Поздравив зрителей с открытием циркового фестиваля, слониха Ранга с чувством хорошо исполненного долга ушла по улице в свое стойло.
Без фокусов
В 1936 году на экраны вышел советский фильм с простым названием «Цирк». (Название, кстати, режиссер Григорий Александров ничтоже сумняшеся позаимствовал у своего друга Чарли Чаплина.) В фильме рассказывалось о том, как американская артистка Мэрион Диксон, мать чернокожего ребенка, приехала на гастроли в Советский Союз и была покорена тем обстоятельством, что здесь не существует расовых предрассудков.
«Цирк» с первых дней получил большую популярность, газеты откликались на него восторженными рецензиями.
Помимо рецензий многие газеты публиковали отзывы зрителей. Если в центральных газетах читательские письма редактировались, то в периферийных о стиле подобных посланий заботились меньше – печатали с колес. Среди них попадались весьма курьезные. Особенно могло насмешить одобрительное письмо, опубликованное в газете «Ударник» города Котельнич Кировской области, кончавшееся фразой: «Сама обстановка советского цирка вскоре заставляет Диксон понять нашу социалистическую родину».
По большому счету в этой фразе нет ничего смешного. Действительно, в обиходе сравнение с цирком чаще всего носит негативный оттенок, отсылает к поступкам и обстоятельствам нелепым, даже дурацким. На самом деле в цирках работают ловкие и физически сильные люди, у которых все рассчитано до мелочей. Цирк не приемлет подделок, муляжей и прочих, простите за каламбур, фокусов. Это лишний раз подтвердил проходивший в Сочи фестиваль, посвященный вручению первой международной премии циркового искусства «Мастер».
Дюжина неизвестных
Вы даже не представляете, какое количество профессиональных премий существует на белом свете. Не было только своей премии у деятелей цирка. Это обстоятельство очень тяготило президента объединения «Росгосцирк» Вадима Гаглоева. Путь от замысла до воплощения был нелегок. Приходилось, что называется, пробивать проект в разных инстанциях – доказывать, убеждать, просить, рассылать бумаги, подвергаться насмешкам.
Новая Международная профессиональная цирковая премия «Мастер» присуждается по 12 номинациям. Местом вручения, ко всеобщему удовольствию, был выбран культовый черноморский курорт Сочи. Помимо всего прочего, при выборе места подведения итогов организаторы учитывали тот факт, что летом здесь много отдыхающих с детьми. Однако по ходу дела во время предшествующего церемонии вручения трехдневного фестиваля муссировался вопрос: цирк – это искусство для детей или для взрослых?
Для репетиций использовался каждый свободный пятачок. Фото автора |
«Лошадку жалко»
В фестивальных кругах быстро разошлась история про девочку, которая неожиданно заплакала после демонстрации конного аттракциона. На вопрос о причине ответила: «Лошадку жалко». Впечатлительный ребенок живо представил себе, какими способами дрессировщик заставляет животное выполнять несвойственные ему функции. Вероятно, на него угрожающе кричат, хлещут ремнем, лишают завтрака, не пускают гулять…
У этой девочки немало единомышленников среди взрослых. Тут еще подливают масла в огонь гринписовцы. Поддавшись на их уговоры, известный канадский цирк «Дю Солей» вообще не работает с животными.
У российского цирка другие традиции. Здесь дрессированные животные – коронный номер каждого представления: собачки ли демонстрируют арифметические способности, медведи ли катаются на велосипедах (сейчас и на скутерах), лошади ли танцуют.
Ревнители экологии отрицательно относятся к содержанию животных в неволе. Понять их логику можно. Но – за свои страдания цирковые имеют некоторые преференции: кормление, витамины, ветеринарный надзор… Как утверждают специальные исследования, животные, работающие (без всяких кавычек) в цирках (как, впрочем, и находящиеся в зоопарках), живут раза в полтора дольше, чем в дикой природе, где им угрожают хищники, лесные пожары, болезни, стихийные бедствия.
Все встают
Животные – это хорошо. Но главное, конечно, люди. Артисты цирка демонстрируют на арене чудеса ловкости и физической силы, достигаемые изнурительными тренировками. В повседневной жизни они, как и все другие люди, тоже способны на героические поступки.
…Дрессировщик Виталий Смолянец ехал ночью на машине, когда увидел, что на обочине горит чей-то автомобиль. Он бросился на помощь. Люди суетились на плохо освещенной дороге, и Смолянца сбил проезжавший мимо грузовик. Дрессировщик потерял обе ноги. Цирковой Маресьев мечтает вернуться к своей работе. Сейчас ему делают биопротезы… По итогам конкурса «Мастер» Смолянец признан лучшим дрессировщиком года. Когда его вывезли на арену в инвалидной коляске, зал встал, как писали раньше, в едином порыве.
И еще одного участника церемонии встретили стоя – когда на арене появился Олег Попов. Приезд «солнечного клоуна» долгое время был под вопросом. Говорили, капризный. И из страны эмигрировал, поссорившись с коллегами, и сейчас тянет резину. Оказалось, не такой уж и капризный. Эмигрировал, поссорившись не с коллегами, а с продюсерами (среди тех тоже далеко не все ангелы), задержался на день, поскольку жене неправильно оформили визу. Прибыл в гостиницу в половине десятого вечера, а через полчаса пошел в цирк, где репетировал до четырех утра. Автографы раздавал направо и налево. На церемонии закрытия показал два великолепных номера. На пресс-конференцию после сильно затянувшейся церемонии закрытия пришел, хотя организаторы боялись, что из-за усталости откажется, все-таки не ребенок – 84 года человеку. Тем не менее явился, готов был отвечать на вопросы не 10 запланированных минут, а пока не иссякнут вопросы. Сыпал байками. Сказал, что самая любимая его такая: произошло это на гастролях советского цирка в Чили. Там он отметил свой день рождения. Назавтра к нему подошел переводчик и сказал, что одному местному богачу очень понравилось его выступление, и, узнав, что у клоуна накануне случился день рождения, просил передать презент. С этими словами переводчик вручил артисту конверт. В это время к нему подошла руководительница нашей делегации: что это? Попов ответил, мол, не знает, только получил. Раскрывает конверт. Там лежит бланк настоящего банковского чека и что-то вписано от руки. В глаза сразу бросилось интернациональное слово «миллион». Руководительница сказала: «Эти деньги государственные». Она забрала у Попова конверт и отнесла в посольство. Думала, это сумма в долларах или в песетах. В посольстве ее подняли на смех. Оказывается, богатый шутник прислал Попову «миллион благодарностей.
Вопрос без ответа
Сочи не сидит на скудном гастрольном пайке. Многочисленные афиши извещают о предстоящих приездах знаменитостей. Тем не менее цирковой фестиваль, в котором участвовали 900 человек, сразу оказался в центре внимания. Большинство мероприятий были бесплатными, проходили и днем, и вечером. Репетиции тоже проходили на глазах у зрителей. Всем участникам места в цирке не хватало, репетировали на прилегающей территории. Это было тоже интересное зрелище.
Так кому в первую очередь предназначено цирковое искусство – детям или взрослым? Простое наблюдение за составом зрителей позволяет выдвинуть смелую версию, что всем.