Даже в самой яркой, талантливой группе... Фото Интерпресс/PhotoXpress.ru
Открываю недавно Facebook: прямо на меня выпрыгивает статья некой психологической дамы. Статья о том, что автор, будучи дипломированным психологом, помимо прочих мест, один день в неделю занят еще и в психиатрической больнице и там сталкивается частенько с жертвами разного рода тренингов, которые проводят не слишком сведущие в психологии люди, уверовавшие в то, что им есть что поведать миру, или, возможно, просто жаждущие денег.
Автор статьи пишет о том, что такие «вздрючивающие эмоции» тренинги ряду людей со, скажем так, пограничным состоянием психики попросту противопоказаны: часть этих граждан, побывав на таких мероприятиях, получает уже не пограничное состояние, а самое настоящее психическое расстройство, а некоторые и весьма острое. Все это происходит, по мнению автора статьи, из-за непрофессионализма ведущих тренингов, которые только называют себя дипломированными психологами, а на деле являются либо недоучками, либо и вовсе нигде не учились.
В середине 90-х все мы числились веселыми студентами и помимо основной учебы посещали некий тренинг по раскрытию творческих способностей. Основной фишкой автора тренинга было развитие пресловутого правого полушария, которое у большинства людей якобы функционирует не в полную силу, отчего человек оказывается лишен радости творчества, и прочее в таком духе.
Понятно, что в наше время труднее найти обычного инженера, чем человека, желающего провести с группой энтузиастов какой-никакой тренинг по раскрытию чего-либо (что потом зачастую оказывается хорошо бы закрыть, да только непонятно, как).
Но тогда, в 90-х, все это казалось в новинку, хорошо подавалось и продавалось. Тем более что автором тренинга была весьма яркая, харизматичная, обладающая лидерскими качествами и несомненными творческими способностями дама. Объективности ради следует сказать, что на другой стороне весов тоже было много чего: буйный, рвущийся наружу темперамент, некая женская недовостребованность, несмотря на имевшие место браки и наличие детей, огромная травма, связанная с утратой возможности реализовать себя в любимой профессии, и, как следствие, огромные комплексы.
Несбывшаяся профессия была связана с огнями рампы и бурными аплодисментами, поэтому в качестве компенсации дама окружила себя восторженно глядящими ей в рот и кивающими в ответ на каждое слово ученицами и принялась их развивать – по авторской методике.
На наших занятиях было много прекрасного – действительно прекрасного и достойного удивления. Дама прекрасно умела завораживать и вести за собой. Еще она умела виртуозно манипулировать. Все происходило на пределе эмоций и на максимально возможном градусе накала, как того требовала страстная натура автора. Были среди нас люди, которые действительно в первый раз в жизни взяли в руки кисть и поверили, что могут рисовать (напоминаю, что тогда еще каждый столб не украшало убедительное обещание научить вас рисовать за 1 день/неделю/месяц). Были те, кто впервые сложил строчку к строчке и получил стихи. Или впервые сам написал сказку. Мы фехтовали, скакали по сцене, произносили монологи, придумывали диалоги...
...психологические эксперименты могут закончиться очень печально. Фото Reuters |
Мы были яркой, талантливой группой: куда ни кинь – творческая личность. Папка со стихами, которые сочиняли девочки, у меня до сих пор бережно хранится. Нас даже на радио приглашали: что-то там такое мы вещали про полушария и менталитет, читали стихи, а потом была инсценировка – главу из моей «трагедии» озвучили профессиональные актеры под тягучую музыку. Я замирала от гордости и предчувствия славы. Жаль, кассета с записью передачи потом куда-то затерялась…
Забегая вперед, скажу, что были среди нас и граждане, которым вовсе не требовалось развивать правое полушарие, а наоборот – неплохо было бы заняться слегка подзаброшенным левым. Имелись, к сожалению, и те, кому, как метко выразилась психолог – автор статьи, с которой я начала рассказ, тренинги, «вздрючивающие эмоции», были попросту противопоказаны.
Мы об этом не знали. Не знала об этом и автор тренинга. Почему? Да хотя бы потому, что никакого психологического образования она не имела. Мы арендовали зал в каком-то районном психологическом центре, и хорошим тоном у нас считалось насмехаться над соседями-психологами: они-де и зашоренные, и малахольные, и «женщины трудной судьбы», и отрабатывают свои комплексы, и вообще малость не в себе. По правде сказать, многие из них и вправду производили такое впечатление – в отличие от нашей яркой, темпераментной и не обремененной психологическим багажом предводительницы.
Постепенно стали происходить не совсем понятные вещи: например, одна из ярких, талантливых и эмоциональных наших девочек начала жаловаться, что не может сориентироваться в метро – теряется, блуждает, попросту не понимает, где она находится. Наша преподаватель, помню, весело смеялась над «чудачествами» своей ученицы, обладательницы тонкой художественной натуры, а мы ей дружно вторили. Забегая вперед, скажу, что ничем хорошим и веселым это не кончилось: это и были настоящие симптомы заболевания, вызванного на свет непосильными эмоциональными перегрузками.
Курс был рассчитан на два года, но после летних каникул наши ряды заметно поредели. Многие из тех, у кого хорошо работало порицаемое нашей преподавательницей левое полушарие, а также не был задушен инстинкт самосохранения, нас покинули. Одна из девушек – очень сильная по конституции, уравновешенная и спокойная – на вопрос о причинах ее ухода ответила, что у нее попросту «крыша поехала», вследствие чего она побоялась продолжать заниматься.
И действительно: как потом выяснилось, у многих «крыша поехала» и многим было чего пугаться...
Потом начались некрасивые «терки» из-за денег: по этой самой методике мы работали с детишками, а зарплату отдавали в уплату за наше обучение. Расставались мы крайне недовольными друг другом...
Дама эта, широко известная в узких кругах, и посейчас ведет свои тренинги, да к тому же, кажется, написала книжку. Нашла как-то ее страничку в Живом Журнале, зашла, почитала, посмотрела видео – все те же речи, те же драматические паузы; похожие на нас, тогдашних, барышни с широко раскрытыми чистыми глазами мелко кивают и впитывают каждое слово...
Все описанное так живо всплыло в памяти, пока я читала вышеупомянутую статью, как будто это случилось вчера. Автор – дипломированный специалист – особенно напирала на то, как мало у нас настоящих, сертифицированных психологов и как много шарлатанов, дерзающих залезать в такие дебри, откуда некоторым из их клиентов без сильнодействующих медикаментов вкупе с койкой в стационаре уже не удается выбраться.
Я читала, кивала головой в знак согласия и уже готовилась поместить в комментариях рассказ о своем опыте – этот самый, которым только что вас потчевала.
Потом я дочитала до конца. В титрах стояла фамилия автора статьи, рядом помещались внушительные титулы и регалии. Комментарий я писать не стала: думаю, вы уже и сами догадались почему... Да-да, это была именно она: наш незабвенный преподаватель, создатель уникальной авторской методики.