0
6320
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.08.2015 00:01:00

Недолгая "Свадьба"

Владимир Солоненко

Об авторе: Владимир Константинович Солоненко – книговед, историк книги, кандидат филологических наук, исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей.

Тэги: кино, режиссер, короткометражные фильмы, шестидесятые годы, грузия, высоцкий


кино, режиссер, короткометражные фильмы, шестидесятые годы, грузия, высоцкий Юноша встречает в автобусе прекрасную девушку…

Вспоминая кино нашей юности (а кто не вспоминает!), почему-то больше всего жалею о коротком метре. Многое и из полнометражных фильмов забыто, находится в забвении, не мелькает на ТВ. А уж старое короткометражное кино – это вообще исчезнувший мир.

А когда-то его старались донести до зрителя. Посредством удлиненного сеанса. Кто помнит? Билет стоил на 10 коп. дороже, а к главной картине присовокупляли короткометражный фильм (помимо киножурнала, конечно). Он должен был демонстрироваться перед основным фильмом. Но кое-где шли «навстречу» кинозрителю и ставили прицеп в конце. И тогда весь зал, в общем-то, валил из кинотеатра, довольствуясь большим кино.

Но нередко короткий фильм стоил полного, а то и перевешивал. Помню, осенью 1967 года, будучи в Белоруссии, посмотрел «Зосю» Михаила Богина (полный восторг!), а в связке с ним – «Срочно требуется песня» Станислава Чаплина (Ленинградская студия кинохроники), с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким и другими бардами. В то время это была просто сенсация! Приезжаю к себе в Симферополь, иду еще раз на «Зосю», а там опять «Срочно требуется песня» (ведь на афишах название короткометражной ленты не указывалось)! Видимо, сцепку утверждали на самом верху прокатной конторы.

Было и по-другому. Две короткие ленты (иногда и три) шли как обычный сеанс. Именно таким образом ровно 50 лет назад, в июле 1965 года, вышел на экран двухчастный, 20-минутный фильм с коротким и простым названием «Свадьба». Не помню подробностей. Но точно – смотрел его в Симферополе не менее двух раз. Возможно, картину показали еще и по телевидению. В общем, фильм хорошо запомнился. Недавно заглянул в ленинградскую газету «Смена» с июльским репертуаром 1965 года всех местных кинотеатров. «Свадьба» шла в сцепке с документальной лентой Александра Згуриди «Зачарованные острова». А гайдаевские «Самогонщики» были в сцепке с документальным «Путешествием по Аргентине». Может, так и по всей стране?

Что же это была за «Свадьба»? Дипломная работа выпускника режиссерского факультета ВГИКа Михаила Кобахидзе (поступал на киноведческий факультет – безуспешно, поступил на актерский, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, позже перевелся в режиссерскую группу). По его же сценарию. До этого он снял в институтской учебной студии еще два фильма: «Молодая любовь» и «Карусель». И все три фильма – без слов. То есть герои общаются, но слова не нужны, и так все понятно. Немое кино в эпоху звукового – смелое решение!

(Заметим в скобках: дипломные работы иных выпускников были настолько хороши, что попадали на всесоюзный экран, хотя и ограниченным числом копий. Как тут не вспомнить Андрея Тарковского с его работой «Каток и скрипка» (1961)! А три выпускные работы трех женщин: Инессы Селезневой, Инны Туманян и Джеммы Фирсовой (1967)? И все три – экранизация рассказов Василия Аксенова, составившие киноальманах «Путешествие»! А экранизация дипломницей Динарой Асановой рассказа Валентина Распутина «Рудольфио» с Юрием Визбором (1969)! Последнего любят на ТВ, часто вспоминают, но ни разу не показали актера в роли Рудольфа (Ио – имя героини, придумавшей им общее имя.)

Вернемся к «Свадьбе». Это картина, которую трудно пересказать, ее надо видеть. Ведь сюжет совершенно банальный. Отсюда и проблемы с ее созданием. На вопрос, как делался фильм, молодой режиссер ответил: «Нас было двое кинематографистов – оператор Николай Сухишвили, первокурсник (!) заочного отделения (!) ВГИКа, и я. Трое моих друзей согласились быть ассистентами-администраторами. Свет и машину выпросили у телестудии. Студия «Грузия-фильм» дала деньги. Мало кто верил в нашу затею: уж очень заурядным казался сюжет фильма. Но я просил так немного, что, продолжая не верить, нам дали и деньги, и пленку, и кинокамеру».

Снимали на улицах Тбилиси, нередко скрытой камерой, когда лишь актеры в толпе горожан знали, что их снимают.

Юноша, как потом выяснилось, аптекарь по профессии, в автобусе встречает девушку. Он ею увлекается, следуют еще встречи, обнадеживающие, внушающие взаимное развитие чувств. Наконец, герой собирается к своей возлюбленной, сначала в мечтах и успешно, потом – в действительности. И совсем по-другому. Появившись у ее дома с букетом цветов, он видит свадебный кортеж, его подруга приближается к квартире в фате, с женихом и в сопровождении гостей. Это свадьба! Но не его! Удар! Разочарование! Вот и весь сюжет.

…и все заканчивается свадьбой. Но чужой. 	Кадры из фильма «Свадьба». 1964
…и все заканчивается свадьбой. Но чужой. Кадры из фильма «Свадьба». 1964

Режиссерское же решение – это тонкая, изысканная работа. Работа, наполненная свежестью, юмором, иронией, грустью, небывалой искренностью. Слов нет, но есть музыка, весьма классно подобранная! Среди прочих за кадром звучит мелодия из диснеевских «Трех поросят», а в кульминационной части – русский романс «Две гитары» в исполнении Шарля Азнавура. Имени Азнавура в титрах не было. Его пластинки в то время у нас еще не выпускали. Но кто поет за кадром, я 50 лет назад знал. Откуда? Бог весть. Может, благодаря радио? Или журналу «Советский экран»?

Актерская игра также способствовала успеху. Главного героя талантливо, по-чарличаплински сыграл студент режиссерского факультета Тбилисского театрального института Георгий Кавтарадзе (впоследствии множество ролей в кино, большой вклад в театральное искусство Грузии). Девушку – ученица 7-го (!) класса Нана Кавтарадзе. Строгую мать девушки – актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили Екатерина Верулашвили. Небольшую роль человека с газетой сыграл тогдашний выпускник ВГИКа Баадур Цуладзе, позже ставший достаточно известным актером («Не горюй», «Пловец», «Блондинка за углом» и др.) и режиссером.

Еще до выхода на всесоюзный экран картине рукоплескали в залах Дома кино, Союза кинематографистов, Госкино СССР. Фильм направили на XI Международный кинофестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ). Там «Свадьба» получила главную премию «За лучший короткометражный игровой фильм», премию Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) «За простоту, честность и ясность при соответствующем хорошем исполнении» и премию «Интерфильм» Христианской евангелической организации. И это досталось всего лишь дипломной работе! Вряд ли какая другая выпускная работа имела такой успех.

И это еще не все. После были Большой приз жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне, Почетный диплом XV Международного кинофестиваля в Мельбурне, Почетный диплом XIII Международного кинофестиваля в Сиднее, Специальная премия Управления культуры города Мендоса на V Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Буэнос-Айресе.

Михаил Кобахидзе как режиссер сделал очень мало и только в коротком метре. В 1967 году «Зонтик» и в 1969-м «Музыканты», опять же – все без слов. По его сценариям поставлены игровые и мультипликационные ленты. В середине 90-х уехал во Францию и там еще что-то сделал в кино. В семье Михаила Германовича в 1983 году случилось несчастье. Его сын Герман, актер студии «Грузия-фильм», участвовал в попытке угона пассажирского самолета, с террористическим актом и жертвами. В 1984-м был приговорен к высшей мере наказания. Но это уже другая история. «Свадьба» же останется одним из шедевров мирового короткометражного кино.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1830
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1148
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1130

Другие новости