Гости Comic Con Russia смогли почувствовать себя супергероями в реальной жизни.
«Назгулы тоже курят», – флегматично замечает парень, который косплеит Джокера в больничном халате, и затягивается. Назгулы действительно курят, перебрасываясь словами. Неподалеку – экзорцист Джон Константин из комикса Hellblazer. Дымит вслед за прототипом, хотя внешне больше похож на версию из закрытого сериала-экранизации, где Константин по правилам телевидения сначала только щелкал зажигалкой. Вторая выставка Comic Con Russia, сдвоенная с «Игромиром», который проходит уже в десятый раз, дарит много анекдотов. Вот мужчина в костюме Марио надевает в туалете линзы. Или Ведьмак пьет кока-колу. Или юноша в костюме Человека-паука, пришедший на презентацию комиксов «Секс-преступники» и «Дэдпул уничтожает литературу», когда Дэдпул заявляет, что у него чувство юмора лучше, чем у Спайди, громко кричит со своего ряда: «Я смешно шучу!» Вдобавок это просто рай для фотографов. «Игромир» / Comic Con можно описать через базовые заклинания: много косплееров, звезд Youtube, радостных людей в футболках с лого популярных игр, сериалов или героев комиксов, мириады снимков, запечатленных на фотоаппараты или мобильные телефоны (палкам для селфи тоже нет числа). Вероятно, чьи-то социальные сети просто ломились от подробностей, кто был и что было на российском Comic Con. А начать лучше с того, чего не было.
Это действительно странно объяснять, что с людьми, приехавшими в «Крокус Экспо», все нормально, во всяком случае – по большей части. Это не четырехдневный детский утренник, где одни подростки в костюмах героев игр, фильмов, сериалов и комиксов самозабвенно притворяются персонажами иных миров, а другие им подыгрывают и радостно фотографируются. Когда-то братский «Игромир» проводился на ВДНХ и его можно было назвать демонстрацией достижений отечественного игрового хозяйства. Место дислокации поменялось, но принцип тот же: Comic Con – это место сбора и переклички большинства российских заведений и компаний, работающих с гик-культурой, – от скромных хэнд-мэйд магазинчиков, комикс-издательств или служб по трансляции западных сериалов, которые смотрят запоем и взрослые, и дети, до стенда кинокомпании, прокатывающей потенциальный блокбастер «Дэдпул» с Райаном Рэйнолдсом. Вероятно, по этому поводу косплееров в костюмах Дэдпула было, кажется, больше прочих – потеснились даже Джокеры и Человеки-пауки.
Актер Альфи Аллен (Теон Грейджой из «Игры престолов») стал специальным гостем фестиваля. Фото автора |
Бесконечное упоминание Дэдпула не случайно, он выступает идеальной иллюстрацией для Comic Con Russia. Полубезумный и почти бессмертный наемник из вселенной Marvel, он знает, что является героем комикса. Дэдпул обращается к читателю, рушит «четвертую стену» и даже пытается разрубить эту чертову цепь, согласно которой персонажи не умирают окончательно, а бесконечно возрождаются – в новом обличии, при помощи магии, да мало ли еще способов, чтобы не терять фанатов. Довольно-таки брехтовский персонаж. Косплееры и люди в смешных шапках, в общем-то, тоже: они прекрасно понимают свою роль и как выглядит человек в гриме зомби с энергетиком или бургером в руке.
Если уж убивать двух зайцев еще существующего предубеждения сразу, то комиксы – это не только для детей и не только про супергероев (удивительно, для скольких еще людей этот трюизм – открытие Америки). Например, на стенде магазина «Чук и Гик» – вероятно, самой известной комикс-точки в Москве – можно было заметить увесистый томик «Мауса» Арта Шпигельмана – почти наивно нарисованной истории про холокост, где Шпигельман пересказывает жуткую биографию отца, используя при этом в качестве персонажей кошек (фашисты) и мышей (евреи). Комикс получил Пулитцеровскую премию, и его, пожалуй, стоит проходить в школе. Есть примеры более свежие, но не столь серьезные: например, «Соколиный глаз» (Hawkeye) Мэтта Фрэкшна – находчивая история про скучные будни супергероя без особых способностей, которая читается как мытарства лузера в большом городе – сюжет любого вашего любимого ситкома. Кстати, во время Comic Con торговец комиксами находчиво предлагал девушке: «Возьмите «Хоукая», у вас футболка фиолетово-черная – цвета Соколиного глаза». Девушка, оказавшаяся англичанкой, задумчиво посмотрела на комикс, потом на юношу за прилавком, сказала спутнику: «Nice» – и с улыбкой пошла дальше.
Улыбок, на что также принято делать акцент, было немало: в компании Финна и Джейка, на Железном троне Вестероса, даже в очередях к видеоиграм, но больше всего, конечно, рядом со сценой, где выступали специальные гости выставки – Альфи Аллен (Теон Грейджой из «Игры престолов»), Саммер Глау («Светлячок» и «Терминатор: Битва за будущее»), Тришиа Хелфер («Звездный крейсер «Галактика») и Энтони Дэниэлс, известный ролью C-3PO в «Звездных войнах». Купив специальный билет, счастливчики могли постоять в очереди к любимому актеру, получить автограф и сделать фото в специальной комнатке. Желающих было немало.
И тут начинается моя рассинхронизация с праздником гик-культуры, с ощущением, что это искрящийся рынок где-то на Татуине или переполненные улочки вымышленного града в экранизации «Хэллбоя», полный приятных мелочей Косой переулок или просто пестрое место с высокой концентрацией единомышленников или людей, увлекающихся чем-то близким. (Да, сравнения так себе, но в потоке ярких людей нечто подобное и ощущаешь.) Кажется, в первую очередь Comic Con – это рекламная площадка (было бы странно, если бы его так вообще не использовали), где крутят трейлеры, которые уже есть в Интернете, где магазины, ежедневно работающие в Москве, собираются в одном месте (для ленивых), где громко подогревают толпу к выходу Альфи Аллена, а потом задают ему подряд три вопроса, мол, как же это он умудряется играть такого сломленного персонажа, как Теон «Вонючка» Грейджой, и тот находит в себе запасы фантазии отвечать на этот поток изобретательности по-разному.
Конечно, это все болезнь роста – людей, любящих комиксы, косплей, игры и сериалы, заметили, им выделили четыре зала, и в будущем, надо думать, приедут еще более крупные звезды как из мира кино, так и из комикс-индустрии, чтобы посидеть на «Аллее авторов», подписать свои работы и перекинуться парой слов с поклонниками. А те, кто приехал за автографом Саммер Глау, может, были шокированы трейлером «Бэтмен против Супермена» (ну не все же их смотрят в Интернете) или узнали про существование настоящего магазина комиксов, еще не такого, как в Европе или Америке, но все же, или сели с друзьями опробовать неизвестную настольную игру – и полюбили всем сердцем. И тут уже надо набраться терпения – на голой земле выживает и растет только Безумный Макс. С другой стороны, перед глазами гремит «Игромир», все то же царство очередей, кибер-спорта и невероятно длинноногих девушек, которые, подобно сиренам, завлекают кого-то во что-то поиграть. Десять лет назад, на первом «Игромире», было примерно то же, только тогда еще в толпу бросали значки, а слово «халява» не носилось в воздухе с таким трепетом неудовлетворения (халява, приди!). Иногда даже закрадываются мысли, а не слишком ли я стар для этой кутерьмы (на самом деле нет). Тем не менее приятно было окунуться в этот водоворот. Тем не менее я покидаю станцию «Мякинино», которую, кажется, от Москвы отделяют Нарния, Мордор и Узкое море, со свеженьким комиксом «Секс-преступники» под мышкой и мыслью в следующем году вернуться вновь – вдруг будет больше приятных мелочей.