Прекрасно сохранившийся исторический центр – одна из многих причин посетить Таллин. Фото автора
Мы с Ингрид сидим в кафе в центре Хельсинки и за чашкой горячего чая планируем идеальный уик-энд в Таллине. Ингрид эстонка и бывает в Таллине очень часто, поэтому я выпытываю у нее все секреты одного из любимых отдыхов финнов.
Полюбить поездки в Таллин совсем не трудно. От Хельсинки его отделяет всего 80 км Финского залива, и в хорошую погоду с помощью бинокля эстонский берег даже можно увидеть с высоты, например, шестиэтажного дома на набережной. Это расстояние бизнес-вертолет преодолевает за 18 минут, самый быстрый катер – за полтора часа и огромные многоэтажные паромы – не дольше чем за 3 часа.
Вертолет – дело недешевое, но очень удобное для бизнес-встреч. В 2000–2005 годах между двумя столицами работало регулярное вертолетное сообщение и было перевезено около 75 тыс. пассажиров, но в августе 2005 года произошла страшная авиакатастрофа, унесшая на дно Балтики вертолет вместе с экипажем и путешественниками, и с тех пор вертолетная транспортная компания несет одни убытки и каждый год закрывает маршрутное движение за нерентабельностью. Люди предпочитают корабли.
Пароходное сообщение на этом промежутке Балтики весьма разнообразно, но самой большой популярностью пользуются круизные паромы примерно на 2,5 тыс. пасссажиров, имеющие на своем борту всевозможные развлечения и удовольствия, так что некоторые постоянные клиенты даже не сходят на берег Таллина за время однодневного круиза, им и на корабле хорошо. А на борту уже в 8 часов утра вас встретит живой музыкальный концерт, множество ресторанов и, конечно, магазин DUTY FREE. Для любителей веселого плавания открыто караоке и казино, некоторые корабли оборудованы сауной и даже кинозалами с последними новинками из мира кино. Любящим уединение можно читать книгу на ветреной палубе или в конце концов спать в каюте. Но уединенный отдых это не про паром. На три часа пути каюта стоит примерно так же, как стоит сам билет, и в ней собственно нет надобности, поэтому люди попадают в объятия огромного гиганта развлечений и обречены на шум и трату денег. Ингрид знает на каждом корабле тайные уединенные уголки со свободными диванчиками, а тот, кто не знает, коротает время прямо на полу, лежа на своих рюкзаках и сумках.
По прибытии в Таллин первое место, куда спешат туристы, это, конечно, старый город. Прекрасно сохранившийся исторический центр североевропейского торгового города включен в список наследия ЮНЕСКО и непременно заслуживает неспешной прогулки по всем его узким улочкам с известняковыми домами, покрытыми яркими красными крышами. Также Ингрид советует не пропустить кусочки современного Таллина и посетить дизайнерские районы Uusmaailm и Kalamaja, где сосредоточена живая молодежная жизнь города. Здесь проводятся разнообразные ежегодные фестивали – то музыки, то танца, то еды. И здесь же располагаются бутики молодых эстонских дизайнерских марок одежды и магазинов местной натуральной косметики.
Самый большой пригородный район Таллина Каламая – место проведения многочисленных фестивалей еды. |
Но профессиональные туристы – финны – едут обычно в Таллин не за этим, они едут за услугами. На первом месте по популярности – спа-туры. Разнообразные массажи, маски и обертывания стоят в Эстонии в разы дешевле и в связи с этим в зимне-осенний сезон страшно популярны. Ингрид удивляет меня рассказами, что сауна в Эстонии распространена так же, как и у соседей, видимо, эта деталь крепко связывает два народа и позволяет чувствовать себя в гостях как дома. В любом случае спа-уик-энд в Таллине стал одной из самых популярных тем девичника или медового месяца для жителей Хельсинки.
Следующим туром по популярности среди финнов является, конечно, шопинг. Один раз мы провели выходные в Таллине в музеях и на набережных, где ни разу не слышали финской речи, а потом зашли в многоэтажный торговый центр и поняли, где финны прятались все это время. А самую мою любимую историю про эстонский шопинг мне рассказал коллега. Когда он по традиции в один из выходных гостил в Таллине, в одном магазинчике нашел совершенно бесподобные, по его мнению, бокалы из синего стекла с резьбой, на высокой ножке и, конечно, за небольшую цену по финским меркам. Счастливый и довольный, он купил два бокала, а по возвращении в Хельсинки не спал всю ночь и мучился, что мало взял. На следующий день мой друг снова пошел в порт, благо оставался еще один выходной день, и теперь уже скупил все оставшиеся в магазине Таллина бокалы. Вот именно это и называется шопинг-туризм.
«Какие же сувениры везти из Таллина?» – расспрашиваю я Ингрид. И она увлеченно рассказывает мне про войлочные и деревянные товары, про янтарь и эстонскую шоколадную фабрику, про богатство и разнообразие местных тканей и натуральной косметики. Но главным сувениром из Таллина для финнов все-таки остается алкоголь. Держа путь обратно на паром в Хельсинки, вы наткнетесь на вереницу мужчин и женщин разного возраста и статуса с тележками, заполненными коробками пива, сидра, джин-тоника и прочей алкогольной продукции. Зрелище это меня всегда поражает и, конечно, является одной из главных тем насмешек эстонцев над финнами. В порту даже существует такая услуга: нужное количество алкоголя можно заказать и оплатить по Интернету и заказ доставят прямо к парому к твоей машине или тележке. Как бы смешно это ни выглядело, такие поездки в Таллин за алкоголем, к примеру, для многолюдной свадьбы, позволяют сэкономить до сотни евро, но, думаю, важнее всего процесс, ведь всегда интереснее тратить деньги в путешествии.
Так Таллин заманивает к себе гостей, кого-то фотогеничными черепичными крышами, кого-то концентрированным запахом сирени на променаде вдоль набережной, кого-то бойкими выставками современного искусства в местном художественном музее KUMU, а кого-то сладким шампанским в пузырях джакузи после массажных процедур. И гости едут. Держись, Таллин!