Показательный матч Winter Classic в Тбилиси на фоне древней крепости Нарикала и церквей смотрелся эффектно. Фото автора
Около полудня 9 апреля мне очень хотелось оказаться в турецком Измире. Там проходит чемпионат мира по хоккею. В третьем дивизионе. Самом слабом. На матчах третьего дивизиона не увидеть ни феерических комбинаций, ни умопомрачительных индивидуальных действий, ни фантастических сейвов вратарей, ни захватывающих дух силовых приемов, ни сумасшедшей силы бросков… Все достаточно скромно, в соответствии с уровнем дивизиона – последним. Но в Измире 9 апреля делалась история. Там сборная Грузии одержала свою первую победу в официальном турнире. Выиграла у сборной Боснии и Герцеговины 4:1. У боснийцев тоже «история» – они забили свою первую шайбу. Но это их дело, их радость. Наверное, и эта сборная когда-нибудь испытает счастье победы, как грузинская. Потому что любовь к делу, самоотдача и вера – никогда впустую не пропадают.
У парней из Грузии все это присутствует. И подозреваю, что в избытке. Потому как в ином случае они бы, наверное, забросили хоккей – вид спорта не самый популярный в стране, где в почете футбол и регби, баскетбол и водное поло, борьба и дзюдо. Где нет льда для постоянных тренировок, где в магазинах нет хоккейной амуниции и ее приходится искать подешевле на «амазоне» и покупать на свои деньги. Где с нетерпением ждут короткой зимы, два-три месяца которой позволяют играть и тренироваться на открытом льду в горнолыжном курорте Бакуриани. Условия спартанские, но зато лед бесплатный – каток на открытом воздухе заливают местные хоккеисты из команды «Мимино». Федерация хоккея Грузии как может помогает парням – устраивает национальный чемпионат по разъездной системе: турнир в Бакуриани, турнир в Батуми – уже на закрытом катке… Зарплата тренеру сборной – специалисту из Украины Евгению Алипову, содержание самой команды – хоть какие-то минимальные сборы, поездка на чемпионат. Все эти расходы, по словам ее исполнительного секретаря Сандро Вашакидзе, несет федерация, а с деньгами совсем не густо. Поэтому спрашивать о профессиональных хоккеистах бессмысленно. Их нет. Приходится инженерам и барменам, строителям и студентам, врачу и даже швейцару отпрашиваться с работы/учебы, чтобы играть. И ладно бы в «нормальные», по местным понятиям, игры. Наверное, не один работодатель или декан факультета удивленно приподнимает брови или недовольно хмурит их, узнавая об увлечении подчиненного.
В естественных условиях Бакуриани в хоккей можно играть два-три месяца. |
Национальный чемпионат разыгрывают четыре команды – три тбилисские с пышными названиями на североамериканский манер Fiery Crusaders, Grey Wolves, Ice Knights и бакурианская «Мимино». Она-то, кстати, посильнее тбилисских, и ее хоккеисты составляют костяк сборной. Некоторое преимущество «Мимино», очевидно, объясняется природными условиями Бакуриани, позволяющими больше тренироваться на льду и играть. Команда «Мимино» примечательна и тем, что в ее составе играет, вероятно, самый возрастной хоккеист из зарегистрированных Международной федерацией – Гоча Джейранашвили. Ему 45 лет. А великому Яромиру Ягру «всего» 43. Джейранашвили превзошел и другого великого хоккеиста – Горди Хоу. В плане династии. Хоу играл в одной команде с сыновьями Марком и Мартином, а Джейранашвили выходит на лед с сыном и двумя племянниками. И в бакурианской команде, и в сборной Грузии. Чем не династия?! Он из тех грузинских парней, которые участвовали во второй попытке привить в стране хоккей. Это было в 1970-х годах. Не вышло. Эпизодически на энтузиазме удавалось проводить турниры, но система не сложилась. Как и при первой попытке, затеянной, разумеется, еще раньше. Почему хоккей так тяжело приживался в Грузии, сказать трудно, и одними проблемами со льдом не объяснить. Этот вид спорта никогда не вызывал отторжения у местной публики, как, к слову, крикет. Ледовые баталии сборной СССР на чемпионатах мира, Олимпиадах, североамериканских турне народ смотрел по телевизору, конечно, не тотально, но с увлечением. Имена Мальцева и Харламова, Кларка и Эспозито не были в Грузии пустым звуком. И не в одном тбилисском или кутаисском дворе детвора гоняла клюшками шайбу или маленький мячик по асфальту, а иногда утоптанному в «каток», но быстро таявшему снегу.
«Я с детства бредил хоккеем. И вдруг совершенно случайно узнал, что есть группа ребят, которая периодически собирается на крытом катке Школы фигуристов и играет в хоккей. Я не умел стоять на коньках, у меня ничего не было из амуниции. Было только желание играть», – вспоминает середину уже нулевых годов Константин Саникидзе – вратарь Grey Wolves и сборной Грузии последних лет. Но турнир в Измире он пропускает – в этом году из-за тяжелого рабочего графика Костя играл меньше обычного и уступил место в сборной более удачливым коллегам. «И таких, как я, ничего не умевших, но хотевших играть, оказалось немало. Фигуристы нас не любили – шайба портила им лед. Чтобы не лишиться льда, додумались шайбу поменять на скрученные в ее подобие и заклеенные изолентой носки… На какие только ухищрения не шли, лишь бы поиграть. Денис Давыдов, душа и организатор третьей «хоккейной волны», учил всех желающих азам – стоять на коньках, каким-то приемам, пробивал время для игр, обивал пороги разных инстанций, занимался оргвопросами…» – вспоминает Саникидзе.
Денис Давыдов – целая страница в грузинском хоккее. К глубокому сожалению, трагическая. Он создал и возглавил Федерацию хоккея Грузии. Добился приема в Международную федерацию. Очень может быть, что если бы не его неукротимая энергия, уверенность в достижении цели, энтузиазм, то и «третья волна» ушла бы в песок. Денис погиб в автокатастрофе в Турции несколько лет назад. Но хоккей успел поставить на ноги. Сегодня, например, только в Кутаиси надели коньки и взяли клюшки в руки почти 200 мальчишек. В Батуми секция набирает обороты. В Бакуриани – по традиции хоккеисты будут. В Тбилиси, к огорчению хоккеистов, бума пока нет. Поэтому зимой они для популяризации провели несколько выставочных матчей на открытом катке в исторической части столицы. В хоккейные стандарты каток, правда, не вписывался – размерами меньше, но без зрителей хоккеисты тем не менее не остались. И внимание к ним, кажется, будет только нарастать.
Сопоставляя результаты выступления сборной на чемпионатах мира, легко заметить прогресс. На прошлом турнире в Люксембурге команда радовалась забитым шайбам. Их было
немного. В Измире по-другому – из протоколов видно, что сборной не хватает «физики»: первые два периода команда проводит с соперниками на равных, или уступая минимально, но заключительный третий проваливает. Причина та же – нет льда, парни мало играют. Исключением стал победный матч против Боснии. И жаль, что идея снять фильм о грузинском хоккее у компании Go Group Media, базирующейся в Тбилиси и работающей на весь Кавказ, возникла год назад, а не сейчас, чтобы задокументировать историческую победу. Тогда съемочная бригада Go Group Media сопровождала сборную Грузии на чемпионате в Люксембурге.
«Мы снимали фильм в сотрудничестве с эстонским партнером. Работа почти завершена, фильм вот-вот будет готов к производству. Делать кино про игровой вид спорта, тем более такой динамичный, как хоккей, – сложно. Нам порой, как нашим хоккеистам, не хватало опыта. Но, кажется, справились, раз уж только трейлер вызвал заметный интерес у зарубежных спортивных телеканалов», – сказала «НГ» президент Go Group Media Маргарита Ахвледиани.
Ну если трейлер о грузинском хоккее вызвал интерес у спортивных специалистов, то точно недалек день, когда сами хоккеисты начнут вызывать интерес в странах с хоккейными традициями.
P.S. Когда номер подписывался в печать из Измира пришло еще одно радостное известие: сборная Грузии спасла матч против ОАЭ, в котором за минуту до конца проигрывала 2:4, а потом и выиграла в серии буллитов!