Белая береза под моим окном... Фото предоставлено ДМШ № 16 г. Няндомы
Музыкальная школа – единственная в городе Няндома Архангельской области, где я выросла, – находилась, по детским меркам, далеко от дома. Помню как сейчас: целых четыре остановки на «единице» или пять на «шестерке». Это было двухэтажное деревянное здание, сама школа находилась на втором этаже – первый занимали сберкасса и квартиры. Наверх вела крутая, почти под прямым углом лестница – она для меня навсегда останется символом школы. В здании было печное отопление. Наша техничка, Нина Ивановна, жила здесь же – ее комнатка была рядом с классом музыкально-теоретических дисциплин, он же служил и залом для академических концертов. Рано утром Нина Ивановна шла за дровами (в лихие 90-е их, разумеется, воровали, что доставляло дирекции массу хлопот) на улицу, где был сарай, и топила печи. Несколько «ходок» по той самой лестнице. Впрочем, в морозы все равно было холодно, особенно если занятия проходили в первую смену, с утра. Да, туалет был деревенский, со всеми прелестями – хоть находился он и не на улице, но не отапливался. Впрочем, дети неудобств совершенно не замечают, напротив – поход в музыкальную школу воспринимался скорее как приключение, а по прошествии семи лет стал неотъемлемой частью жизни.
Стены украшали фотографии педагогов с учениками. И непременно – состав политбюро. Почему-то самое большое уважение из всех мне внушал Андрей Андреевич Громыко – неплохой выбор, как я потом поняла.
Изменения в жизни школы начались после перестройки. Постепенно съехали жильцы, закрылась сберкасса – и школе отошло все здание. Когда Горбачев распустил КПСС, закрылись и райкомы, соответственно освободились их здания. А в Каргополе, старинном городе, что находится в 80 км, повезло музыкальной школе, она переехала в бывший райком. «Версаль!» – думали мы, когда приезжали туда выступать. Огромный зал с роялем не шел ни в какое в сравнение с нашим классом по сольфеджио, где теснилось черное (мы тогда делили инструменты на старорежимные «черные» и современные «лакированные») пианино. Наверное, тогда у моей мамы Людмилы Анатольевны, которая стала директором школы, зародилась мысль о том, что школе нужен новый дом. Но шли 90-е, и тогда ни о каких стройках и речи не было – надо было спасать дрова! И добиваться выплаты зарплаты педагогам. А подходящего варианта для переезда в городе не было. Тем не менее задачу-минимум новый директор выполнила: добилась переустройства первого этажа в концертный зал, пусть и крохотный, и нашла возможность приобрести рояль. Поколение моей младшей сестры Наташи уже играло зачеты и давало концерты здесь. Тогда же стали приезжать и музыканты – из Архангельска, Вологды, даже Москвы. Мои знакомые московские музыканты из Ансамбля современной музыки отзывались с восторгом – не дежурным (!): действительно, несколько снобистский столичный взгляд ломался об искренний прием и профессионализм. Концерты даже самой сложной музыки проходили с полной отдачей публики – это музыканты всегда чувствуют, поэтому Няндома теперь входит в их ежегодный маршрутный лист.
Директор ведет экскурсию по новой школе. Фото Сергея Иванова с сайта www.new-nyandoma.ru |
Тучные нулевые дали возможность начать разговор о строительстве новой школы. Впрочем, в Няндоме «тучиться» было особо нечему: градообразующее предприятие – железная дорога, фабрик-заводов-газет-пароходов здесь не было и нет, так что возможности опереться на большой бизнес не было. А малый помогал и помогает всегда – чем может, но понятно, что в вопросах строительства положиться можно было только на государство. Когда мама сказала, что начинает заниматься этим проектом, у меня волосы на голове встали дыбом, почти буквально. Я уже жила в Москве и примерно представляла, что такое стройка. Аргументы – тебя обворуют и отнимут здоровье – не работали. Мама моя из той редкой категории людей, которые умеют добиваться поставленной цели. Альтруист. В помощь была ее кристально чистая репутация – профессиональная и человеческая. Ни с одного конкурса – от регионального до международного – ученики Няндомской музыкальной школы не уезжали без лауреатских дипломов, оставляя позади конкурентов из столиц или крупных областных центров. Так в стране и за ее пределами дети славили и свой маленький город.
В общем, поставленной цели моя мама достигла за 10 лет: 1 сентября ученики пойдут уже в новое здание, без преувеличения самое красивое в городе. Бывшая музыкальная школа стала Детской школой искусств. Здесь просторные и светлые классы, комфортные зоны отдыха, зона хореографии с собственными душевыми, художники обзавелись подсобными помещениями. Благородный, в классическом стиле Малый зал и вместительный, амфитеатром, Большой. Новая, с иголочки, мебель и новые фортепиано, в школе появился концертный рояль Kawai (это инструмент высшего пилотажа).
Как вы понимаете, все эти 10 лет наша семья была погружена в процесс оформления земли, переноса теплотрассы, выбора архитектора, создания проекта, его согласования, выбивания денег на строительство и т.д. и т.п. Тендеры, закупки – все, вплоть до выбора светильников и покупки лампочек – все сама, с бухгалтером, никакой команды, штаба не было на этом проекте и в помине.
В качестве отступления расскажу об одном случае. Как-то в редакцию позвонил представитель одного московского музыкального коллектива с просьбой о помощи. В начале 2000-х Лужков выделил им особняк в центре города, но из-за волокиты с ремонтом памятника архитектуры коллектив так и вынужден ютиться в тесном помещении на отшибе. Помогите! Я рассказала своему собеседнику вкратце историю, которую описала выше, тема была исчерпана.
Если не ошибаюсь, за это время трижды сменился губернатор – а за ним и кабинет министров, и каждый раз нужно было заново выстраивать отношения. Нынешний глава области Игорь Орлов взял проект под свой личный контроль. В ближайшее воскресенье он лично разрежет заветную ленточку, которая (уже формально) отделяет мечту моей мамы от реальности. Горжусь.