Целебный сон на пчелах.
Эгоисты. Так называют себя некоторые жители Алтайского края. Но вкладывают в это слово они особый смысл: эгоист – тот, кто любит свой край и пытается его улучшить для себя и своих детей, сделать так, чтобы из него не хотелось уезжать.
Конечно, алтайские эгоисты амбициозны: принимая гостей из других регионов, они стремятся показать и доказать, что лучшего места на земле не найти. «Вы уедете домой уставшие, но счастливые. И вам обязательно захочется вернуться», – предупреждают они и вовсе не обманывают.
Горы и реки Алтая – это как озеро Байкал или вулканы Камчатки. Можно всю жизнь мечтать их увидеть, а потом всю жизнь вспоминать. Но край запоминается не только необычной для городского жителя природой. Удивляют и сами люди.
Например, живет на Алтае пасечник Слава, который разводит в стеклянных ульях «правильных» пчел. «Правильные» пчелы не кусаются, даже если их разозлить. Выясняется, что это иностранцы: европейские пчелы менее агрессивные, чем русские. «Кусаться им некогда», – рассказывает пасечник. Они торопятся сделать мед: предгорный, высокогорный, таежный, гречишный. Но мед – это еще не все, чем могут поделиться пчелы.
Слава приглашает в небольшой деревянный дом, похожий на беседку. При входе табличка: «Сон на пчелах». Внутри вдоль стен скамейки – под ними ульи. Все гудит. Слава рассказывает про полезные для человеческого организма пчелиные вибрации, про биополе, чакры, энергии. И конечно, все это кажется красивыми сказками для туристов. «Сказка – она ведь внутри нас. И в наших силах сделать ее реальностью», – говорит он вдруг.
Трудно не поддаться соблазну и не поспать на ульях. Ульи безопасные: пчелы внутрь дома не попадают. Ложишься на спину, лицо накрывают пропитанной прополисом тканью. Засыпаешь легко и быстро, а просыпаешься – будто заново рождаешься.
«К нам много людей приезжает, – рассказывает Слава. – И с нервными расстройствами, и с онкологией, и с ДЦП, и с астмой. Чтобы просто поспать здесь, на ульях, под пчелиный гул. Все это бесплатно. Мы живем за счет продажи меда и медовой продукции, а за это – денег не берем». Насколько целебна процедура – каждый, видимо, решает для себя сам.
Напоследок пасечник угощает чаем с травами, медом, медовухой и своим фирменным напитком, который каждого, кто его попробует, восхищает и пугает одновременно. Секрет напитка Слава раскрывает не сразу. Например, французы, по его словам, были уверены, что это особая алтайская разновидность коньяка. А оказалось – настойка на гадюке. Гадюк для такой настойки ловят рядом с пасекой.
Есть на Алтае и шаман-шоумен – директор этномузея, хранитель Золотой бабы и Главного бубна Алтая. Больше всего он запоминается молодым влюбленным парам своими рассказами о мужском сердце. Женщина всегда и везде должна находиться слева от своего мужчины, со стороны его сердца, учит шаман.
Особенно строго этого правила нужно придерживаться в гостях, на празднествах и вечеринках. Шаман объясняет женщинам: «Когда мужчина выпьет, его тянет налево. И когда его туда потянет, именно там вы и должны быть. А не со стороны печени, которая у него от выпитого переполняется желчью».
Шутки шутками, а посетители этномузея, услышав это, переглянулись: кто как сидит. Один из гостей даже поинтересовался: «Получается, мы все должны пересесть в праворульные автомобили?»
Правда, официальная статистика пока что не подтверждает действенности шаманских советов. Недавно Новосибирскстат сообщил, что в Алтайском крае в первые три месяца этого года на 100 браков приходилось 94 развода. И это худший в Сибири показатель. Может быть, шаман чего-то не договаривает либо не все жители края к нему прислушиваются.
Нарядное дерево с пожеланиями. Фото автора |
Не менее удивительны алтайские пивовары, для которых пивоварение – дело всей жизни, передающееся из поколения в поколение. Пивовары совсем не ругаются – по крайней мере на работе. Крепкое словцо, если уж душа попросит, могут позволить себе только в свободное от работы время за кружкой пива, когда ему ничто не угрожает, но не в цехе пивоваренного завода.
«Пивные дрожжи очень чувствительны. Реагируют на малейшие перепады температуры, на громкий звук. Поругаетесь здесь – и все, дрожжи испугаются, пиво не получится», – рассказывает директор завода. Поэтому мимо ранимых дрожжей делегация проходит с придыханием. И оживляется уже в другом цехе – около емкости с сиропом для лимонада.
И ведь не только дрожжи такие чувствительные. Почти то же самое говорил о пчелах пасечник: «Не надо идти к ним с негативом. Они все чувствуют и расстраиваются».
Неправильный настрой ощущают и лошади, на которых предлагают прокатиться туристам. Когда садишься на лошадь впервые и стараешься удержать равновесие, трудно одновременно с этим ловить еще и нужный для конной прогулки настрой. Наверное, именно поэтому лошадь предпочитает сначала просто щипать траву, а не везти балансирующего на грани нервного срыва седока. Впрочем, через час вы уже находите общий язык, а через два – гордо лихачите по полям.
И то ли все дело в природе, в чистом воздухе, в закатах, которые меняют цвет каждые пять минут – от алого до сиреневого, то ли в людях, но алтайский эгоизм заразителен. Есть на Алтае одно место, где растет очень нарядное дерево, – Бирюксинский перевал. Дерево большое, растет около дороги. Все его ветки, до которых можно дотянуться, украшены разноцветными лентами. Некоторые ленты давно выцвели, некоторые пока еще яркие и чистые, как будто их привязали буквально вчера. Путешественники оставляют на дереве такие украшения с очень эгоистичным желанием – вернуться сюда еще раз.