Музей современного искусства Киасма – это стеклянные стены и крыша, пандусы из белого бетона, винтовые лестницы и неожиданные коридоры. Фото Ари Палма/Финская национальная галерея
– Скажите, а что, это тот самый Рембрандт? Тут написано «Рембрандт Харменс ван Рейн».
– Да, Рембрандт тот самый.
– Ну надо же! И что, прям подлинник висит?
– А сколько стоит эта картина Ван Гога?
– Скорее всего много миллионов.
– А сколько миллионов? Нет, ну хотя бы примерно?
Я уже год работаю в Национальной финской галерее музейным смотрителем и за это время научилась отвечать и не на такие вопросы.
– Простите, мне кажется, на этой картине Галена-Калеллы «Мальчик и ворон» в рисунке травы я вижу человеческое лицо, а вы? – спрашивает меня молодая девушка и сразу же краснеет.
Я не вижу. Но киваю и улыбаюсь. Иногда мне кажется, что мы стоим здесь в музейных залах в качестве психологов. Но приходят к нам на сеанс по большей части люди незаурядные, душевные.
– Я под впечатлением от пейзажей Мунка, – говорит мне тихая застенчивая женщина. – У вас русское имя? А можете меня учить русскому языку? Я живу во Франции, у меня там свой дом, приезжайте! – говорит она, записывая на бумаге свой е-мейл.
– Прекрасная выставка Картье-Брессона, просто прекрасная, – захлебывается другая девушка на английском языке, – я случайно пришла, а тут такое! Как сказать по-фински «прекрасно»? Научите меня.
Обучение туристов русскому или финскому языку, как видно, не последняя из обязанностей музейного работника. Кроме психолого-лингвистических навыков музейный смотритель проходит с гостем все этапы посещения музея. Сначала он встречает его в фойе и рассказывает о текущих выставках, лекциях и мастер-классах, направляет и ориентирует в здании, затем продает ему билет, отвечает на оставшиеся вопросы, помогает раздеться в гардеробе, следит за порядком в выставочных залах и, наконец, продает ему сувениры в музейном магазине. То есть деятельность музейного смотрителя здесь очень многосторонняя и разнообразная. Каждый день я меняю рабочую точку и иногда даже музейное здание.
В состав Финской национальной галереи входят три музея. Центральный художественный музей Финляндии Атенеум располагает самой большой в Финляндии коллекцией произведений искусства. Самый посещаемый в Хельсинки и Финляндии Музей современного искусства Киасма. Художественный музей Синебрюхова – единственный в Финляндии художественный музей, специализирующийся на творчестве старых европейских мастеров. Я работаю во всех этих музеях, и в каждом из них своя жизнь, свой ритм, свой запах, свой уклад.
Когда ты выбираешь свой музей, то становишься частью одного из сообществ. Фото из архива автора |
Музей Киасма выглядит как муравейник, его огромное пятиэтажное здание было построено в 1998 году американским архитектором Стивеном Холлом. Стеклянные стены и крыша, пандусы из белого бетона, винтовые лестницы, неожиданные коридоры и переходы, в первый раз это пространство совершенно запутывает тебя, попутно удивляя, раздражая или веселя экспонатами современного искусства. Здесь всегда много людей и шума, в частности, от работающих экранов с музыкой и инсталляциями. Главные посетители музея – молодежь, и в бесплатный день, который Киасма организует каждую первую пятницу месяца, по бетонным лабиринтам приходят побродить до 5 тыс. посетителей.
Атенеум – это классическая картинная галерея в монументальном здании конца XIX века. Парадная мраморная лестница, внутренние балконы, фланкированные колоннами, изящные кованые перила – соответствуя своему названию Атенеум (святилище богини Афины), музей предстает перед зрителем настоящим храмом искусств. Атенеум показывает самую полную коллекцию финского национального романтизма во главе с Аксели Галлен-Каллелой и Альбертом Эдельфельтом, а также знакомит с шедеврами европейской живописи: Гогеном, Ван Гогом, Сезанном и др., поэтому в Атенеуме всегда много туристов и школьных групп.
Самое главное в Музее Синебрюхова – это особый, неповторимый аромат старины. Бывший дом Павла и Фанни Синебрюховых сохранил прекрасные жилые интерьеры, и для меня настоящая магия, открывая музей, подниматься утром на второй этаж и распахивать одну за другой многочисленные двери в анфиладе комнат особняка, как какой-нибудь заправский лакей, и каждый раз ожидать встретить за следующей дверью господ-хозяев в столовой или кабинете. Музей Синебрюхова небольшой и уютный, сюда редко доходят туристы, несмотря на то что здесь висят картины «того самого» Рембрандта, а также Кранаха, Тьеполо, Коро и др.
При поступлении на работу в Национальную галерею один из этих музеев становится твоим «домашним музеем», в остальных работа появляется по мере надобности, в зависимости от объема выставок и вируса гриппа. Мой домашний музей – Атенеум. Вообще все это смахивает на факультеты школы Хогвартс с его домами Гриффиндора, Пуффендуя и Когтеврана. Когда ты выбираешь свой музей, то становишься частью одного из сообществ и определяешь свое внутреннее отношение.
Работники Киасмы все сплошь молодые хипстеры-студенты; музей работает в таком бешеном ритме, что здесь надо обладать хорошим запасом подвижности, энергии и способности улыбаться 5 тыс. раз в день. Здесь у каждого смотрителя в кармане хранится памятка о том, как включать и выключать многочисленные, порой замысловатые инсталляции, а по рации часто можно услышать о гостях, прокравшихся без билета. Жизнь в Киасме кипит и требует от работников работать в том же ритме, при этом внутренняя атмосфера очень расслабленная, современный музей не требует от тебя стоять вытянутым по струнке и делать замечания кричащим детям. В Атенеуме жизнь более размеренна. Работники здесь менее торопливы, их голоса вежливы, услужливы и негромки, осанка ровна, а любовь к классическому искусству безгранична. Обстановка в музее немного строже именно потому, что в «храме искусств» классическая живопись требует от зрителя тихого созерцания и приводит его к внутреннему отдохновению. Смотритель Атенеума всегда спокоен, он попал в этот музей осознанно, не случайно и верно служит задачам пропаганды искусства. Интимная атмосфера Музея Синебрюхова делает его работников буквально жителями этого дома. Средний возраст смотрителей здесь самый большой, они сердцем прикипели ко всем этим диванам, комодам и сервизам, и если не дай бог кто-то из посетителей попробует сесть на ампирное кресло, то в глазах смотрителя это – настоящее преступление. Здесь сохраняются как старые времена, так и старые нравы.
Часто я ловлю себя на мысли, что эти три музея совершенно логично расположены в пространстве города Хельсинки. За окном дома-усадьбы Синебрюховых раскинут чудесный уютный пейзажный парк, уводящий к знаменитым ландшафтным паркам классицизма, с просторными лужайками, искусственным прудиком, раскидистыми каштанами и водонапорной живописной башней на холме. Из окна Атенеума открывается вид уже на другой Хельсинки. Это начало XX века со страстью к независимости и индивидуальности, национальный театр, спроектированный в новейшем для того времени стиле модерн, каменная мостовая, центральный вокзал Сааринена, поезда и трамваи. Из окна Киасмы виден только что открытый современный комплекс Дома музыки, где днем и ночью собирается молодежь, в частности, для того, чтобы показать скейтборд-трюки на соседней с музеем рампе, покрытой разноцветными граффити.
Музеи, как центры силы, собирают вокруг себя правильное окружение, формируют городское пространство и как магниты притягивают к себе правильных людей. Каждый смотритель здесь на своем месте, и каждый в глубине души счастлив оставаться по вечерам наедине с Рембрандтом и здороваться по утрам с Модильяни.