Юноша встречает в автобусе прекрасную девушку…
Вспоминая кино нашей юности (а кто не вспоминает!), почему-то больше всего жалею о коротком метре. Многое и из полнометражных фильмов забыто, находится в забвении, не мелькает на ТВ. А уж старое короткометражное кино – это вообще исчезнувший мир.
А когда-то его старались донести до зрителя. Посредством удлиненного сеанса. Кто помнит? Билет стоил на 10 коп. дороже, а к главной картине присовокупляли короткометражный фильм (помимо киножурнала, конечно). Он должен был демонстрироваться перед основным фильмом. Но кое-где шли «навстречу» кинозрителю и ставили прицеп в конце. И тогда весь зал, в общем-то, валил из кинотеатра, довольствуясь большим кино.
Но нередко короткий фильм стоил полного, а то и перевешивал. Помню, осенью 1967 года, будучи в Белоруссии, посмотрел «Зосю» Михаила Богина (полный восторг!), а в связке с ним – «Срочно требуется песня» Станислава Чаплина (Ленинградская студия кинохроники), с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким и другими бардами. В то время это была просто сенсация! Приезжаю к себе в Симферополь, иду еще раз на «Зосю», а там опять «Срочно требуется песня» (ведь на афишах название короткометражной ленты не указывалось)! Видимо, сцепку утверждали на самом верху прокатной конторы.
Было и по-другому. Две короткие ленты (иногда и три) шли как обычный сеанс. Именно таким образом ровно 50 лет назад, в июле 1965 года, вышел на экран двухчастный, 20-минутный фильм с коротким и простым названием «Свадьба». Не помню подробностей. Но точно – смотрел его в Симферополе не менее двух раз. Возможно, картину показали еще и по телевидению. В общем, фильм хорошо запомнился. Недавно заглянул в ленинградскую газету «Смена» с июльским репертуаром 1965 года всех местных кинотеатров. «Свадьба» шла в сцепке с документальной лентой Александра Згуриди «Зачарованные острова». А гайдаевские «Самогонщики» были в сцепке с документальным «Путешествием по Аргентине». Может, так и по всей стране?
Что же это была за «Свадьба»? Дипломная работа выпускника режиссерского факультета ВГИКа Михаила Кобахидзе (поступал на киноведческий факультет – безуспешно, поступил на актерский, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, позже перевелся в режиссерскую группу). По его же сценарию. До этого он снял в институтской учебной студии еще два фильма: «Молодая любовь» и «Карусель». И все три фильма – без слов. То есть герои общаются, но слова не нужны, и так все понятно. Немое кино в эпоху звукового – смелое решение!
(Заметим в скобках: дипломные работы иных выпускников были настолько хороши, что попадали на всесоюзный экран, хотя и ограниченным числом копий. Как тут не вспомнить Андрея Тарковского с его работой «Каток и скрипка» (1961)! А три выпускные работы трех женщин: Инессы Селезневой, Инны Туманян и Джеммы Фирсовой (1967)? И все три – экранизация рассказов Василия Аксенова, составившие киноальманах «Путешествие»! А экранизация дипломницей Динарой Асановой рассказа Валентина Распутина «Рудольфио» с Юрием Визбором (1969)! Последнего любят на ТВ, часто вспоминают, но ни разу не показали актера в роли Рудольфа (Ио – имя героини, придумавшей им общее имя.)
Вернемся к «Свадьбе». Это картина, которую трудно пересказать, ее надо видеть. Ведь сюжет совершенно банальный. Отсюда и проблемы с ее созданием. На вопрос, как делался фильм, молодой режиссер ответил: «Нас было двое кинематографистов – оператор Николай Сухишвили, первокурсник (!) заочного отделения (!) ВГИКа, и я. Трое моих друзей согласились быть ассистентами-администраторами. Свет и машину выпросили у телестудии. Студия «Грузия-фильм» дала деньги. Мало кто верил в нашу затею: уж очень заурядным казался сюжет фильма. Но я просил так немного, что, продолжая не верить, нам дали и деньги, и пленку, и кинокамеру».
Снимали на улицах Тбилиси, нередко скрытой камерой, когда лишь актеры в толпе горожан знали, что их снимают.
Юноша, как потом выяснилось, аптекарь по профессии, в автобусе встречает девушку. Он ею увлекается, следуют еще встречи, обнадеживающие, внушающие взаимное развитие чувств. Наконец, герой собирается к своей возлюбленной, сначала в мечтах и успешно, потом – в действительности. И совсем по-другому. Появившись у ее дома с букетом цветов, он видит свадебный кортеж, его подруга приближается к квартире в фате, с женихом и в сопровождении гостей. Это свадьба! Но не его! Удар! Разочарование! Вот и весь сюжет.
…и все заканчивается свадьбой. Но чужой. Кадры из фильма «Свадьба». 1964 |
Режиссерское же решение – это тонкая, изысканная работа. Работа, наполненная свежестью, юмором, иронией, грустью, небывалой искренностью. Слов нет, но есть музыка, весьма классно подобранная! Среди прочих за кадром звучит мелодия из диснеевских «Трех поросят», а в кульминационной части – русский романс «Две гитары» в исполнении Шарля Азнавура. Имени Азнавура в титрах не было. Его пластинки в то время у нас еще не выпускали. Но кто поет за кадром, я 50 лет назад знал. Откуда? Бог весть. Может, благодаря радио? Или журналу «Советский экран»?
Актерская игра также способствовала успеху. Главного героя талантливо, по-чарличаплински сыграл студент режиссерского факультета Тбилисского театрального института Георгий Кавтарадзе (впоследствии множество ролей в кино, большой вклад в театральное искусство Грузии). Девушку – ученица 7-го (!) класса Нана Кавтарадзе. Строгую мать девушки – актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили Екатерина Верулашвили. Небольшую роль человека с газетой сыграл тогдашний выпускник ВГИКа Баадур Цуладзе, позже ставший достаточно известным актером («Не горюй», «Пловец», «Блондинка за углом» и др.) и режиссером.
Еще до выхода на всесоюзный экран картине рукоплескали в залах Дома кино, Союза кинематографистов, Госкино СССР. Фильм направили на XI Международный кинофестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ). Там «Свадьба» получила главную премию «За лучший короткометражный игровой фильм», премию Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) «За простоту, честность и ясность при соответствующем хорошем исполнении» и премию «Интерфильм» Христианской евангелической организации. И это досталось всего лишь дипломной работе! Вряд ли какая другая выпускная работа имела такой успех.
И это еще не все. После были Большой приз жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне, Почетный диплом XV Международного кинофестиваля в Мельбурне, Почетный диплом XIII Международного кинофестиваля в Сиднее, Специальная премия Управления культуры города Мендоса на V Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Буэнос-Айресе.
Михаил Кобахидзе как режиссер сделал очень мало и только в коротком метре. В 1967 году «Зонтик» и в 1969-м «Музыканты», опять же – все без слов. По его сценариям поставлены игровые и мультипликационные ленты. В середине 90-х уехал во Францию и там еще что-то сделал в кино. В семье Михаила Германовича в 1983 году случилось несчастье. Его сын Герман, актер студии «Грузия-фильм», участвовал в попытке угона пассажирского самолета, с террористическим актом и жертвами. В 1984-м был приговорен к высшей мере наказания. Но это уже другая история. «Свадьба» же останется одним из шедевров мирового короткометражного кино.