что после покупки билетов мы не встали по старинке в очередь за попкорном, а двинулись в находящийся по соседству пункт аренды видеофильмов, больше походящий на самом деле на конфетный рай. Скромные прилавки с кинофильмами затмевал огромный лабиринт из прозрачных квадратных аквариумов, наполненный всевозможными разноцветными радостями сладкоежек, от суфле, драже, маршмелоу и карамели до шоколадных батончиков и жевательного мармелада любого вкуса, цвета и размера. Цена формировалась в зависимости от веса, оставалось только взять бумажный пакет, ложку и пуститься на выбор своего уникального конфетного набора.
«Ты хочешь сказать, что за время, пока идет фильм, ты съешь пакет конфет?» – не поверила я. Но, как оказалось, он был в этом магазине не один, готовый на сахарное опьянение. Финны любого возраста бойко открывали нужные коробки с проверенными вкусами, тренированными движениями выбирали нужное им количество мармеладных мишек и быстро двигались к весам на кассе. Никто не брал много конфет впрок, это больше было похоже на обычный вечерний рацион за просмотром кино. Не чипсы, не попкорн – конфеты! Сейчас уже все фойе кинотеатров наполнены этими сладкими конфетными аквариумами, так что мармеладный пакет можно купить вместе с билетом в кино, но так было не всегда.
В 80-е годы в Финляндии дети имели доступ к шоколаду-мармеладу раз в неделю, ибо огромной популярностью у родителей пользовалась так называемая «конфетная суббота». Так, в долгожданный выходной дети получали уже собранный «субботний кулек», дополненный, например, вкладышем или наклейкой. По особым случаям можно было выбрать конфеты в киоске самому, но их всегда раскладывал по пакетам продавец за стеклом. В общем, конфеты являлись продуктом страсти мальчишек и девчонок, ради них они сдавали бутылки и вели два «накопительных счета», один назывался «карманные деньги», другой – «деньги конфетные».
Финны – нация конфетных экспертов со здоровыми зубами. Фото со страницы компании Halva в социальной сети Facebook |
А в середине 90-х в Финляндии случился конфетный бум. Можно лишь предположить, произошло ли это по причине экономического кризиса, который породил потребность в эндорфинах, или по причине появления знаменитых магазинов аренды видеофильмов Makuuni с открытым доступом к конфетам, но факт остается фактом: конфеты в жизни финнов заняли ведущие позиции.
Чтоб до конца понять финский вкус, надо иметь в виду, что половину из разноцветных конфет в пакете будут составлять черная лакрица и салмиаки. Подозрительные черные леденцы являются символом Финляндии, по ним скучают в длительных поездках и привозят их в качестве сувенира своим друзьям.
Лакричные конфеты производятся из корня солодки, изначально использовавшегося в медицине для лечения и профилактики кашля. Их сладко-кислый вкус не удается полюбить с первого раза, но, однажды распробовав, от него уже бывает трудно оторваться. Мягкая, тягучая, немного прилипающая к зубам лакричная палочка – очень сытная и во многом полезная конфета, которую я случайно нахожу то в бардачке нашей машины, то в кармане рюкзака и в других самых неожиданных местах. Лакрица должна быть у финна везде и всегда на всякий случай.
Салмиаки – это следующий этап познания финской души. Соленые конфеты. Салмиаки производят из хлорида аммония – белого кристаллического порошка без запаха, имеющего техническое название «нашатырь», а латинское – «sal ammoniacus», отсюда и название «салмиаки». Как и лакрица, пастилки из хлорида аммония стали продаваться поначалу в аптеках в качестве лекарства от кашля, но очень скоро салмиаки был запатентован как пищевая добавка, и лакричные конфеты пополнились новыми необычными вкусами. В первое знакомство с конфетами салмиаки этот вкус покажется вам крайне несимпатичным, вяжущим и чрезмерно густо-соленым, но после нескольких лет, проведенных в попытках понять и полюбить, когда вы вдруг окажетесь на ветреном холодном финском острове в колючих соленых брызгах моря, вас осенит, что это и есть тот самый вкус – грубый, мужской, сильный и чертовски свежий, вкус соленых капель на вашем языке, вышедший за рамки обычных конфетных стандартов. Вкус холодной дикой Скандинавии. Дайте салмиаки второй шанс, не пожалеете. Ну и третий, если понадобится.
«Ну а как же шоколад? – спрашиваю я Тэму. – У вас же есть легендарный «Фацер», великий и могучий!»
«Ну а что «Фацер»? А у вас есть «Красный Октябрь», – пожимает плечами он.
Для него знаменитая шоколадно-конфетная фабрика – это как бы стандартный образец качества и старая неизменная классика. «С такими стандартами, наверное, нужно быть очень избалованным», – думаю про себя я. А потом удивляюсь, когда узнаю, что одна из первых мармеладок, выпущенная Карлом Фацером в 1895-м (кстати, по русскому рецепту, привезенному им из Петербурга), до сих пор продается чуть ли не в той же обертке с рыжим лисенком на желтом фоне, и тогда я понимаю, что Тэму имел в виду. Сохранение традиций, рецептов и оформления сделали эти лисьи конфеты или синюю плитку шоколада вечными, универсальными, вневременными, тем, чем баловала тебя бабушка в своем старом деревянном доме, и тем, чем ты теперь балуешь своих детей.
Вообще, конечно, удивительно смотреть на финнов, когда они начинают говорить о конфетах или шоколаде. Их глаза загораются, они превращаются в настоящих критиков, готовых разбить в пух и прах один продукт или вручить медаль качества другому, от них не скроется ни один аспект. Рецептура лакрицы, ее цвет и упаковка могут вызвать целую дискуссию со сравнительным анализом ныне существующих или уже не продаваемых брендов. Финны – просто-таки нация конфетных экспертов, и, что интереснее всего, со здоровыми зубами. На этот вопрос я тоже получила ответ. Еще в 60-е годы финны с неистовством принялись за изучение еще одной пищевой добавки, березового сахара ксилита – натурального природного сахарозаменителя – и выяснили, что он чуть ли не до 70% снижает риск заболевания кариесом. С тех пор в Финляндии не продается ни один бренд жевательной резинки, не имеющий в составе ксилита, а зубной врач советует детям после каждого приема пищи лакомиться ксилитоловыми пастилками.
Вот она какая, сладкая жизнь!