А ведь наверняка и чиновникам, правда низшего уровня, приходится долго мерзнуть в таких очередях. Фото PhotoXPress.ru
Всякий раз, когда подхожу к своей станции метро, наблюдаю одну и ту же картину: на остановке стоит почти пустой трамвай, а рядом – толпа, сопоставимая с очередями во времена дефицита. Нет, внутри трамвайного вагона не раздают каких-то подарков и там не происходит съемка рекламного клипа. Это повседневность общественного транспорта в час пик, и люди спешат по своим делам – бабушкам и няням в школу нужно ребенка отвезти, кому-то доехать до рынка, а многим вообще удобнее доехать до места работы на трамвае, чем пытаться взять далеко не с первой попытки вход в вагон метро. Час пик в столичной подземке – занятие не для слабонервных.
Хотя в метро свои преимущества, не зря метрополитен рапортует о миллионах ежедневно перевозимых граждан и гостей российской столицы – можно доехать гораздо быстрее, потому что нет пробок, а в приложении Яндекса есть даже специальная программа, забив в которую маршруты, можно точно рассчитать время прибытия на нужную станцию.
На многих остановках наземного общественного транспорта в городе тоже есть электронные табло со временем прибытия: к примеру, № 219 – время ожидания 3 мин., № 670 – 8 мин. и т.д. Но зачастую на табло уже выставлено 00.00, то есть вот он, вожделенный автобус, уже должен стоять перед носом, а его все нет, не носа, автобуса...))) И нулевая отметка иногда может длиться 5–7 мин. Думаете, пробки тому виной? Нет, потому что усилиями московских властей выделенные полосы для общественного транспорта все-таки стали свободными даже в часы самого большого транспортного перегруза в столице. Нет, кажется, претензий и к тому, что общественного транспорта в Москве не хватает. Да и комфорта – как внутри, так и снаружи – действительно прибавилось: на многих остановках есть удобные скамейки, пластиковая крыша от дождя и снега, и даже, говорят, где-то уже включается бесплатный Wi-Fi. И все же причины для недовольства есть. Потому что, заботясь о своих пассажирах, транспортники по-прежнему им не доверяют. Иначе как объяснить, что пройти в трамвай, троллейбус и автобус можно только строго по одному, в переднюю дверь. Умножаем это на 50-метровую очередь из людей, каждый из которых должен приложить свою карточку к валидатору подле металлических турникетов. У кого-то она не срабатывает по нескольку раз, кто-то пытается купить одноразовую поездку у водителя, а какая-нибудь нерасторопная гражданка еще копошится в своей необъятной сумке, выискивая затерявшееся бумажное право на проход в теплое пространство трамвая или автобуса. А если к этому еще прибавить московские промозглые или, наоборот, морозные погоды? На людей просто жалко смотреть, они мерзнут, толкаются, кричат друг на друга, каждый боится, что не успеет зайти – а ну как водитель озвереет от бестолкового простоя и закроет двери раньше, чем все зайдут?! А иногда зайти вовнутрь нет просто физической возможности. У попавших вовнутрь нет ни сил, ни желания пройти дальше, до конца, и в итоге трамвай, автобус или троллейбус – без разницы, эта картинка применима к каждому из трех видов наземного транспорта – отходит с остановки полупустой.
Но ведь во всех остальных входах в транспорт есть, по крайней мере предполагаются, точно такие же валидаторы. И, по сути, все пассажиры могут войти в одновременно распахнутые три-четыре двери. И время на остановке существенно сократится, и толкучка не будет такой уж неприглядной. Но нет, повторюсь, доверия к априори несознательным пассажирам. Те, кто придумал такой жесткий проход на проезд, уверены, что каждый из нас – заведомый мошенник, и если не будет турникета (под которым, кстати, при желании бесплатно проехать пролезают даже очень здоровые дядьки), то мы все реализуем незаконное право зайца. Оттого и одна только дверь, а если еще в разгар критических часов в транспорт заходят контролеры?! Как правило, это рослые парни в фирменных теплых куртках, буквально расплющивающие своими объемами несчастных пассажиров по автобусным стеклам. Получается, уже двойной недоверительный прессинг, и потому нередкая картинка, когда, выходя, нет, не выходя, выстреливаясь из дверей автобуса (трамвая, троллейбуса), иной дедок просто плюет со всей страстью в сторону уходящего транспорта.
Те же рослые дядьки, проверяющие, и не по одному, стоят и после прохода через турникеты метрополитена. И тут тоже тотчас возникают круговороты: румяный молодец может долго и вдумчиво рассматривать пенсионную карту какой-нибудь женщины, внешне не выглядевшей на 55 и больше. А потом великодушно разрешает идти дальше. Хотя, наверное, недоверие в такой ситуации должно представительницам женской половины человечества нравиться: разве не приятно, когда посчитали, что ты выглядишь существенно моложе своих лет?
А потому, вдохновленная оценкой своей внешности, бежит женщина вприпрыжку за вот-вот уходящим поездом и с разбегу буквально впрыгивает в переполненный вагон. Ну право же, какая из нее пенсионерка?! Да на тебе пахать надо!
Этой фразе секретарши Верочки, сказанной в спину чересчур активной профсоюзной деятельницы Шуры из фильма «Служебный роман», уже без малого 40 лет. И она по-прежнему в ходу у той категории чиновников, которые во всех гражданах-просителях в социальных и иных учреждениях тоже видят потенциальных обманщиков. А потому отказывают в инвалидности человеку, года не прошло как перенесшему сложнейшую операцию на сердце. Ему, действительно достаточно молодцевато выглядевшему, так прямо и сказали на районной комиссии в одной из близлежащих к Москве областей: «Да на тебе еще пахать и пахать, зачем тебе группа? Иди, труд лечит». А он взял да и умер через несколько месяцев, сердце не выдержало… И с кого теперь спросить за грубость и вопиющее недоверие к отдельно взятому человеку?
Но мы – привычные. И если нас гонят в одну дверь, мы обязательно найдем другой выход. Например, если будем больше и внимательнее помогать друг другу. Хотя бы улыбкой!
Вот я вчера шла по улице – снег, ветер, зябко. И, в одной руке держа картонный стаканчик с кофе, пыталась надеть на другую перчатку. Как вы наверняка догадываетесь, помогая себе зубами. «Девушка, вам помочь?» – почти не дождавшись моего согласия, забрала у меня стаканчик с кофе совсем юная особа, до того явно торопившаяся куда-то, но затормозившая так стремительно, что от нас шарахнулось сразу двое мужчин, тоже спешивших куда-то.
И этой двойной радости – «девушка» плюс бескорыстность порыва – мне хватило на целый день. И даже сегодня я все еще говорю ей, моей незнакомке спасибо, потому что из таких замечательных уличных спасительниц со временем могут вырасти вполне себе порядочные чиновники, по-настоящему радеющие о благополучии граждан. И тогда в трамваях и автобусах станут раскрывать все двери!
И я в это верю!