Музей Элвиса Пресли и сегодня привлекает тысячи фанатов. Фото Reuters
Георгий Соснин и Наталья (Бетти) Леонова уже несколько лет доказывают московской публике, что рок-н-ролл не только жив, но и является вечным источником радости, которым грех не воспользоваться. Они танцуют на концертах московских групп, на открытых площадках, показывают движения всем желающим и вдохновляют тех, кто пока не решается выйти на сцену.
С этой парой мы познакомились в клубе на танцполе. Вернее, танцевали они, а я только смотрела на них с восхищением и немного с завистью, а сама выходить стеснялась. Ему – 73, ей – 80, Элвису Пресли в этом году тоже исполнилось бы 80, и ему их ритм-н-блюз точно понравился бы.
«Я тоже поначалу смущалась, – говорит Наталья. – Дома всегда могла танцевать запросто, но о публичных выступлениях не смела и подумать! Когда мы в первый раз с Георгием оказались в парке на танцплощадке, я долго отказывалась выходить. Но он меня вытащил. И оказалось, что нужно было только начать».
О своем двойном имени она рассказывает просто: «Мой папа был главным художником Дулевского фарфорового завода. И он захотел меня назвать Беатриче. Так я стала Бетти. Но когда пошла в школу, почему-то запротестовала и просила поменять имя. По документам осталась Бетти, но для меня это скорее творческий псевдоним».
Георгий с Натальей начали танцевать три года назад на кухне. Хотя для него эта история началась гораздо раньше.
«После Московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году в СССР появилась заграничная музыка: блюз, ритм-н-блюз, рок-н-ролл – и это через четыре года после смерти Сталина! Меня, 15-летнего, эти мелодии поразили. Прошло почти 60 лет, но при звуках этой музыки у меня до сих пор закипает кровь, – говорит он. – Уже в 60-е годы, в мои студенческие времена, я видел, как на вечерах танцевали иностранные студенты, кое-что сумел повторить и заучить. Однажды в общежитии МГУ, а я учился тогда на химфаке, появились два советских педагога – мужчина 60 лет и женщина 25 лет. Они провели несколько занятий, обучили студентов, в том числе и меня, некоторым танцам под песни Элвиса Пресли».
После университета Георгий оказался в городе Иванове, где работал техником-химиком на химзаводе и запускал производство моющих веществ для дегазации, обеззараживания зданий и домов. «Время было напряженное, все опасались новой войны, и такие растворы были нужны», – рассказывает он. Впрочем, его любви к ритм-н-блюзу и буги-вуги железный занавес не мешал. Почти.
Эти российские поклонники рок-н-ролла уже перешагнули семидесятилетнюю черту. Фото Романа Фрога |
«Как-то на танцевальном вечере в Иванове в Театре оперетты я танцевал с дамой твист. Меня схватил за рукав пиджака здоровенный мужик и потащил из зала прочь. Я сопротивлялся, рукав пиджака порвался. Он затащил меня в какой-то кабинет и кричит: «За что я воевал?» Бить не стал, вытолкал на улицу. Деньги, потраченные на покупку билета и ремонт пиджака, не предлагал. Потом узнал я: ущерб мне причинил замдиректора театра по фамилии Кучер», – вспоминает он.
У Натальи Леоновой обошлось без подобных происшествий – она училась в педагогическом институте, работала в начальной школе, танцами специально нигде не занималась, хотя танцевать любила. Вышла замуж за участника войны и прожила с ним 40 лет. Ритм-н-блюз с Георгием на кухне начался уже позже. «Я стала веселой вдовой, – смеется она. – Внук, ему 11 лет, на днях включил мне твист, и я показывала ему движения».
Георгий говорит, что до встречи с ней долго страдал и не мог найти подходящую танцевальную пару. Хотя силу воздействия танца на окружающих понял уже давно.
«В 2000 году на физкультурной площадке Измайловского парка я после спортивных занятий повторял ритм-н-блюзовые движения. Ко мне подошел молодой отец с младенцем в коляске и сразу, без приветствия, спросил: «Что это было?» Я ответил: «Это народный танец буги-вуги». Он был впечатлен настолько, что даже не смог найти слов», – рассказывает Георгий. Вместе с Натальей он восстановил и разучил несколько танцев, и теперь пара заражает своей энергией и любовью к музыке всех, кто оказывается поблизости.
«В конце 50-х годов появились два новых ритм-н-блюзовых танца, считаю правильными их названия Пресли-бит и Элвис-твист, – говорит Георгий. – Мелодий для них сочинено много, но после 60-х годов танцующих их не видно. Мы решили не допустить исчезновения этих танцев из публичной жизни и при возможности их показать выходим и танцуем. После концертов к нам иногда подходят зрители и спрашивают, где мы научились танцевать, где можно научиться. Мы готовы учить и показывать движения. И даже могли бы сделать это организованно, если бы какой-нибудь клуб предоставил площадку».
Кучеров, говорит Георгий, они с Натальей больше не встречали. Но прошлое иногда переплетается с настоящим весьма причудливо. «Весной 2014 года нас пригласили на Московский фестиваль народного музыкального песенного творчества в танцевальную массовку, и мы с удовольствием выступили. А раньше на этой территории, в этом здании, был круглосуточный Московский шинный завод, где я с 1971 года работал мастером. И вот случилось через 43 года танцевать в этом месте ритм-н-блюзовые танцы. Жить стало веселей!» – шутит он.
Когда же говорит о ней, становится серьезным. И очень нежным: «Вот она танцует, я держу ее в 20 сантиметрах от себя и думаю: «Дурак, скажи, что ты сейчас чувствуешь!» И говорю: «Наталья Петровна, вы сейчас выглядите как молодая девушка!» Такое у меня ощущение. Вижу, как она в танце меняется. У нее настроение 17–18-летней девчонки. И это все ритм-н-блюз».