Российские женщины и сами привыкли относиться к себе как к объекту, а не субъекту. Фото Reuters
Одна моя знакомая, перебравшаяся несколько лет назад в Британию (любовь-морковь, замужество и ПМЖ), рассказывает, что, когда приезжает на побывку на родину, подруги, окидывая ее оценочным взглядом, каждый раз спрашивают: «Что, в Лондоне так теперь ходят?» И через паузу: «Так что там все-таки носят?» Она честно отвечает: там носят, кому что нравится, главное, чтобы было удобно. «А из брендов?» Знакомая слегка тушуется, вспоминая, как когда-то приехала из Москвы вся такая с иголочки и в брендах; люди на улице косились, да и соседи как-то странно поглядывали… Она осмотрелась и поняла, что не вписывается в окружающий ландшафт, внешне выпадает из него. С тех пор, абсолютно не заморачиваясь на тряпки, зимой ходит в старой афганской дубленке, летом в футболке. «Да там бренды не в чести». Подруги недоверчиво косятся – не врет? А чем тогда заниматься, если не правильным гардеробом? Ведь главное для женщины – соответствовать моде и выглядеть на все сто, разве нет? Как это – не следить за собой? Просто неприлично даже…
Для россиянок, зацикленных на внешней привлекательности, следить за собой означает красить губы даже перед походом в туалет. Они тратят немереное количество денег, времени и сил на поддержание внешнего вида, соответствующего принятому канону: одежда модная, шпильки высокие, макияж яркий, золото в ушах, на шее, на руках. Да, еще маникюр, почитаемый обязательным, со стразами, с цветочками, в горошек… Наши женщины экономят на еде, но жизни не представляют без пилингов и обертываний в салонах красоты, а также наличия в сумочке безумно дорогой косметики от лучших мировых брендов. И очень сокрушаются и комплексуют, если на ногах у них не «лабутены».
Вроде бы все оттого, что у нас на 10 девчонок по статистике 8 ребят. Но только ли дело в высокой конкуренции? Или, бери выше, в сексизме, который ставит способности, интересы и модели поведения людей в зависимость от их пола? Навязывает, так сказать, определенные акценты?
Наши красотки освежают помаду на губах даже за обедом. |
Что правда, то правда, российское общественное сознание сильно подвержено влиянию ролевых стереотипов: мужчине – дело, женщине – цацки, мужчина – субъект, женщина – объект. Женщины почему считаются менее компетентными во всех областях жизни? Потому как какая компетентность может быть у объекта? Не повторяя известную истину, кого скорее возьмут на работу и у кого выше будет оклад, приведу схожее наблюдение. В любом рабочем коллективе чем чаще мужчина берет слово, тем более компетентным его считают окружающие, с женщинами же происходит с точностью до наоборот – чем чаще они «выступают», тем ниже становится их авторитет в глазах коллег; уровень профессионализма отнюдь не засчитывается.
Очень много сексизма в телесериалах, в видеоиграх, в рекламе, где в хвост и в гриву используется женская сексуальность (мужчина-потребитель должен захотеть и женщину на баннере, и ту машину или часы, которые она рекламирует). Девочек чуть ли не с рождения учат подчеркивать свою женственность, пестовать, холить и лелеять ее, девочка вырастает с мыслью, что она будет цениться в первую очередь за способность физически привлекать мужчин, а не за свой ум, интеллигентность или профессиональные достижения. В дальнейшем она убеждается, что так оно и есть. Ведь непреложная российская истина гласит: мужчина сексуален тогда, когда успешен, а женщина успешна тогда, когда сексуальна.
В самом деле, никого не интересует, какой там у «бабы» внутренний мир и личностные качества, главное, это какой у нее размер груди, есть ли внешние недостатки, лишний вес, целлюлит и все такое прочее. То есть ее оценивают как лошадь – по зубам и статям. При таком подходе женщине приходится либо постоянно бороться с тотальным обесцениванием себя, либо занимать подчиненное положение рядом с мужчиной; первых обзывают феминистками, вторых у нас абсолютное большинство. Российских мужчин, привыкших, что пол автоматически дает им право на главенство и приоритет, разумеется, больше устраивает сексизм, чем феминизм, но странным образом устраивает он и женщин, которые и сами привыкли относиться к себе как к объекту, а не как к полноценной личности. Разве что немногочисленные феминистки трубят про мачизм, навязывающий женщине акцент на ее сексуальность, и даже именуют это дело разновидностью дедовщины.
Так-то оно так, конечно, однако… Понятно, что рассекать в футболке и без макияжа проще и удобнее, но ведь не эстетичнее? Может, красиво одеваться и быть привлекательной все-таки того… допустимо? Ну, если без фанатизма. Ну, чтобы нравиться себе самой.
И вот в момент сих драматических размышлизмов мне на глаза попадается текст, прямо-таки в унисон резонирующий. От первых слов («Уровень сексизма в России проявляется во многом, но прежде всего в способах презентации женственности. Яркая боевая раскраска, специфическая мода, презирающая стиль casual, агрессивное подчеркивание половых различий – лучшее подтверждение того, что сексизм в России не только есть, но настолько влиятелен, что уже неразличим, как воздух») до последних («А если говорить проще, сексизм и есть половая версия русского деспотизма»). Автор, бывший наш, а ныне американский профессор, заприметил еще много чего – связь российского сексизма с патриархальностью, традиционализмом, восточными нравами. По его наблюдениям, взгляды, присущие западному миру на способы проявления пола, очень отличаются от российских. «Вы отличаете человека, владеющего словом, от косноязычного? Сексуальное поведение точно такой же язык, с правилами и нормами». По мнению автора, западный мир в миллион раз более стеснительный и зажатый, чем российский, поэтому там все скромнее, постнее, глуше; может, за закрытыми дверями и происходит то же самое, но публичное пространство по сравнению с российским представляется прозекторской. Автор уверяет, что когда наведывается в родной Питер, у него появляется ощущение, что он то ли в женской бане, то ли в малине на Лиговке. «В Америке не только не принята презентация себя как сексуального объекта, она осуждается как откровенное… сами знаете, что. Впрочем, по-русски это именуется кокетством».
И вот что в том тексте потрясло больше всего. Утверждение, что красота на Западе удел либо звезд экрана, либо проституток, всем остальным демонстрировать красоту считается очень плохим тоном. «Если красивая будет подчеркивать свою красоту, то к ней будут относиться как к женщине, а не как к профессионалу и специалисту. Сексуальность и профессиональность – антиподы. Добавляете одно, уменьшается другое, и наоборот. Подчеркивать в себе женственность означает: «Я больше ни на что не гожусь».
Вот тебе и непреложная российская истина, гласящая, что женщина успешна тогда, когда сексуальна...
Ох уж этот перпендикулярный мир – нет-нет да и нагадит!