В ожидании теплых батарей… Фото Евгения Никитина
В последние две недели каждое утро начинается с робкой надежды: а вдруг? Конечно, чудес на свете не бывает – ну или почти не бывает, но все-таки…
Не тут-то было: батареи в комнате по-прежнему хранят ледяное молчание. Опять нет отопления! Опять! Опять! Опять! Да что ж это! Ааааа! «И не будет, чего волноваться попусту…» – философски замечает один из домочадцев и, кутаясь в одеяло, продолжает спать. Кот тоже приспособился: теперь большую часть дня он проводит в ванной комнате или в шкафу на стопке футболок – так теплее. Ночи он проводит на диване – так опять же теплее. Хотя и не совсем удобно: он усвоил привычку вытягиваться в длину не вдоль дивана, как люди, а поперек, так что нам приходится устраиваться на остатках спальной площади по-кошачьи калачиком, поджав ноги…
Кипя праведным гневом (но только в душе), тыкаю в телефонные кнопки: шесть-семь-семь-один… «А это город низкое давление дает», – пытается увильнуть диспетчерская. Как такое может быть: кухню «город» милостиво обогревает, одну комнату тоже, а другую – ну никак? Хотя – наверное, чтобы не заскучали от рутины – бывает, что отопление отсутствует во всей квартире. Явившийся по вызову слесарь – каждый раз разный – что-то «прогоняет» на чердаке и в подвале. Батареи громко урчат, нервируя кота, и в квартире воцаряется тепло… Но ненадолго. Каждый вечер батареи и стояки вновь остывают – неумолимо, как море в ноябре, чтобы к утру стать совсем ледяными, как в старой сказке про лисью и заячью избушки, и, как в старой и очень жизнеутверждающей песне, все опять повторилось сначала.
После нескольких таких прохладных вечеров, холодных утр и ночей и относительно теплых дней меня осенило, что кроме диспетчерской должны быть в природе и другие инстанции и службы, готовые прийти на помощь в заведомо проигрышной борьбе человека с батареями. Тварь я в конце концов дрожащая или право имею? В моем старорежимном детстве была емкая аббревиатура ЖЭК, а теперь… Где тут у нас районный сайт? Ага, «организации района», «жилищно-коммунальное хозяйство» – тепло, «дирекция единого заказчика» – еще теплее… Переход на сайт дирекции, которая превращается в некий «Жилищник»… Совсем горячо – отдел тепло-, водо- и электроснабжения! Добиваюсь телефонного сочувствия безымянной тепло-, водо- и электроснабженческой девушки: «Нет отопления? Да, это ужасно, я могу тоже позвонить в диспетчерскую… Но там у них занято… Ну, оставьте свой телефон…»
Телефон послушно оставляю, никто не звонит, а между тем ежевечерний сценарий с остывающими батареями воплощается в жизнь. Кот открывает лапой шкаф и исчезает в тряпичной теплоте. Теребить тепло-водо-и-прочее-отдел уже поздно: они работают до пяти. Пытаюсь прорваться на горячую линию Московской объединенной энергетической компании. Линия сразу обдает холодом, автоответчески сообщая, что по вопросам отопления в отдельных квартирах – это не к ним, а потом переходит на долгие безответные гудки…
А, вот он – еще один шанс: горячая линия мэрии, волшебные семь семерок, которые сулят решение разных проблем и избавление от разных напастей! Молодой человек Руслан испрашивает мои данные – ФИО, округ, улицу и т.д. – и обещает, что в ближайшее время мне обязательно помогут: на место приедет какой-то специалист, более компетентный, чем наши слесари, и все устроит. «В ближайшее – это когда?» – уточняю на всякий случай. Руслан уверяет, что все произойдет уже завтра, и все, включая кота, ложатся спать с оптимизмом.
...можно зайти довольно далеко. Иван Ендогуров. Зима. Возле костра. Харьковский художественный музей |
Утром я продолжаю лучиться оптимизмом – настолько, что манкирую ежеутренним звонком в диспетчерскую: зачем, если вот-вот появится прекрасный, аки принц, сказочно компетентный специалист, который одним могучим ударом волшебной палочки исцелит все трубы, стояки и батареи… Но ближе к обеду начинают одолевать сомнения: принц явно не скачет и даже не звонит. Снова кидаюсь к телефону, но родная диспетчерская, будто почуяв измену, вновь ссылается на «город», и в итоге я оказываюсь в совсем другой сказке – про разбитое корыто: ни сказочного принца, ни реального слесаря. Кот презрительно чихает и уходит греться в ванную.
На следующее безотопленческое утро действую умнее и опять начинаю с атаки на уж не спорящую со мной диспетчерскую. Тепло появляется – и так же исчезает с закатными солнечными лучами. В поисках спасения натыкаюсь на сайт Мосжилинспекции – что ж, вот и еще один шанс. Оставляю письменное на этот раз – я же журналист и верю в силу слов! – жалобное обращение, и тут же на электронную почту приходит ответ, что оно принято и ему присвоен пятизначный номер.
А параллельно пишу на сайт «Жилищника», после чего наше общение становится несколько более диалогичным: на ряд моих звонков «Жилищник» снисходит и отвечает одним своим. Девушка, из которой позднее мне удается вытянуть только имя – Катя, интересуется, не решилась ли проблема с отоплением: если да – то письменную жалобу нужно «закрыть». Но я-то знаю, что ждет мои батареи к вечеру. На следующий день Катя со вздохом соглашается, что надо что-то решать и даже собирается с этой целью позвонить некоему Диме.
А я, раздухарившись, снова набираю волшебные семь семерок, где на этот раз девушка Дарья не обещает никаких принцев, а спрашивает, обращалась ли я в свою диспетчерскую, в управляющую компанию, в районную управу и, наконец, префектуру. Уличенная в необращении в две последние инстанции, стыдливо записываю номер управы и звоню, как велено. Мое обращение принимают – хоть и без номера – и говорят, что все рассмотрят.
Правда, в этот день отопление стойко отсутствует уже во всей квартире, но теперь я не верю в сказочно-быстрые решения и изготавливаюсь ждать – терпеливо, как кот, устраивающий под столом засаду на проходящие ноги.
Вскоре терпение вознаграждается: на почту приходит письмо под загадочным названием «Смена статуса ЭДО». Отзывчивый почтовый робот на сей раз сообщает, что моя челобитная в Мосжилинспекцию принята «органом исполнительной власти к рассмотрению. Вашему обращению присвоен номер...» – две буквы и семь цифр с двумя дефисами и одной дробью (наверное, предыдущий пятизначный номер можно забыть?). И – главное – «о результатах рассмотрения вам будет сообщено в установленном законом порядке».
Закон и порядок – это прекрасно. Остается, кляня то ли дремучесть, то ли забывчивость, уточнить в Интернете, что такое загадочное ЭДО – электронный документооборот. Потом внимательно перечитать информацию для уважаемых посетителей: «работа с обращениями, поступившими в форме электронных документов, осуществляется в порядке, установленном для письменных обращений граждан. Срок рассмотрения 30 календарных дней». Подсчитать, что 30 календарных дней с середины октября придутся на середину ноября. Залезть на сайты погоды и посмотреть месячный прогноз, сулящий разные атмосферных явления, включая снег и минус 13. И успокоиться расхожей фразой, что синоптики всегда врут. Которая в данном случае как нельзя кстати.
Но ответ («Ответ автору», как значится в заголовке) о принятии мер приходит гораздо раньше, и почти одновременно с ним приходит тепло - почти двухнедельная борьба увенчалась успехом. Хотя кое-кто утверждает, что все образовалось бы само собой - нечего было и дергаться. Ну, это известное дело: враги человеку - домашние его. Кроме кота, разумеется.