Посещаемость в школах теперь контролируется при помощи электронных карт, которыми пользуются ученики.
Однажды мы потеряли классный журнал. Накануне родительского собрания, после какой-то решающей контрольной в конце четверти и, разумеется, не случайно. Потому что журнал – это серьезно. Он не терпел исправлений и не прощал ошибок. Оценка в журнале была навсегда, а без журнала ни одна оценка ни в какой контрольной вообще не имела смысла. Нет журнала – нет и оценок, решили мы и «потеряли» его. Тогда это казалось логичным. Сегодняшним школьникам с их электронными журналами и дневниками это скорее всего покажется странным. А лет через пять историю можно будет рассказывать как сказку о далеком-далеком прошлом. Ведь бумажного и аналогового в школах к тому времени может и вовсе не остаться.
Для школьников 90-х годов прошлого века урок информатики был почти праздником. Особенно если можно было включить компьютер, а не просто записывать под диктовку названия и функции клавиш в тетрадь. Со временем компьютеров в школах и дома стало больше, они перестали быть диковиной, но оставались скорее чем-то противоположным урокам и учебе, чем облегчающим жизнь школьникам, их учителям и родителям. Выучил уроки – можешь включить компьютер. Не выучил – останешься в наказание без виртуального мира. А вот частью повседневного реального мира московских школ и школьников современные технологии стали, кажется, не так уж и давно. Логика взрослых была простой: не можем вытащить детей из-за компьютера – начнем их учить с его помощью.
Для начала, решили взрослые, нужно сделать более удобным сам прием ребенка в школу, и придумали электронные заявления на Портале государственных и муниципальных услуг Москвы. Родителям необходимо только зарегистрироваться на портале, подать электронное заявление и выбрать одну школу из предложенного системой перечня. После этого через пять или даже меньше рабочих дней заявитель получит электронное письмо об условиях приема в школу, необходимых документах и сроках, в которые их нужно предоставить в школу, либо отказ в зачислении, если мест нет. Тогда нужно подать другое заявление и выбрать другую школу.
Второй важный шаг навстречу современным технологиям в школе случился, когда несколько лет назад компьютеры вышли за пределы кабинета информатики и трансформировались в первые интерактивные доски. Оказалось, с ними любой предмет может быть интересным и увлекательным: учителю проще привлечь внимание к материалу, детям – сосредоточиться на нем. Сегодня к интерактивным доскам в московских школах уже «привязывают» электронные учебники. Первые из них появились в шести столичных школах еще в 2014 году для 2,5 тыс. учащихся и 60 преподавателей. Теперь, кажется, каждый первоклашка без усилия понимает, как объединить планшет с электронными учебниками и интерактивную доску в сеть, воспользоваться гиперссылками учебника на встроенные энциклопедии и кросс-ссылками между разными его разделами. Никаких игр и свободного доступа в Интернет – компьютерные технологии теперь для учебы. Аудио- и видеоматериалы, графики, иллюстрации – и всё это ярко, быстро, просто и, что называется, одним кликом. И вместо полного портфеля тяжелых учебников всего один тонкий планшет. Свидетели появления самых первых компьютеров в школах даже представить такого не могли в этих стенах. Детям – здоровая осанка и радость, родителям и учителям – успеваемость: она в тестирующих электронные учебники московских школах в прошлом учебном году по некоторым предметам выросла на 10% и более: в школе № 1995, например, на уроках истории в седьмом классе – на 15%, химии в восьмом классе – на 8%, биологии в пятом классе – на 18%.
Дневник теперь нельзя потерять, а вот проверить его можно и на компьютере, и на смартфоне. Фото РИА Новости |
Но взрослые решили сделать школьный портфель еще легче и перевести в электронный формат самый главный в нем предмет – дневник. Его, конечно, не «потеряешь», как обычный, зато в нем можно вести личную страничку, общаться с одноклассниками, участвовать в обсуждении, обращаться к учителю с вопросами, проверять оценки и учиться из дома, когда болеешь. А еще с ним можно совсем не записывать домашнее задание – теперь учитель сам пришлет его с прикрепленными файлами, проконтролирует выполнение, оставит при необходимости комментарии или сообщения для с родителей. Электронный дневник упростил для педагогов и отчетность – с ним удобнее планировать и преобразовывать данные в таблицы. Родители при этом могут следить за успеваемостью ребенка в дневнике в режиме реального времени и даже по SMS, узнавать расписание и домашнее задание, удаленно участвовать в родительском собрании и узнавать о школьных мероприятиях. Отслеживать посещаемость и успеваемость каждого ученика с электронным дневником может даже самый занятой в школе человек – директор. Здесь же он может общаться с учителями, родителями и самими учениками.
Кстати, о посещаемости. Высокие технологии пришли и в эту сферу школьной повседневности. Уже к 2014 году почти у всех школьников столицы появилась электронная карта – что-то вроде визитки. Она служит электронным пропуском в школу и позволяет родителям даже на расстоянии контролировать вход и выход ребенка из школы, а школе – обезопасить себя от нежелательных посетителей. Радости сбежать с уроков современные школьники в отличие от их родителей, конечно, теперь не знают, зато родители точно знают, где ребенок и что с ним все в порядке.
Есть у карты и другая нужная функция: по ней можно оплачивать школьные обеды и отслеживать, получает ли ребенок льготное питание. Перечисленные родителями на карту деньги хранятся на лицевом счете в баллах. При этом родители всегда будут знать, как и на что ребенок их потратил – для этого достаточно выбрать удобный способ информирования: по SMS, по электронной почте или по запросу с мобильного телефона. Расход по карте можно уточнить и в личном кабинете на Портале госуслуг Москвы (PGU.MOS.RU) в разделе «Электронные услуги». В этом же разделе можно быстро и удобно пополнить баланс карты.