0
3819
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.07.2015 00:01:00

Вместо бунта – абсурд и Бог

Велимир Разуваев
Заместитель заведующего отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Велимир Владимирович Разуваев – заместитель заведующего отделом политики «НГ».

Тэги: человек, бунт, бог, кризис ценностей, консервативные ценности, сизиф, альбер камю


человек, бунт, бог, кризис ценностей, консервативные ценности, сизиф, альбер камю Кто способен вывести на улицу уставших сизифов? Антонио Дзанки. Сизиф. 1660–1665. Маурицхёйс. Гаага, Нидерланды

Случаются порой самые настоящие водовороты. Жизнь вокруг бурлит, а ты все вертишься, сопротивляешься, пытаешься не пойти ко дну, покуда тебя обволакивают краски ночи, тревожные воспоминания и сомнительные перспективы. И вот, когда совсем худо, смотришь в окно – а там уже и утро настало, ласточки воздух рассекают. И как-то легче становится. Уменьшительно-ласкательные птички: вот бы и человеку так. А потом думаешь: не, тут же «человечек» получается. А то и вовсе: «человечишка». Лучше уж на дно.

Хотя должен со всей честностью сказать: никогда там не был. Это все так, патетика. Еще одна болезнь века. Вроде того, что читал у Михаила Веллера: кругом козлы и бездарности, не печатают, денег нет, а у самого, между тем, бутерброды с сыром и колбасой. Или как мой декан (первый из них), вещая с кафедры про свое ужасное детство в СССР: и пока родители вкалывали, моя нянечка… Все эти отцы энергоэволюционизма и прожженные демократы, наверное, заслуживают улыбки несчастных голодранцев и босяков.

Но сентиментальность – грех. Человек чувствительный уподобляется океану, которому нет дела до того, что города на берегу смывает цунами от его волнений. От справедливости до голодной Африки 3 тысячи километров. Проще уж дать слово тому, кто бедность любил. Как великий французский писатель Альбер Камю. Скажу откровенно, что мало про него знаю; вернее не так – я знал, но многое забыл в силу особенных причин. Но он важен для меня и, уверен, для многих других, потому как этот «лягушатник» способен вселять такую вселенскую печаль, что потом не отделаешься.

Другой француз – Ромен Гари – как-то очень хорошо написал о нем в своем автобиографическом романе «Обещание на заре». Узнал Ромен про трагическую судьбу отца, сел, к стене прислонившись. Голову понурил. Но повезло ему, что в этот момент мимо проходил Альбер Камю – и отвел его в свой кабинет. Все. Точка.

У меня тоже было нечто подобное. Провожал я девушку в «Ритц», где у нее были назначены переговоры. Вошли мы в фойе – она пошла на встречу, а я на диванчике устроился. Сижу и прокручиваю в голове два момента. Во-первых – как меня сюда вообще впустили… Во-вторых – как же хочется спалить тут все, так сказать, для установления мировой справедливости. Думаю: от греха подальше выйду-ка я покурить.

Выхожу, а на улице фотографы, 16-летние девочки, вспышки, эйфория. Ну наконец-то, наконец-то. А ведь та роль Чацкого была не единственным моим достижением в богатой драматическими персонажами школьной театральной карьере… Отхожу в сторону, закуриваю. Проходит минуты три, и из дверей выходит Джерард Батлер. Машет всем ручкой, садится в машину и уезжает. И поскольку я там был единственный, кто воспринял ситуацию буднично (не ждал, в общем, я его), могу с уверенностью сказать: у этого момента было два царя - Леонид и я.

Камю я открыл в старших классах. Что, безусловно, было большой ошибкой. Тем летом я два или три раза перечитал «Постороннего» и потом часто к нему возвращался. «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти», – вот это да, вот это концовка. Эх, Наташа… Или Настя. Или… В общем, понятно, обо мне – страдающем старшекласснике – написал.

Он сам был страдальцем. Причем всю жизнь. Болел – туберкулез. Любил – много и коротко. Женился на морфинистке, развелся, потом Франсин Фор, Мария Казарес и так далее. Не везло. Путешествовал по мере возможностей, писал: знаменитая «Чума», упомянутый «Посторонний», «Миф о Сизифе» – дань традициям французской эссеистики. Я был без ума от «Падения» – водоворот страстей и переживаний, новаторская форма (текст-обращение), сюжет о человеке, у которого было все, а потом…

Но что самое важное – дневники. Это единственный, наверное, писатель, чьи дневники мне было интересно читать. И не столько даже размышления и мысли, сколько описания погоды. Он был ассистентом в метеорологическом институте (где-то я читал, что даже на станции поработал) и потому, должно быть, мог буквально в двух словах создать пахнущий дождем или морем набросок. Его небо величественно в краткости, в основе пейзажа Камю достигается компромисс между отсутствием банальностей и велеречивости – и простором для собственного воображения.

А в центре всех этих рассуждений, пейзажей и писательских приемов, конечно, человек. Тем и важен Камю – 50 лет назад, сейчас, 50 или 500 лет спустя. Я не знаком со статистикой продаж художественной или философской литературы. Слышал как-то, что французом зачитывались в США. Слышал еще, что у нашей молодежи в ходу Иосиф Бродский. Про Камю не знаю, но, мне кажется, сейчас надо скорее его читать, чем Бродского.

А дело вот в чем. Мне приходилось писать – и, к сожалению, еще больше читать – о сторонниках теории заговора неких иностранных сил в России. Речь идет о пресловутых методичках Джина Шарпа. А если конкретнее – то о его книге «От диктатуры к демократии». И, ей-богу, это очень смешно. Шарп написал неплохую книжку. С благородными, пожалуй, целями: противодействие авторитарным режимам, ненасильственная борьба, все дела.

Но тут нужна поправочка. Шарп – это такая смесь Ганди и Камю для девочек. Ну правда – кого способен пробудить и вывести на улицы Шарп? Уставших сизифов, в полной мере осознающих тщетность бытия? Столько разговоров про увеличение производительности труда, про лентяев, про то, что кризис оставит лучших – голодранцам и босякам впору хохотать, и это будет злобный смех сквозь слезы. Каждый день я читаю о каком-нибудь водителе фуры, который вылетел с дороги, потому как сидел за рулем больше суток.

И ведь все терпится. И понижение зарплат, и увольнения, отсутствие льгот и гарантий, серые схемы оплаты труда, невозможность выйти на митинг, прогосударственные профсоюзы, пиаровские СМИ, никакущие жилищные условия и бла-бла-бла – за все это можно выпить. И Шарп об этом. Выпьем! Смех и слезы.

Бунт здесь рождается совсем иначе – через кризис ценностей. Недавно я как раз читал статью про то, как наши революционеры первой четверти XX века закалялись в горниле философских дебатов. А теперь у одних – европейский путь (какой такой европейский – тоже не поймешь), у других – ужасный Шарп, а у третьих, как писал недавно Михаил Жванецкий, – нет идей.

Зато у последних есть удачно эксплуатируемые консервативные ценности – и это в стране, где с разводами беда. И ведь по всему получается, что эти третьи оказались объективно умнее. С разводами беда, но в Бога на каком-то чуть ли не генетическом уровне народ верит. По-своему, радикально, так, что и сомневаться начинаешь – правда или нет, но верит.

Параллель проста. Важным персонажем размышлений Камю был Федор Достоевский. Точка пересечения – абсурд. Для француза он был выражен в Сизифе, толкающем камень на гору, а затем каждый раз спускающемся за ним. Ужасно, но лишь когда ты об этом думаешь, а так – камень становится родным. Для Достоевского абсурд заканчивался, он видел ответ. На пересечении всех возможных вариаций того, как бы звучал этот ответ, лежит одно слово – «Бог».

Камю в Бога не верил. Но верил в перманентный бунт, являющийся залогом того, что человек понимает: я существую. Наш человек живет без бунта, но с Богом. При всем при том, что религия сегодня в каком-то смысле национализирована.

Но речь не о том, что Бога нужно вернуть, убить или еще что-нибудь. Не о революциях – хватило уже. Речь об умах, которых не хватает. С превеликой радостью прочитал недавно в Facebook у Антона Долина про россиян, которыми должна гордиться страна. Но сколько их таких? Так ли велико их значение? Оглянешься – безвременье. Собственный, особый путь, но без архитектуры, музыки, литературы. И совести («совестью Запада» называли Камю).

Другими словам – это все не про людей. У одних, у других, у третьих. Потому и не верится никому. Нет «особости» – одни не предлагают, другие не могут, третьи пугают – но чем? Не страшно ведь, если терять особо нечего. Накопить каких-то культурных ценностей за новейшее время не успели, а те, что были, – забыли. Кризис каких ценностей должен произойти? Кризис Бога? Сплошной абсурд. Вот только понимание этого абсурда приходит все чаще, а камень свой нравится все меньше. Нет любви – ненависть зрителей. Хотя нет, постойте. Я не ждал Батлера у «Ритца», а потому жил не зря.

Да и Петру Мамонову я верил – когда он получал «Золотого орла». Но кто об этом помнит…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1263
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
564
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
800

Другие новости